Психолого-педагогические технологии работы с обучающимися, находящимися на длительном лечении

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: арт-терапия, Акмеевские игры


В нашем образовательном учреждении, длительно болеющие дети, как правило, имеют среднетяжёлое или легкое течении болезни, поэтому получают образование в форме домашнего обучения. Коррекционные занятия с детьми проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме (до 4 человек), включая длительно болеющего ребенка в коррекционно-развивающие занятия с группой детей через образовательную платформу «Сферум».

Учителя и специалисты психолого-педагогической службы школы используют различные технологии для психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся на длительном лечении. Представляю некоторые из них, которые апробированы нами в течении нескольких лет и являются наиболее рабочими.

1. Арт-терапия как инструмент развития метапредметных и личностных результатов у детей. Арт-терапевтические занятия, в частности, изобразительную деятельность, мы проводим с целью профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний детей, находящихся на длительном лечении. Творчество помогает обучающимся данной категории справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, возникающими в процессе длительной изоляции от сверстников, способствует личностному росту и раскрытию, помогают отрефлексировать негативные эмоции, что особенно важно для несовершеннолетних, которые часто не могут просто выразить пережитый негативный опыт, в том числе, связанный с длительным заболеванием.

Мы реализуем курс «В гостях у Лепилкина», где ведущим занятий выступает театральная кукла Лепилкин. Мы создаем удивительный инструмент, который может помочь включить в совместную игру и ведущего педагога и детей - участников занятий, создать альтернативное пространство, обеспечивающее большую свободу для совместных взаимодействий и способствующих созданию занимательного игрового занятия.

Наш Лепилкин, во-первых, помогает задействовать эмоции ребенка (любопытство, удивление, недоумение и радость).

Во-вторых, благодаря тому, что кукла воспринимается как сверстник, то создается альтернативное пространство, которое обеспечивает свободу от ролей для открытого взаимодействия. В этом случае давление минимизируется, и стеснительный ребенок или с проблемами речи не будет бояться ответить на вопросы куклы.

В-третьих, благодаря использованию театральной куклы легче выстраивается диалогический подход, который стимулирует и предоставляет детям возможность сформулировать и озвучить свои мысли, переживания и переносить это на холст.

2. Методика «Шесть кирпичиков», это практическое учебное пособие, авторская методика, разработчиков компания LEGO. Пособие, представляет из себя, набор из 6 кирпичиков, окрашенных в шесть ярких стандартных цветов: зеленого, желтого, красного, оранжевого, синего, голубого.

Работа с шестью кубиками реализует основной подход -обучение через игру. Данную методику можно интегрировать во все области развития детей, она реализует всестороннее практико-ориентированное обучение.

Наборы кубиков и рабочие листы мы выдаем детям, которые находятся на длительном лечении, домой, чтоб они в онлайн-режиме, через образовательную платформу «Сферум», присоединялись к коррекционно-развивающим занятиям, тем самым коммуницируя с педагогом и детьми на занятии.

Когда мы используем данную методику?

  • в начале уроков, чтобы подготовить мозг к обучению;
  • в конце дня просто расслабиться и немного повеселиться;
  • сразу после переменки, чтобы переориентировать внимание и успокоиться;
  • в качестве "мозгового перерыва" в течение образовательной деятельности;
  • в качестве "игры" в любой из областей обучения.

Выполняя короткие увлекательные задания, дети будут развивать разнообразные навыки, в том числе развитие речи и коммуникативные навыки, навыки решения задач и сотрудничества.

Упражнения с «Шестью кубиками» будут полезны не только для коррекции познавательной сферы и ВПФ, но и личности ребенка в целом.

Методику можно использовать индивидуально, в парах, в малых и больших группах, разновозрастных группах, с детьми, находящимися на домашнем обучении, с детьми с ОВЗ, с инвалидностью.

3. Акмеевские игры-ребусы. Автор ребусов и разработчик развивающих игр для младшего школьного возраста Кильдеева Гульнара Гайязовна.

Секрет «Акмеевских игр» - дети думают, что они играют, а на самом дети учатся и развиваются, незаметно для себя!

Акмеевские игры развивают мышление, логику, смекалку, кругозор, словарный запас, усидчивость, наблюдательность, память, умение концентрировать внимание на определенных предметах и деталях. Игры учат сравнивать предметы, устанавливать сходство предметов и их различие совершенствуют навык чтения, улучшают орфографию. Учат терпению и настойчивости.

Составлены так, чтобы детям было интересно, а это главная мотивация, та. что не всегда присутствует у детей, находящихся на длительном лечении. В процессе решения таких словесных головоломок дети не и замечают, что они учатся и развиваются. На занятиях (в индивидуальной форме на дому или включение в подгруппу через «Сферум») ребенку предлагаются интересные, увлекательные, необычные задания. Дети разгадывают, расшифровывают, составляют. Серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает детей. При этом идет развитие основных познавательных способностей обучащихся, формируются общеучебные умения, развивается речь, расширяется словарный запас и кругозор.

Таким образом, работа с Акмеевскими играми, в комплексе с программой коррекции, создают условия для развития у детей, находящихся на длительном лечении, познавательных способностей и интересов, формируют стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, тем самым обеспечивают основу успешности школьного обучения.

В заключение хотелось бы резюмировать, вся коррекционно-развивающая работа специалистов и педагогов с длительно болеющим ребенком направлена в первую очередь на его дальнейшую адаптацию в школьную жизнь. Выбор приёмов работы зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, характера и течения заболевания, уровня психического развития.