Русский язык
-
Методическая разработка урока русского языка в 9-м классе. Знаки препинания при однородных членах предложения (с использование технологии «Перевёрнутый класс») 2024
Основная цель применения технологии «Перевернутый класс» заключается в такой организации учебной работы, при которой обеспечивается возможность для поддержки развития каждого учащегося, развития важных качеств и умений 21 века: критическое мышление и способность решать проблемы; коммуникабельность и сотрудничество; продуктивность и вовлеченность; информационная грамотность; активность, инициативность и самостоятельность. Задача учителя при изучении данной темы направлена как на подготовку выпускников к сдаче экзаменов в форме ОГЭ/ ГИА, так и на повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
-
Методическая разработка урока русского языка для 4-го класса "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью" 2009
На уроке учащиеся учатся правильному оформлению цитат на письме по правилу постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Для наглядности материала используется компьютерная презентация.
-
Методическая разработка урока русского языка на тему "Главные члены предложения". 5-й класс 2016
Урок изучения нового материала посвящен главным членам предложения. Учащиеся в ходе урока повторяют сведения, известные им из начальной школы - способы выражения подлежащего и сказуемого, а также систематизируют материал, учатся графически его представлять; самостоятельно работают с информационным текстом: выбирают информацию, обосновывая свой выбор.
-
Методическая разработка урока русского языка на тему "Морфологический разбор имени существительного" 2021
Цель урока: познакомиться с порядком морфологического разбора имени существительного.
-
Методическая разработка урока русского языка на тему: "Описание внешности. Портрет". (Урок-экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею) 2007
Урок развития речи в 7-м классе "Описание внешности" по программе М.М. Разумовской продолжает ряд уроков по этой теме. Для проведения урока выбрана форма заочной экскурсии в Государственную Третьяковскую галерею. Рассказы о художниках - портретистах, знакомство с их творчеством, демонстрация - выставка шедевров изобразительного искусства направлены на то, чтобы заинтересовать учащихся, приобщить их к культурному наследию России.
-
Методическая разработка урока русского языка по развитию речи на тему "Повествование. Обучающее изложение по тексту К.Г.Паустовского «Шкатулка проснулась»". 5-й класс 2016
Цели урока: дать понятие о повествовании, его отличии от других типов речи; учить выделять ключевые слова в тексте (при чтении и на слух); развивать навыки устного и письменного изложения текста, мотивацию к творческой деятельности.
-
Методическая разработка урока русского языка по теме "Алфавит. Графика". 5-й класс 2012
Методической целью урока является использование в практике работы приемов и средств обучения, формирующих универсальные учебные действия. Формирование новых понятий строится на основе работы с текстом. Проблемные вопросы, индивидуальные и групповые задания способствуют развитию творческих способностей. Использование оценочных листов позволяет обучающимся оценивать свои знания на каждом этапе урока.
-
Методическая разработка урока русского языка по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении". 9-й класс 2013
Методическая разработка сделана в соответствии с требованиями технологии проблемно-диалогического обучения и ФГОС второго поколения. При проведении урока предполагается использование компьютера и экрана, хотя дидактические материалы можно и распечатать для каждого ученика. В разработке детально прописаны слова диалога учителя и учеников, прогнозируемые результаты, в том числе УУД.
-
Методическая разработка урока русского языка по теме "Имя существительное". 6-й класс 2013
Особенность урока — в нём представлены все признаки имени существительного. В центре внимания — формирование грамматических и орфографических умений, развитие и совершенствование устной и письменной речи. Используется дифференциация заданий по уровню сложности, что позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся и создать для них ситуацию успеха.
-
Методическая разработка урока русского языка по теме "Наречие". 7-й класс 2013
Обобщаются сведения о наречии как части речи, повторяются орфограммы, связанные с изучением наречия.
-
Методическая разработка урока русского языка по теме "Обучение сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". 10-й класс 2014
Методическая разработка и презентация к уроку предназначены в помощь учителю, работающему в 10–11-х классах при подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Статья содержит исходный текст, формулировку задания и пошаговый разбор-анализ текста, подводящий к созданию цельной структуры текста сочинения-рассуждения. Функция в образовательном процессе: обучающе-тренинговая.
-
Методическая разработка урока русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА". 9-й класс 2013
Урок русского языка в 9-м классе позволяет систематизировать знания, необходимые для работы с текстом. Помогает выработать четкое представление о тексте, позволяет повторить приёмы сжатия текста, развить навык сжатого пересказа текста, воспитать бережное отношение к русскому языку, подготавливает учащихся к выполнению заданий ГИА. Способствует развитию индивидуальной речевой культуры и расширению коммуникативных возможностей личности.
-
Методическая разработка урока русского языка по теме "Что такое текст?" 2010
Представлена методическая разработка урока в 5-м классе по программе В.В. Бабайцевой. Урок развития речи направлен на формирование у учащихся представления о тексте, об основных средствах связи предложений в тексте; на развитие способности к воображению путём соприкосновения со словом, живописью, музыкой.
-
Методическая разработка урока русского языка по теме "Язык, речь и человек". 5-й класс 2013
Вводный урок русского языка в 5-м классе должен помочь ребёнку войти в учебную деятельность, сформировать мотивацию изучения предмета. Поэтому занятие насыщено интересными фактами, игровыми моментами и ярким иллюстративным материалом, размещённым в презентации.
-
Методическая разработка урока русского языка по теме «Морфологический разбор местоимения» с использованием электронного учебника. 6-й класс 2019
Представлена методическая разработка по теме "Морфологический разбор местоимения с использованием электронного учебника».
-
Методическая разработка урока русского языка с использованием элементов интерактива: "Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему" 2007
Урок подготовки к изложению с элементами сочинения на морально-нравственную тему публицистического стиля типа речи рассуждение. Помимо подготовки к изложению, учитель ставит цель помочь учащимся в размышлении над тем, что же делает человека счастливым. Это достигается через использование элементов интерактива: мотивационного вступления, групповой работы на уроке, рефлексии, а также привлечения интересного дидактического материала и выполнения необычных заданий, что способствует высокой мыслительной активности и творческой самостоятельности учащихся.
-
Методическая разработка урока русского языка. Комплексный анализ текста (фрагмент повести Э. Портер "Поллинна") 2020
В начале учебного года в 6 классе для повторения изученного материала на уроках русского языка предлагаю использовать эпизоды из повести Элинор Портер "Поллианна". Это удивительное произведение американской писательницы о маленькой девочке, оставшейся сиротой, живущей у весьма строгой тётушки Полли.
-
Методическая разработка урока-письма 2010
На уроке рассматривается проблема эпистолярного жанра в наше время.
-
Методическая разработка урока-путешествия в 5-м классе по теме "Лексика" 2020
Методическая цель урока: применение игровой технологии на уроке повторения материала по лексике, направленное на формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
-
Методическая разработка. Урок письма 2010
Интерес к эпистолярной литературе существовал всегда, на протяжении различных исторических эпох. Об этом свидетельствуют документы, научные исследования и разнообразные шедевры искусства. Давайте писать письма, не прекращая это колдовство, этот бурный поток наших чувств, впечатлений и эмоций!
-
Методическая система работы учителя русского языка и литературы 2022
Цель: создать на уроках, во внеурочной деятельности условия, необходимые для самореализации возможностей ученика в процессе обучения и воспитания.
-
Методические материалы по русскому языку по теме "История цветообозначения" 2009
Представлена методическая разработка урока по авторскому курсу "Историческая лексикология" (в рамках реализации национально-регионального компонента "Исторический комментарий к фактам современного русского языка"). Целью данного курса является воспитание познавательного интереса у учащихся средней школы через привлечение этимологии на уроках русского языка.
-
Методические приемы изучения духовных стихов в школе 2012
В статье предлагаются возможные варианты методических приёмов, которые могут быть использованы при проведении уроков литературы по изучению духовных стихов. Внимание уделяется творческим и групповым заданиям, которые будут в большей степени способствовать расширению учебного потенциала обучающихся.
-
Методические разработки "Уроков качества" – 2009 г. 2010
Уроки качества разработаны для 5–9-х классов общеобразовательной школы на основе действующих государственных образовательных программ по русскому языку. Основная цель этого мероприятия – повышение потребительской грамотности, поддержка отечественного производителя, воспитание добросовестного отношения к труду, патриотизма, любви к своей культуре, уважения к народным традициям и обычаям. Уроки призваны сформировать у детей и молодежи культуру потребления товаров и услуг, гордость за кубанского производителя, воспитать у школьников чувство ответственности за будущее родного края.
-
Методические разработки уроков русского языка в 9-м классе с применением компьютерного тренажера "Фраза" 2011
При изучении темы "Бессоюзное сложное предложение" раздела о языке "Синтаксис" работу автор статьи проводит с компьютерной поддержкой. Для этого используется возможности обучающей компьютерной программы "Фраза", система упражнений которой не противоречит логике упражнений, содержащихся в учебном комплексе по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой, который является основным в работе автора статьи.
-
Методические рекомендации «Развитие читательской грамотности учащихся седьмого класса на уроках и во внеурочной деятельности» 2023
Данные методические рекомендации предназначены в помощь учителям русского языка и литературы, осуществляющим работу по формированию читательских компетенций школьников в урочной и внеурочной деятельности. Методические рекомендации могут быть также использованы учителями-предметниками, реализующими программы основного и среднего (полного) общего образования, в рамках других учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом. В представленной работе раскрываются особенности формирования читательской грамотности при обучении учащихся на этапе получения основного общего образования. Даётся характеристика читательской грамотности как ключевой компетентности человека в современном мире. Определяется роль учебного текста и его типов при формировании читательской грамотности и с учётом специфики содержания учебного предмета; рассматриваются основные виды и стратегии чтения при работе с учебным текстом, предлагаются задания, нацеленные на формирование читательских (коммуникативных) умений учащихся при проведении смыслового анализа текста. Примеры заданий позволяют проиллюстрировать специфику работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы, повысить активность учащихся, сделать уроки и внеурочные занятия насыщенными и интересными и обеспечить достижение планируемых результатов.
-
Методические рекомендации к использованию дидактического пособия «Речевой куб "Учимся играя"» 2023
Речевой куб «Учимся играя» представляет собой многофункциональный набор дидактических игр и упражнений, направленных на речевое развитие детей. Игры и упражнения способствуют формированию звуковой культуры речи, обогащению активного словаря, развитию связной грамматически правильной диалогической и монологической речи. При работе с данным пособием дети будут учиться классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи, составлять описательный рассказ по картинам. Также речевой куб позволит расширить тактильные ощущения, способствую развитию мелкой моторики рук. Цель занятия: формирование и развитие речевой активности детей через игровую деятельность.
-
Методические рекомендации к сочинению по картине А.А. Рылова "Полевая рябинка" для класса интегрированного обучения (возрастная форма ККО) 2009
В разработку включены подготовительные упражнения, которые выполняются на предшествующих уроках русского языка и конспект урока.
-
Методические рекомендации к уроку русского языка в 5-м классе по теме "Повелительное наклонение" 2009
Самостоятельное определение темы урока, активное участие в целеполагании, работа в режиме подводящего диалога не только пошагово ведёт к открытию нового знания, но и развивает логическое мышление школьников, их речь. Разные формы организации учитывают индивидуальные особенности детей и способствуют положительной самооценке.
-
Методические рекомендации по артикуляционной гимнастике 2015
Практический материал может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями общеобразовательных учреждений. Систематизированный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики в развивает и обогащает интонационную выразительность речи детей, формирует физиологически правильное функционирование дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.