В настоящее время в Российской Федерации происходит модернизация системы помощи младшим школьникам с ОВЗ, среди которых также дети с нарушениями интеллекта. Основное содержание данной модернизации направлено на учет нозологических, возрастных, индивидуальных и психолого-педагогических особенностей младших школьников с нарушениями интеллекта.
Младшие школьники с нарушениями интеллекта имеют специфические психолого-педагогические особенности, среди которых на первый план может выступать нарушение мотивации к учебной деятельности.
Мотивация к учебной деятельности рассматривается нами, как заинтересованность ребенка учебной деятельность, понимание содержания учебной деятельности, понимания правил поведения в учебном заведении, сформированное учебное поведение, а также осознание смысла обучения для будущего.
Нарушения учебной мотивации к учебной деятельности у младших школьников с нарушениями интеллекта по мнению Б.И.Пинского могут проявлять в различной степени. Так, при грубых нарушениях мотивации к учебной деятельности, младшие школьники с нарушениями интеллекта могут выражать резко негативное отношение к обучению, которое будет заключаться в нарушениях эмоционально-волевой сферы, нарушениях учебного поведения, агрессивности в общении. При других видах нарушения мотивации к учебной деятельности внешних признаком нарушений мотивации может быть не выявлено: ребенок достаточно хорошо ведет себя на уроках, отвечает на вопросы учителя, выполняет задания, однако, ребенок не осознает в полной мере смыслообразующую сторону обучения и не проявляет инициативы в общении. Как пишет автор, учебная мотивация у младших школьников с нарушениями интеллекта индивидуальна в каждом конкретном случае [1].
Л.Ф.Тихомировой было проведено эмпирическое исследование мотивации к учебной деятельности среди младших школьников с нарушениями интеллекта. Проведенное автором исследование показало, что у младших школьников с нарушениями интеллекта преобладают мотивы игровой, а не учебной деятельности. Это обусловлено замедленностью перехода от игровой ведущей деятельности в старшем дошкольном возрасте к ведущей деятельности учебной в младшем школьном возрасте. Помимо этого, автором было установлено, что у данных детей недостаточно сформировано отношение к себе как к школьнику, при этом, дети понимают и осознают правила учебного поведения [3].
Причинами нарушений мотивации к учебной деятельности у младших школьников с нарушениями интеллекта первостепенно являются интеллектуальные нарушения, однако, помимо этого современные исследователи также выделяют следующие причины:
- повышенная утомляемость;
- нарушения коммуникации;
- трудности саморегуляции;
- трудности концентарции внимания и др. [2].
Описанные выше причины могут обуславливать трудности обучения младших школьников с нарушениями интеллекта.
По моему мнению, для формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников с нарушениями интеллекта, учителю необходимо создавать специальные условия, которые направлены на развитие компонентов мотивации к учебной деятельности. В моей педагогической работе с младшими школьниками с нарушениями интеллекта я использую ряд педагогических условий, направленных на формирование мотивации к учебной деятельности.
- Развитие познавательного интереса в начале каждого урока.
- Частая смена деятельности в рамках урока.
- Использование большого количества наглядного материала различных видов.
- Использование методов и приемов для снятия напряжения в качестве профилактики повышенного уровня утомляемости.
Для развития познавательного интереса в начале каждого урока используется прием «Сюрпризный момент», таким моментов выступает небольшой видео-фрагмент, загадка, история, приход в класс героя (перчаточная кукла и др.). Данный прием позволяет детям расслабиться, активизировать внимание и формирует положительный эмоциональный настрой для работы в рамках урока.
Частая смена деятельности предполагает разработку конспектов уроков таким образом, чтобы в структуру урока были включены несколько видов деятельности, это может быть: отгадывание загадок, обсуждение картин, коллективное обсуждение ситуации, игровые приемы, работа в парах, взаимный контроль и др.
Использование большого количества наглядного материала различных видов предполагает постоянное сопровождение монологической речи учителя визуальной информацией. У младших школьников с нарушениями интеллекта зачастую нарушено словесно-логическое мышление, при этом наглядно-образное мышление является ведущим типом мышления. Также данным детям зачастую трудно воспринимать речевую информацию длительное количество времени. В этой связи мы используем наглядность различных видов:
- раздаточный материал;
- схемы на меловой доске;
- изображения на проекторе;
- картинные изображения и др.
Опыт моей педагогической работы позволяет установить, что для младших школьников с нарушениями интеллекта наиболее интересным наглядным материалов является демонстрация с помощью проектора:
- видеофрагментов;
- анимированных изображений;
- ярких и красочных изображения.
Использование методов и приемов для снятия напряжения в качестве профилактики повышенного уровня утомляемости предполагает использование следующих приемов:
- пальчиковая гимнастика;
- физкультминутка;
- релаксация (прослушивание спокойной музыки с закрытыми глазами);
- самомассаж.
Описанные выше приемы используются мною в середине урока перед самостоятельные работы. Время проведения данных приемов составляет 3 минуты. Во-первых, данные приемы способствуют снятию повышенной утомляемости, во-вторых помогают снять мышечное напряжение.
Помимо этого, для формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта используются следующие приемы:
- похвала;
- формирование ситуации успеха.
Формирование ситуации успеха предполагает, что каждый вид взаимодействия с младшими школьниками начинается с задания, вопроса, действия, которое потенциально доступно для выполнения данным ученикам. В дальнейшем используются более сложные задания, которые пока недоступны для успешного выполнения и требуют умственных усилий. Так, например, в начале урока может быть использована хорошо знакомая младшим школьникам загадка, ответ на которую заранее известен для детей. В дальнейшем используются незнакомые загадки. Это формирует у детей положительный настрой на содержание урока, повышает уверенность в своих силах.
Таким образом, современным педагогам, работающим с младшими школьниками с нарушениями интеллекта в педагогической практике следует создавать условия для формирования мотивации к учебной деятельности. По нашему мнению, именно от учебной мотивации во многом зависит успешность всего процесса обучения и воспитания ребенка. Также, я считаю, что младший школьный возраст является наиболее оптимальным для формирования мотивации к учебной деятельности. Соответственно, при планировании содержания уроков, педагогам необходимо включать в работу методы и приемы формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Список литературы
- Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б.И.Пинский. - М.: Том-Пресс, 2009. - 128 с.
- Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника / С.Л.Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2007. - 420 с.
- Тихомирова Л.Ф. Особенности мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта // Ярославский педагогический вестник. 2017. №1. С. 34-37.