Тип мероприятия: урок-брифинг, дискуссионный школьный клуб.
Цели: Профилактика деструктивного поведения среди подростков, противодействие деструктивной идеологии.
Задачи урока-брифинга:
Образовательные:
- разъяснение правовых последствий криминальных деяний.
- Разъяснение общих норм морали и поведения в соответствии с российским законодательством
Коррекционно-развивающие:
- Развитие критического мышления
- Развитие логического мышления
Воспитательные:
- Налаживание доверительного контакта между учащимися и педагогами.
- Профилактика деструктивного поведения среди подростков.
Планируемые результаты:
- Личностные: Осознавать себя как личность, сформировать умение устанавливать доверительный контакт со значимым взрослым.
- Предметные: Формировать знание норм морали и поведения в соответствии с российским законодательством. Расширить правовой кругозор обучающихся.
Оборудование: Материально-техническое обеспечение:
- Помещение/площадка для выступления и сбора участников и слушателей (актовый зал)
- Аудиовизуальное оборудование (большой экран/стенд для демонстрации визуального материала, ПК, колонки усилители звука, микрофоны, сцена для выступления, стулья для размещения участников и слушателей)
План проведения
- Разъяснение общественной опасности криминального деструктивного поведения.
- Описание правовых и иных последствий совершённых правонарушений
- Какое влияние криминальная субкультура оказывает на окружающих людей
- Какие системные меры должны приниматься по профилактике деструктивного поведения среди подростков
- Что может сделать каждый из нас для избежания непоправимых негативных последствий деструктивного поведения.
В Брифинге принимают участие
- Сотрудники органов правопорядка
- Представители Комиссии по делам несовершеннолетних
- Соц. педагоги
- Юристы
Сценарий брифинга
Основной этап
Вступительное слово. Разъяснение общественной опасности криминального деструктивного поведения.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ученики и гости нашего мероприятия. Сегодня мы изучим наболевший острый вопрос современности.
Наши дети уже почти взрослые, каждый из вас является уникальной личностью, все из вас в той или иной степени желают подчеркнуть свою уникальность и самореализоваться. Однако многие ещё ищут себя и пытаются понять своё предназначение. Этими изначально положительными качествами пользуются нечистые на руку люди, желающие паразитировать за ваш счёт.
Они ведут агитацию ложной блатной романтики, рассказывают о понятиях, приучают к вредным привычкам. Понятиями называют неформальные правила поведения внутри уголовной среды. Адепты деструктивной идеологии говорят о том, что заниматься кражей чужого имущества не так уж и плохо, наказания можно избежать, попадаются в руки полиции только неудачники, а успешных воров «уважают».
Однако, на практике ничего кроме страдания и вреда себе и окружающим молодые псевдоромантики не приносят. Среди по-настоящему профессиональных преступников такое молодое «пополнение» не вызывает ничего уважительного. В лучшем случае таких молодых гопников рассматривают как шестёрок, то есть этаких мальчиков на побегушках, на которых можно свалить всякую грязную и неблагодарную работу.
Те, кто по наивности своей только начинают интересоваться блатным жаргоном, наверняка знают такое слово «фраер». Они наивно полагают, что фраерами являются те люди, которые не имеют отношения к криминальному миру, являются в массе своей беззащитными мирными людьми, которых не является зазорным обмануть на деньги или напрямую их ограбить.
В действительности же изначальное значение слова фраер характеризует глупого и наивного человека, которому можно присесть на уши, рассказать красивые байки про блатную жизнь, и использовать как расходный материал в своих криминальных делах. В случае чего таких вот шестёрок и не зазорно будет сдать в руки полиции, а самим выйти чистыми из воды, присвоив себе результат их нечестного труда.
1. Выступление приглашённых специалистов (ответы на поставленные вопросы)
Ведущий: Прежде чем перейти к вопросам нашим уважаемым гостям, прошу вас, дорогие ребята, внимательно прислушаться к ответам, на задаваемые мной вопросы. В конце нашего мероприятия вы можете задавать вопросы, исходя из той информации, которую вы сейчас прослушаете.
Список вопросов к гостям:
Вопросы к соц. педагогу:
- Какие основные деструктивные действия совершают подростки с девиантным поведением?
- По каким признакам можно определить асоциальное поведение ученика?
- Какие профилактические меры вы проводите с учениками и родителями учеников?
Вопросы к представителю органов правопорядка:
- Какие правонарушения являются наиболее распространёнными среди несовершеннолетних ?
- Какие меры воздействия вы применяете к тем, кто был пойман при совершении правонарушения?
Вопросы к юристу:
- С какого возраста наступает уголовная ответственность, и какая степень ответственности применяется в зависимости от возраста задержанного?
- Как часто дело доходит до суда? Какое наказание назначает суд в зависимости от вида совершённого деяния?
- Какие правовые последствия наступают в результате привода в полицию, постановки на учёт и в случае судимости?
Вопросы к представителю КДН:
- Скажите, пожалуйста, каковы условия содержания заключённых в колониях для несовершеннолетних?
- С какими психологическими трудностями сталкиваются подростки в местах лишения свободы? Как проходит процесс их реабилитации и социализации?
- Как сильно они сожалеют о совершённых поступках?
Школьники слушают ответы приглашенных официальных лиц на поставленные выше вопросы. А также задают свои вопросы, по мере их возникновения.
2. Влияние криминальной субкультуры на окружающих
Ведущий (учитель): Ребята, вы только что прослушали ответы на вопросы. Теперь вы понимаете насколько всё это серьёзно? Один неверный поступок, совершенный ради забавы/любопытства, бунта/ложного понятия крутости, или под давлением старших сверстников, совершённый в столь юном возрасте (!) может навсегда сломать вашу жизнь! А сейчас мы сделаем небольшой перерыв и посмотрим фрагмент видео, где воспитанники из колоний для несовершеннолетних поведают вам из первых уст, какого это, оказаться там. (На усмотрение ведущего выбирается небольшой фрагмент). Уважаемые учащиеся, ребята! Вы - уже взрослеющие люди, пора снимать розовые очки! Забудьте про красивые сказки о Робине Гуде, о благородных пиратах и порядочных бандитах. Всё хорошо, чинно и благородно бывает только в сказках. В реальном мире субкультурщики занимаются противозаконными вещами, беспределом.
Вы должны научиться думать не только о себе, но и о других людях!. Когда то, у вас самих тоже будут семьи и дети. И какого будет вам, как родителям, когда какая та уличная шпана, например, ограбит или изобьёт вашего родного человека просто потому, что он не отдал им деньги, выданные ему на обед.
Или, может, у кого-нибудь из вас родители купили машину в кредит, (они изо всех сил стара ются усердно работают, чтобы получать достаточную сумму для погашения кредита), - а тут какие-то непонятные подростки вдруг берут и угоняют машину, в лучшем случае разбив её об столб, а в худшем продав её на запчасти. Машины нет, а кредит остаётся.
Действительно ли девушки, которые восхищаются такими «крутыми и успешными» парнями будут вами также восхищаться, если вас поймают и посадят в тюрьму? Помните, в Смешариках был такой момент, где Нюша объясняла Барашу, что на самом деле девушки любят добрых. Они вырастут, вероятно, поступят в институт, и найдут себе по-настоящему успешного парня. А чем вы будете после выхода на волю? Такие люди могут остаться одни у разбитого корыта!
А самое главное, какого будет вашим родителям, братьям, сёстрам, дедушкам, бабушкам, если вы, не дай бог, попадёте в такую колонию? Прежде чем привлечься яркими заманчивыми обещаниями, подумайте дважды, насколько вы готовы проверять на прочность здоровье ваших родных и близких.
3. Системные меры (тезисы)
Ведущий (учитель): А теперь я обращаюсь и к вам, дорогие наши взрослые. Помните такую поговорку, что дети - цветы жизни? Так вот, - мы с вами являемся её садовниками. От наших системных мер, в том числе, зависит вопрос об уровне детской подростковой преступности. Сейчас я коротко зачитаю меры, которые наряду со школой, должны сообща принимать разные ведомства.
Рекомендации:
- Министерству просвещения и министерству культуры области необходимо увеличить количество бюджетных образовательных и культурных кружков по интересам, с учётом реалий XXI века. Дети не должны оставаться без досуга, когда уроки заканчиваются. Минобрнауки увеличить количество бюджетных мест в СПО и в вузах для юных граждан России.
- Министерству социального развития области необходимо увеличить количество бесплатных детских путёвок в санатории и летние лагеря отдыха. Во время каникул у детей должна быть возможность проводить полноценный отдых, вместо того, чтобы бесцельно бродить по улицам.
- Педагогический состав тоже должен работать сплочённо. Мы - первое звено во всей цепочке! Психологам стоит уделять больше внимания индивидуальной работе с детьми, у которых имеются психологические проблемы и признаки девиантного поведения. Советникам руководителей по воспитательной работе сделать акцент на формировании у подрастающего поколения правового сознания, чувства гражданственности, патриотизма, профилактике противодействия деструктивной (и радикальной) идеологии.
4. Что может сделать каждый из нас
Ведущий: Дорогие ребята, помните, ваша судьба в ваших руках! Учителя для вас как вторая семья, вы можете нам доверять как своим родным и близким. Какое огромное количество горьких последствий можно избежать (!), просто вовремя доверившись нам. Если вы видите, что кто-то обижает ваших одноклассников или не дай бог вас самих, не бойтесь обращаться к нам, мы не карающие органы, для нас вы все свои родные. Мы приложим все возможные усилия, чтобы все конфликты урегулировать мирным путём (если они в рамках правового поля).
5. Заключение. Вопросы учащихся, общение с гостями брифинга
Рефлексия
Педагог: Жизнь у человека только одна. И лучше ее начинать с чистого листа. У каждого человека свой путь, своя дорога. Но, выбор есть всегда и он за тобой!
Литература
- Ситникова М.П.Экстремизм в России: сущность, содержание, противодействие, 2005г. https://znanium.ru/catalog/document?id=451982.
- Аманова М.Б. Интерактивная игра "Вредные привычки", 2011г. https://urok.1sept.ru/articles/600708.