Тема: "На конном дворе"
Класс: 1-4.
Цель: развитие связной речи и кругозора обучающихся начальных классов.
Задачи:
-
коррекционные:
- развивать регуляторные навыки (выполнение заданной инструктором программы);
- тренировать навыки словоизменения и словообразования;
- расширять словарный запас на заданную тему;
- развивать связную речь;
-
развивающие:
- развивать социально-бытовые навыки во время группового перемещения на общественном транспорте;
- расширять кругозор;
-
воспитательные:
- тренировать умение отвечать по очереди;
- воспитывать навыки активного слушания и уважительного отношения к говорящему;
- прививать любовь и уважение к животным.
Организация: группа обучающихся, сопровождающие взрослые в необходимом количестве (в соответствии с требованиями к выездным мероприятиям образовательной организации).
Что потребуется для занятия:
- Удобная одежда и обувь;
- Обязательное соблюдение техники безопасности;
- Альбом для рисования (скетчбук) и простой карандаш - по желанию;
- Фотоаппарат - по желанию;
- Хорошее настроение.
Техника безопасности
- Строго соблюдать правила дорожного движения
- Строго соблюдать правила пользования общественным транспортом
- Строго соблюдать инструкции работников конюшни
- Строго соблюдать инструкции учителя-логопеда
- Передвигаться можно только в составе группы
- Запрещается самостоятельно уходить из группы во время занятия
- Запрещается бегать и играть в посторонние игры и игрушки
- Запрещается кричать на территории конюшни
- Запрещается самостоятельно трогать или кормить животных
- Запрещается принимать пищу во время занятий
Длительность: 40 минут.
Ход занятия
Организационный этап
С обучающимися и сопровождающими взрослыми проводится обязательный инструктаж по технике безопасности (перед началом занятия)
Обучающиеся перемещаются в формате экскурсионной группы по территории конюшни под руководством учителя-логопеда и инструктора конного двора.
Актуализация субъективного опыта обучающихся
- Учитель-логопед спрашивает обучающихся, как называется место, в которое они пришли? Кто живёт в конюшне? Для чего человек содержит лошадей?
- Обучающиеся делятся известной им информацией.
- Учитель выслушивает ответы детей, выделяя особенно уместные ответы.
Основной этап - постановка учебных задач и выполнение упражнений для тренировки речевых навыков
Животные находятся в запертых стойлах, группа обучающихся во главе с учителем перемещаются по проходу конюшни и общаются по теме занятия.
Учитель-логопед сообщает обучающимся, что сегодня они более подробно познакомятся с лошадью и научатся некоторым навыкам по уходу за крупными домашними животными.
Расширение словаря
Объём и сложность новых слов на занятии определяет учитель-логопед в зависимости от возрастного состава общего уровня развития группы обучающихся.
Термины, с которыми можно познакомить детей: копытное животное, парнокопытное (в конюшне также живут козёл и коза), непарнокопытное, пони, тяжеловоз, холка, чёлка, грива, окрас, масть, экстерьер, отметины, денник, манеж, плац, конюх, всадник (наездник), сбруя, удила и узда, стремена, повод, хлыст, потник (вальтрап), седло, осадить (остановить), навоз, норов, аллюр, рысь, галоп, карьер.
Масти лошадей: серый, вороной, гнедой, буланый (саврасый), пегий, бурый, чалый.
Описание экстерьера: высокий, низкий, коренастый, приземистый, мощный, стройный, худощавый, сухой, щучий (профиль), лебединая (шея).
Словоизменение на примере нового речевого материала
1. Отработка падежных конструкций
Обучающиеся дают полный ответ на вопросы учителя-логопеда.
- Именительный: В деннике стоит (прочитать на табличке кличку лошади) Латифа Эвелина, Рим, Кларнет, Эрик, Чика, Грей, Рубикон, Бусинка, Вальс.
- Родительный: Из денника выведут кого? (назвать кличку коня в соответствии с падежным вопросом)
- Винительный: Я смотрю на кого? Я вижу кого и что? (назвать кличку коня и предметы в деннике)
- Дательный: Даём морковку кому?
- Творительный: Я пойду в манеж с кем?
- Предложный: Я расскажу о ком?
2. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе
Подобрать как можно больше прилагательных к заданным существительным:
- Какой: конь, хвост, денник
- Какая: лошадь, кобыла, шея, шерсть, нога
- Какое: копыто, стойло, настроение
- Какие: животные, денники, масти
3. Прошедшее время глаголов
Для выполнения задания можно подключить деятельность по уходу за животными (в сопровождении инструктора конного двора). Несложные действия могут совершать обучающиеся совместно с инструктором - расчесывать гриву, насыпать корм и т.п.
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя-логопеда или комментируют совершаемое действие, спрягая глаголы в роде и числе:
- Наездник гриву (что сделал/а/и?) расчесал/а/и
- Всадник шерсть (что сделал/а/и?) почистил/а/и
- Конюх корм (что сделал/а/и?) насыпал/а/и
- Конюх опилки (что сделал/а/и?) поменял/а/и
- Инструктор коня (что сделал/а/и?) поседлал/а/и, расседлал/а/и
Словообразование
4. Образование новых слов суффиксальным способом по наводящим вопросам:
- Если конь с длинными / короткими ногами, то он какой? (длинноногий, коротконогий)
- Если кусается? (кусачий)
- Если упрямится? (упрямый)
- С норовом? (норовистый)
- Если лошадь с золотистой гривой, то она какая? (златогривая)
- Конкретной породы? (породистая)
- Для верховой езды? (верховая)
- Для упряжки? (упряжная)
- Как называется седло для велосипеда (велосипедное)?
- Мотоцикла (мотоциклетное)?
- Кавалериста (кавалеристское)?
- Казака (казачье)?
- Ковбоя (ковбойское)?
- Дамы (дамское)?
5. История образования слова по его толкованию
Как вы считаете, почему придумали слово (в случае затруднения учитель-логопед помогает обучающимся растолковать новые слова)?
- Навоз - то, что навезли (из конюшни на поле)
- Потник - то, что впитывает пот
- Седло - то, во что садятся
- Повод - то, чем водят
- Копытный - зверь с копытами
- Узда - то, что вложено в уста (рот) - ремень, завязанный на голове лошади и прикреплённый к удилам
- Рысак - тот, кто быстро бежит рысью
- Иноходец - тот, кто иначе ходит, необычным аллюром - иноходью
Почему лошадям дали такие клички?
- Сивка-Бурка - неопределённой масти, и сивый, и бурый
- Савраска - саврасой масти
- Бурушка - бурой масти
- Гнедко - гнедой масти
- Орлик - сравнение с птицей (или по породе - орловский)
6. Словообразование смешанным способом - подбор однокоренных слов
Подберите как можно больше однокоренных слов к слову:
- Конь - конёк - конный - конский - конюшня - конка - коновод - конюх - коневодство - конокрад - конница - конина
- Ковать - ковка - коваль - подковать - выковать - перековать - наковальня - ковочный, подковный (гвоздь) - подкова
- Узда - уздечка - недоуздок - взнуздать - обуздать - разнуздать
- Седло - оседлать, поседлать, расседлать, седельный, сёдлышко, седельце
Развитие связной речи
7. Беседа с обучающимися по вопросам:
- Для чего в денник насыпают опилки?
- Для чего собирают конский навоз?
- Для чего ещё бывают сёдла? (для велосипеда, для мотоцикла, для тренажёра)
8. Толкование пословиц и поговорок, фразеологизмов
- Дарёному коню в зубы не смотрят - некрасиво придираться к подарку.
- Вышибить из седла - лишить состояния морального равновесия, способности противостоять чему-либо, отстаивать что-либо.
- Идёт (сидит) как корове седло - совсем не идёт, выглядит нелепо, безвкусно.
- Ходить под седлом - использовать для верховой езды (о лошади).
- Закусить удила - выйти из повиновения (о лошади), не знать удержу или действовать без оглядки на кого-либо (переносное).
- Не в коня корм - сколько ни ест, всё равно худой. Так говорят о несообразительном человеке, который сколько бы ни учился чему-то, всё равно не может осилить изучаемый предмет.
- Работать как конь - много добросовестно работать.
- Был на коне и под конём - переживал успех и терпел неудачи.
- Тёмная лошадка - о том, чьи внутренние качества, характер, принципы и мотивы неизвестны.
Развитие кругозора и междисциплинарные знания
9. Свободная беседа с обучающимися по темам:
- Знаете ли вы диких и одичавших лошадей? (лошадь Пржевальского, мустанг, брамби, камаргу)
- Каких родственников лошади вы знаете? (непарнокопытные: зебра, осёл, кулан, носорог, тапир)
- Какие фильмы и мультфильмы про лошадей вы смотрели?
- Каких сказочных лошадей вы знаете? (Сивка-Бурка, Конёк-Горбунок, Единорог (Индрик-зверь), Пегас)
Конный двор расположен недалеко от Палеонтологического музея им. Ю.А.Орлова. Когда вы окажетесь в музее, попробуйте найти изображения и ископаемые останки древних предков лошади: тарпана, индрикотерия. Дома попробуйте найти информацию об этих древних животных в энциклопедиях (по желанию).
Подведение итогов занятия
Учитель-логопед предлагает обучающимся ответить на следующие вопросы:
- Какое место мы сегодня посетили? (Конный двор, конюшня)
- Для чего человеку лошади?
- Как положено содержать лошадей?
Рефлексия
Обучающиеся дают обратную связь по предлагаемым моментам:
- какое задание было самым интересным? сложным?
- на каких уроках вы можете воспользоваться полученными сегодня знаниями?
- поделитесь (при желании) мыслями, идеями, которые возникли в ходе сегодняшнего занятия?