Методическая разработка урока письма и развития речи в 7-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Знаки препинания при однородных членах предложения"

Разделы: Русский язык


Главной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой VIII вида на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания обучающихся. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Несовершенство коммуникативных умений обучающихся с нарушением интеллекта осложняет процесс свободного общения, затрудняет развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствует созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников. Совершенствование системы образования требует постоянного внимания к организации педагогической работы, более полного использования потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей школьников с ограниченными возможностями здоровья с целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения их подготовленности к жизни.

Актуальность данной разработки состоит в том, что урок направлен на развитие устной и письменной речи как средства общения, формирование речевых и коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью белее успешную социальную адаптацию. Основным вопросом урока является обучение школьников с интеллектуальной недостаточностью построению речевого высказывания как в устной, так и в письменной форме.

Тема урока выбрана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и календарно-тематическим планированием по предмету, утверждённым директором школы-интерната. Это 8-й урок по разделу «Предложение».

Тип урока по дидактическим целям – урок закрепления знаний и умений (практический урок). Для усиления мотивации обучающихся урок проводится в нетрадиционной форме – урок-редакция школьной газеты.

Урок традиционно начинается с организационного момента, где учитель мотивирует обучающихся на активную работу. Далее следует словарная работа, которая направлена на развитие у обучающихся умения выделять словарные слова в устной речи и правильно записывать их, обобщать слова по определённому признаку, классифицировать.

Следующим структурным элементом урока является актуализация знаний, повторение, при проведении которого используются словесный метод – беседа, а также наглядный и элементы поискового метода – наблюдение за схемами, их сравнение, подведение обучающихся к самостоятельному выводу и формулировке темы урока на основе сделанного вывода.

Основная часть урока направлена на закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. В ходе основной части урока учитель закрепляет, обобщает знания обучающихся по теме «Однородные члены предложения», а также умение анализировать изобразительные средства языка, свойственные художественному стилю письменной речи. Итогом основной части урока становится работа над составлением текста описательного характера по опорным схемам.

Дифференциация обучения и индивидуальный подход реализуются учителем в использовании карточек разной степени трудности, возможности при необходимости пользоваться памятками, индивидуальной помощи учителя, что позволяет включить в активное учебное поведение каждого ученика.

Коррекционная направленность урока реализуется в использовании специальных упражнений по развитию и коррекции психических функций обучающихся: развитие умения обобщать, классифицировать, исключать лишнее на основе работы со словарными словами, умения сравнивать, находить общие и отличительные признаки на основе сравнения различных стилей речи; развитие письменной речи на основе составления текста-описания по опорным словам.

В ходе урока учитель работает над сохранением и укреплением здоровья обучающихся, что выражено в использовании специальных упражнений для укрепления зрения с помощью схемы зрительно-двигательных траекторий по методике В.Ф.Базарного, проведении релаксационной паузы, контроле за осанкой обучающихся при выполнении письменной работы. Количество видов деятельности, их чередование позволяет предупредить утомляемость обучающихся, сохранить активное учебное поведение в течение всего урока.

Итог урока подводится в форме беседы. Кроме того, итогом урока становится макет газеты, «выпущенной» и «отредактированной» обучающимися на уроке.

Для подготовки урока используется следующая литература:

  1. С.Ю. Ильина «Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием».
  2. А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания».
  3. Л.И. Соловьёв «География Кемеровской области. Природа».

Конспект урока 

Тип урока. Урок-закрепление знаний

Цель. Развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых учащихся старших классов

Задачи:

  1. Образовательные:
    • закреплять умение находить однородные члены в предложении, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;
    • закреплять умение различать научный и художественный стили речи;
    • закреплять умение развёртывать текст-описание на основе данного начала, по опорным словам, правильно употреблять предложения в структуре текста.
  2. Коррекционно-развивающие:
    • развивать устную и письменную речь обучающихся;
    • развивать произвольное внимание, мыслительные процессы: обобщение, классификация на основе работы со словарными словами, сравнение – на основе работы с лексическим материалом;
  3. Воспитательные:
    • прививать интерес к предмету;
    • воспитывать бережное отношение к родной природе;
    • прививать интерес к творчеству Кузбасских поэтов.

Оборудование. Макет газеты, опорные карточки «Однородные члены предложения», карточки со стихотворением о весне, схемы однородных членов, карточки с текстом-описанием, разъёмная таблица-схема «Знаки препинания при однородных членах», карточки для определения стиля речи.

Ход урока 

I. Орг. момент.

Проверьте, всё ли готово к уроку?

– Ребята, на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.

– Сегодня у нас не простой урок. Наш урок превращается в редакцию школьной газеты.

А мы с вами – в редакторов, которые помогут сделать выпуск газеты грамотным и интересным.

II. Словарная работа.

а) Учитель зачитывает народные приметы о весне. Обучающимся предлагается на слух найти в предложении словарное слово и записать его в тетрадь.

– Утром пасмурно – к обеду на небе высокие кучевые облака – жди завтра солнечную погоду.

Воробьи сидят, нахохлившись – быть дождю.

– Чем раньше распустится берёзовый лист, тем теплее будет лето.

– Закуковала кукушка – морозам больше не бывать.

– Перед дождём жимолость облеплена насекомыми.

На какую тему записанные вами слова? (Природа)

– Запишите слово природа в тетрадь.

б) Проверка правильности написания словарных слов по таблице.

– На какие две группы можно разделить эти слова? (слова, связанные с живой природой и с неживой природой)

– Какое из записанных словарных слово лишнее и почему? (берёзовый)

– О каком времени года эти народные приметы? (о весне)

– Правильно, ребята. Выпуск нашей газеты будет посвящён весне.

(Выставляется 1 и 2 страница газеты) (Приложение 1).

III. Повторение, актуализация знаний.

Какую большую тему мы изучаем? (предложение).

– Рассмотрите 2 схемы и скажите, чем они отличаются друг от друга? (схемы записаны на доске)

(второе предложение с однородными членами).

– Догадайтесь, с какими предложениями мы будем работать сегодня на уроке?

(предложения с однородными членами).

– Правильно. Тема сегодняшнего урока «Знаки препинания при однородных членах».

Знакомство с задачами урока.

В ходе урока мы вспомним, что такое однородные члены предложения, будем закреплять умение правильно расставлять знаки препинания при них. Будем работать с текстом.

– Вспомните, что такое однородные члены предложения? (по опорным карточкам)

– Прочитайте стихотворение кузбасского поэта Александра Пинаева и найдите в нём однородные члены.

Ещё мороз в конце апреля,
А в майский день
В тайгу войдёшь –
Снег льётся с пихт,
И шум капели
Напоминает летний дождь.
Кора, хвоя набухли влагой,
Размок густой таёжный мох,
И пестрокрылая ватага
Такой творит переполох –
Трещит,
Звенит,
Свистит,
Щебечет!
Несётся гул издалека.
Там, в котловине,
Рвёт и мечет
Осатаневшая река.

– Как в данном стихотворении соединяются однородные члены? (без союзов и с помощью одиночного союза и).

– Подберите схемы соответствующие однородным членам и запишите предложения в тетрадь.

Набухли о, о.
Ватага о, о, о, о.
Река о и о.

– С помощью, каких союзов ещё могут соединяться однородные члены? (с помощью союзов а, но).

– Дополните предложения однородными членами в соответствии с этими схемами:

Весеннее солнышко яркое, но ________.

– Вспомните и восстановите схему расстановки знаков препинания при однородных членах. (работа со схемой).

(Выставляется третья страница газеты)

IV. Физминутка.

  • релаксационная пауза под музыку.
  • зарядка для глаз (по методике Д.Б. Базарного).

V. Работа над текстом.

Прочитайте текст на карточках.

Зацвела ива – гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё голые серые. Ива среди низ, как букет, да не простой а золотой. Ива – лиственное растение. Каждый ивовый барашек – пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. (по В. Бианки)

– Найдите в тексте предложения с однородными членами.

– Расставьте в карточке знаки препинания в соответствии со схемой.

– К какому типу относится данный текст? Докажите свою мысль, опираясь на карточку (Приложение 2).

(Текст-описание, так как описывается предмет. Можно задать вопрос: ива какая? Можно подобрать картинку ивы)

– Найдите в тексте сравнения. (Ива как букет, барашки как цыплята).

– Можем ли мы понять, нравится автору ива или нет?

– К какому стилю речи можем отнести это описание: к научному или художественному? Докажите. (художественное, так как автор выражает своё отношение к иве, сравнивает иву с букетом, ивовые барашки - с цыплятами.)

– Какое предложение не совсем подходит к художественному описанию? (4).

– Выберите подходящий заголовок к тексту: «Ива», «Золотой куст».

– Запишите исправленный текст в тетрадь. (1 человек пишет на карточке).

– Найдите по описанию среди картинок цветущую иву. Что помогло вам её узнать?

(Выставляется четвёртая страница газеты)

VI. Самостоятельное составление текста-описания весеннего цветка по данному началу, концу и опорным словам.

– Ребята, мы подошли к самому сложному и ответственному заданию.

Вы, наверное, не раз видели, как люди, соскучившись за зиму по ярким краскам и приятным запахам, весной срывают только что распустившиеся цветы, чтобы недолгое время полюбоваться ими, а потом выбросить, ведь век сорванного цветка так недолог.

Нам нужно составить для нашей газеты текст-описание весеннего цветка. Так, чтобы, этот текст не просто рассказал о цветке, а тронул души людей. Чтобы каждый человек, прежде чем сорвать цветок, сначала задумался: «А стоит ли это делать?».

Послушайте стихотворение и догадайтесь, описание какого весеннего цветка мы должны составить.

Белые жемчужины прилепились в ряд
К стебелёчку тонкому. Дарят аромат.
В мае распускается и цветёт в лесу.
Даже Книга Красная бережёт красу.
И лисичка рыжая рядышком пройдёт,
Белый и душистый цветик не сомнёт.

– Рассмотрите таблицу. В каком столбике даны слова и выражения для описания предмета в научном стиле, а в каком – для художественного описания?

Предмет ….стиль …стиль
Ландыш травянистое растение;
продолговатые листья;
тонкий стебель;
в виде колокольчиков.
в лесной глуши;
расцветает;
прячется от посторонних глаз;
крупные гладкие блестящие;
выглядывает, тоненький
белые воздушные как на ниточках,
жемчужинки, дрожат.

– Как вы думаете, в каком стиле мы должны описывать цветок, чтобы достичь своей цели? (в художественном стиле).

– Оставьте строку для заглавия.

– Запишите начало текста в тетрадь. Как запишем начало текста? (с красной строки).

С приходом весны всё оживает.

Распределите опорные слова соответственно частям цветка.

– Составьте предложения устно по опорным словам.

– Запишите основную часть. Как запишем? (с красной строки).

– Запишите заключение (с красной строки).

Эти хрупкие цветы украшают лес. Не рви их.

Как можно озаглавить наш текст? Запишите заголовок. (1 человек пишет на карточке).

– Прочитайте текст, который у вас получился.

– Как вы думаете, справились ли мы с задачей?

(Текст прикрепляется на страницу газеты).

VII. Итог урока.

С какими предложениями работали на уроке?

– При помощи чего могут соединяться однородные члены?

– В каком стиле учились составлять текст на уроке?

– Чему научил вас этот урок?

VIII. Домашнее задание:

Упр. 323, стр. 246.

Разбор домашнего задания.

IX. Выставление оценок с комментированием.