В последние годы в нашей стране одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Согласно 43 статьи Конституции РФ, право на образование имеет каждый гражданин Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, состояние здоровья [6, с.31].
В настоящее время большое внимание уделяется инклюзивному образованию - процессу обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Данный процесс предполагает необходимость создавать благоприятные условия развития для каждого ребенка, учитывая его индивидуальные образовательные потребности и способности.
Раньше дети с ОВЗ проходили обучение только в специальных коррекционных школах. Сейчас все большее распространение получает инклюзивное образование, предполагающее обучение таких детей в обычных общеобразовательных (массовых) школах. В основу обучения положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ОВЗ [7, с.19]. Благодаря этой идеологии, таким детям будут создаваться более благоприятные условия для их социальной адаптации. По свидетельству С.В.Алехина, В.К.Зарецкого и других авторов, основной критерий эффективности инклюзивного образования - это успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний [2, с. 107]. Известный психолог Л.С.Выготский отмечал, что детей с ограниченными возможностями здоровья желательно включать в различную социально значимую деятельность, направленную на налаживание детского умения [3, с. 382].
Главным условием социализации детей с ОВЗ является участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности, а также эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
На сегодняшний день школам необходимо подготовить комплекс мероприятий, которые будут способствовать успешной социализации детей в обществе, объединения их с учётом развития каждого ребёнка. Для детей с ОВЗ должны быть созданы безопасные и максимально комфортные условия пребывания. К сожалению многие ОУ с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных классов, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования.
Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пологий пандус с ограждающим бортиком и поручнями. Коридоры по всему периметру школы также необходимо оснастить поручнями. Для того чтобы учащийся на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен лифт и подъемники на лестницах.
Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать места за партами электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для лучшей ориентировки слабослышащих детей в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.
Огромную роль в социализации детей с ОВЗ играет психолого-педагогическое сопровождение. В настоящее время разработана целая система психологического и педагогического сопровождения детей с ОВЗ при обучении ими в общеобразовательной (массовой) школе.
По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Дети абсолютно не социализированы.
Психологическое сопровождение представляет собой комплекс организационно-методических, психодиагностических, коррекционно-развивающих, психопрофилактических и консультативных мероприятий, направленных на развитие адаптации личности школьника. Психологи часто отмечают заниженную самооценку у детей с ОВЗ, приводящую к неуверенности в себе, робости, застенчивости. Очень важным условием психологического благополучия ребенка является наличие у него эмоционального контакта с родителями и другими членами семьи. У учащихся младших классов с ОВЗ может быть не только недостаточное интеллектуальное развитие, но и повышенная утомляемость. В результате которой, школьники быстро становятся вялыми, раздражительными и плаксивыми. У некоторых, наоборот, взрастает двигательное беспокойство. Им трудно сосредоточиться на задании. Психологи разрабатывают рекомендации педагогам и родителям по воспитанию и обучению детей с ОВЗ.
Педагогическое сопровождение заключается в том, чтобы точно улавливать эмоционально насыщенные и значимые события школьной жизни учащегося и своевременно оказывать ненавязчивую помощь в осознании им собственных проблем, выборов и социальных последствий принимаемых решений, способов самореализации, путей самоопределения.
Как отмечает Дмитриева Т.П., психологи разрабатывают и непосредственно реализуют отдельные технологические компоненты педагогического сопровождения личностного развития обучающегося; педагоги непосредственно участвуют в работе психологического сопровождения в качестве исполнителей рекомендаций психолога и решений ПМПК [4, с.107].
При проведении занятия с детьми с ОВЗ рекомендуется использовать:
- Сигнальные карточки с изображением положительных и отрицательных знаков. С помощью них оценивается правильность выполнения ребенком задания.
- Специальное применение картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, что поможет активизировать словарный запас, развить связную речь.
- Использование презентаций. На слайдах можно разместить, например, картинный материал, цифровые фотографии, тексты; при необходимости можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации. При такой организации материала включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.
Все рассмотренные методы работы с детьми с ОВЗ стимулируют их познавательную активность.
По данным, проведенного исследования при использовании сигнальных карточек улучшилась успеваемость у 70% учащихся с ОВЗ. Применение картинного материала улучшает восприятие учебной информации учащимися с нарушениями слуха, а также у умственно отсталых детей и школьников с ЗПР у 60%. Улучшение понимания и запоминания наблюдались у 69 % таких детей. Ученики с нарушениями зрения с трудом воспринимают наглядный материал. Использование картинок при их обучении нецелесообразно.
Презентации на уроке благотворно влияют на восприятие учебного материала у всех категорий школьников. Улучшение в усвоении материала также наблюдалось у 70 % учащихся. Детям с ослабленным слухом понравятся увиденные картинки, фотографии, схемы и таблицы. Учащиеся с нарушениями зрения скорее воспримут звуковое сопровождение к слайдам.
В условиях быстрых изменений в науке и общественной жизни, стремительного развития информационных технологий целесообразно рассматривать дистанционное обучение школьников с ОВЗ. В результате него учащиеся приобретают навыки эффективного поиска информации, ее отбора и структурирования, анализа и оценки. Недостаток дистанционного образования в том, что оно не способствует социализации ребенка.
Таким образом, наиболее эффективным для детей с ОВЗ является инклюзивное образование. Оно не только способствует приобретению знаний у школьников, но и способствует их социализации. Для учащихся с особенностями развития в общеобразовательной (массовой) школе необходимо организовать психологическое и педагогическое сопровождение. Несмотря на все проблемы, инклюзивное образование способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и что немало важно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Это сложный процесс, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы.
Литература
- Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В.Новикова, Л.А.Казакова, С.В.Алехина; под общей редакцией Н.В.Лалетина; Сибирский Федеральный университет, Красноярск гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2013 - С. 71-95.
- Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». - М., 2010 С. 104-116.
- Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии // Том 5 из собрания сочинений в шести томах / Л.С.Выготский. - Москва: Педагогика, 1982. - 506 с.
- Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 2 Методические рекомендации. Ответственный редактор Т.Н.Гусева. - Москва.: Центр «Школьная книга», 2010. - 302с.
- Инклюзивное образование / сост.: М.Р.Битянов. - М.: «Классное руководство и воспитание школьников», 2015 - С.11-18.
- Конституция Российской Федерации с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020 г. (редакция 2020 г.). - М.: Эксмо, 2020. - 64с.
- Малофеев Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н.Малофеев // Российская академия образования. - Москва, 2008. - 90с.