Сенсорно-интегративный подход в работе с детьми

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: сенсорная игра


Для всестороннего развития ребенка его нервная система должна постоянно получать сигналы от рецепторов всех чувств, перерабатывать их и формировать адекватную реакцию и поведение. Этот процесс называют сенсорной интеграцией.

Сенсорно-интегративный подход используется не только в работе с детьми с РАС, но и с детьми у которых наблюдается пищевая избирательность, СДВГ, ЗРР, ЗПРР, синдромом Дауна.

«Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь» говорил Л.С.Выготский. Ребёнок может говорить и мыслить только хорошо развитому процессу восприятия.

Виды сенсорных систем делятся на: тактильную, вестибулярную, проприоцептивную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую.

Сенсорными играми называют игры, через которые ребёнок получает новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными: зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые. Без правильной организации ощущений от тела человека невозможно эффективно функционировать в окружающем мире.

Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге; организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве).

Какие признаки могут указывать на нарушения обработки информации:

  • ребенок слишком или недостаточно чувствителен к прикосновениям, свету, звукам или движению
  • ребенок избегает прикосновений с определенными фактурами и консистенциями: например, песком, кашей, пластилином
  • у ребенка есть проблемы с моторикой: не может использовать столовые приборы, ножницы, письменные принадлежности
  • ребенок испытывает трудности в обучении письму, чтению (в частности, пропускает буквы и слоги), езде на велосипеде и выполнении инструкций в целом
  • ребенок не различает правую и левую сторону
  • ребенок вспыльчив, нетерпелив и избегает социальных контактов
  • ребенок недостаточно или слишком двигательно активен, у него расстройства мышечного тонуса, плохая координация движений (неуклюжесть)
  • ребенку трудно концентрироваться, он импульсивен или быстро утомляется
  • у ребенка задержка развития речи и двигательного развития.

Для каждого ребёнка программа по сенсорной интеграции подбирается индивидуально. Для каждого ребёнка это разные игры и занятия, направленные непосредственно на ту область, которая ему даётся сложнее.

К основным методам сенсорной интеграции относятся:

  • Игра. Она занимает ключевое место в этом подходе, так как это средство, которое вызывает адаптивный ответ ребёнка на воздействия окружающей среды.
  • Двигательная активность. Она необходима для развития чувства равновесия, а также связанных с равновесием и зависимых от него основ формирования речи, способности к обучению, познавательной активности и эмоциональных реакций.
  • Арт-терапия. Это психологически безопасная, безоценочная, свободная методика, которая даёт возможность дать ретроспективную оценку, проследить динамику развития ребёнка.

Для того чтобы помочь ребенку с нарушениями сенсорной интеграции, необходимо:

  • хорошо организованное пространство: помещение должно быть довольно большое и безопасное (наличие покрытия или бутоматов на полу; «мягкие» стены);
  • наличие оборудования, обеспечивающего сенсорные ощущения (качели, шведские стенки, сухой бассейн, мягкие пуфы, маты, мягкое оборудование, мягкие горки, тоннели и т.д.);
  • наличие оборудования и приспособлений для организации детских игр.

Необходимое оборудование:

  • Различные гамаки, маты, балансиры, качалки в разных формах (бревно, платформа, бочка, куб, шар и т.д.).
  • Различные виды шведских стенок, комплексы со спортивно-игровым уклоном.
  • «Сухие» бассейны, водяные матрацы и батуты.
  • Веревочные тоннели и сенсорные дорожки для ходьбы.
  • Лотки с различными предметами для развития мелкой моторики (песок, крупы, шарики и т.д.).
  • Бизиборды, бизикубы, бизидомики.
  • Утяжеленные одеяла и подушки.
  • Шуршащие предметы, яркие (разных цветов и форм).
  • Развивающие коврики и столы.
  • Световое и звуковое оборудование и т.п.

Цель игр на развитие зрительного восприятия – коррекция зрительного восприятия, развитие наблюдательности, внимания, памяти, формирование представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов, увеличение словарного запаса.

Цель игр на развитие тактильного восприятия – предоставить ребенку тактильные ощущения и повысить терпимость к тактильной стимуляции, улучшению способности к различению материалов на ощупь. Игры на развитие тактильной системы поощряют ребенка к осознанному исследованию окружающего мира. Поэтому используемые материалы должны различаться текстурой, весом, температурой.

Цель игр развития слухового внимания – развитие восприятия неречевых звуков (шумов): шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и пр., так и речевых звуков, их дифференциацию и сопоставление со зрительным образом.

Цель игр для развития вкусового и обонятельного восприятия знакомство с новыми запахами и вкусами.