Главной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой VIII вида на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания обучающихся. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Несовершенство коммуникативных умений обучающихся с нарушением интеллекта осложняет процесс свободного общения, затрудняет развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствует созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников. Совершенствование системы образования требует постоянного внимания к организации педагогической работы, более полного использования потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей школьников с ограниченными возможностями здоровья с целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения их подготовленности к жизни.
Актуальность данной разработки состоит в том, что урок направлен на развитие устной и письменной речи как средства общения, формирование речевых и коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью белее успешную социальную адаптацию. Основным вопросом урока является обучение школьников с интеллектуальной недостаточностью построению речевого высказывания как в устной, так и в письменной форме.
Тема урока выбрана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и календарно-тематическим планированием по предмету, утверждённым директором школы-интерната. Это 8-й урок по разделу «Предложение».
Тип урока по дидактическим целям – урок закрепления знаний и умений (практический урок). Для усиления мотивации обучающихся урок проводится в нетрадиционной форме – урок-редакция школьной газеты.
Урок традиционно начинается с организационного момента, где учитель мотивирует обучающихся на активную работу. Далее следует словарная работа, которая направлена на развитие у обучающихся умения выделять словарные слова в устной речи и правильно записывать их, обобщать слова по определённому признаку, классифицировать.
Следующим структурным элементом урока является актуализация знаний, повторение, при проведении которого используются словесный метод – беседа, а также наглядный и элементы поискового метода – наблюдение за схемами, их сравнение, подведение обучающихся к самостоятельному выводу и формулировке темы урока на основе сделанного вывода.
Основная часть урока направлена на закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. В ходе основной части урока учитель закрепляет, обобщает знания обучающихся по теме «Однородные члены предложения», а также умение анализировать изобразительные средства языка, свойственные художественному стилю письменной речи. Итогом основной части урока становится работа над составлением текста описательного характера по опорным схемам.
Дифференциация обучения и индивидуальный подход реализуются учителем в использовании карточек разной степени трудности, возможности при необходимости пользоваться памятками, индивидуальной помощи учителя, что позволяет включить в активное учебное поведение каждого ученика.
Коррекционная направленность урока реализуется в использовании специальных упражнений по развитию и коррекции психических функций обучающихся: развитие умения обобщать, классифицировать, исключать лишнее на основе работы со словарными словами, умения сравнивать, находить общие и отличительные признаки на основе сравнения различных стилей речи; развитие письменной речи на основе составления текста-описания по опорным словам.
В ходе урока учитель работает над сохранением и укреплением здоровья обучающихся, что выражено в использовании специальных упражнений для укрепления зрения с помощью схемы зрительно-двигательных траекторий по методике В.Ф.Базарного, проведении релаксационной паузы, контроле за осанкой обучающихся при выполнении письменной работы. Количество видов деятельности, их чередование позволяет предупредить утомляемость обучающихся, сохранить активное учебное поведение в течение всего урока.
Итог урока подводится в форме беседы. Кроме того, итогом урока становится макет газеты, «выпущенной» и «отредактированной» обучающимися на уроке.
Для подготовки урока используется следующая литература:
- С.Ю. Ильина «Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием».
- А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания».
- Л.И. Соловьёв «География Кемеровской области. Природа».
Конспект урока
Тип урока. Урок-закрепление знаний
Цель. Развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых учащихся старших классов
Задачи:
- Образовательные:
- закреплять умение находить однородные члены в предложении, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;
- закреплять умение различать научный и художественный стили речи;
- закреплять умение развёртывать текст-описание на основе данного начала, по опорным словам, правильно употреблять предложения в структуре текста.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать устную и письменную речь обучающихся;
- развивать произвольное внимание, мыслительные процессы: обобщение, классификация на основе работы со словарными словами, сравнение – на основе работы с лексическим материалом;
- Воспитательные:
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать бережное отношение к родной природе;
- прививать интерес к творчеству Кузбасских поэтов.
Оборудование. Макет газеты, опорные карточки «Однородные члены предложения», карточки со стихотворением о весне, схемы однородных членов, карточки с текстом-описанием, разъёмная таблица-схема «Знаки препинания при однородных членах», карточки для определения стиля речи.
Ход урока
I. Орг. момент.
– Проверьте, всё ли готово к уроку?
– Ребята, на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.
– Сегодня у нас не простой урок. Наш урок превращается в редакцию школьной газеты.
А мы с вами – в редакторов, которые помогут сделать выпуск газеты грамотным и интересным.
II. Словарная работа.
а) Учитель зачитывает народные приметы о весне. Обучающимся предлагается на слух найти в предложении словарное слово и записать его в тетрадь.
– Утром пасмурно – к обеду на небе высокие кучевые облака – жди завтра солнечную погоду.
– Воробьи сидят, нахохлившись – быть дождю.
– Чем раньше распустится берёзовый лист, тем теплее будет лето.
– Закуковала кукушка – морозам больше не бывать.
– Перед дождём жимолость облеплена насекомыми.
– На какую тему записанные вами слова? (Природа)
– Запишите слово природа в тетрадь.
б) Проверка правильности написания словарных слов по таблице.
– На какие две группы можно разделить эти слова? (слова, связанные с живой природой и с неживой природой)
– Какое из записанных словарных слово лишнее и почему? (берёзовый)
– О каком времени года эти народные приметы? (о весне)
– Правильно, ребята. Выпуск нашей газеты будет посвящён весне.
(Выставляется 1 и 2 страница газеты) (Приложение 1).
III. Повторение, актуализация знаний.
– Какую большую тему мы изучаем? (предложение).
– Рассмотрите 2 схемы и скажите, чем они отличаются друг от друга? (схемы записаны на доске)
(второе предложение с однородными членами).
– Догадайтесь, с какими предложениями мы будем работать сегодня на уроке?
(предложения с однородными членами).
– Правильно. Тема сегодняшнего урока «Знаки препинания при однородных членах».
Знакомство с задачами урока.
– В ходе урока мы вспомним, что такое однородные члены предложения, будем закреплять умение правильно расставлять знаки препинания при них. Будем работать с текстом.
– Вспомните, что такое однородные члены предложения? (по опорным карточкам)
– Прочитайте стихотворение кузбасского поэта Александра Пинаева и найдите в нём однородные члены.
Ещё мороз в конце апреля,
А в майский день
В тайгу войдёшь –
Снег льётся с пихт,
И шум капели
Напоминает летний дождь.
Кора, хвоя набухли влагой,
Размок густой таёжный мох,
И пестрокрылая ватага
Такой творит переполох –
Трещит,
Звенит,
Свистит,
Щебечет!
Несётся гул издалека.
Там, в котловине,
Рвёт и мечет
Осатаневшая река.
– Как в данном стихотворении соединяются однородные члены? (без союзов и с помощью одиночного союза и).
– Подберите схемы соответствующие однородным членам и запишите предложения в тетрадь.
Набухли о, о.
Ватага о, о, о, о.
Река о и о.
– С помощью, каких союзов ещё могут соединяться однородные члены? (с помощью союзов а, но).
– Дополните предложения однородными членами в соответствии с этими схемами:
Весеннее солнышко яркое, но ________.
– Вспомните и восстановите схему расстановки знаков препинания при однородных членах. (работа со схемой).
(Выставляется третья страница газеты)
IV. Физминутка.
- релаксационная пауза под музыку.
- зарядка для глаз (по методике Д.Б. Базарного).
V. Работа над текстом.
– Прочитайте текст на карточках.
Зацвела ива – гости со всех сторон. Кусты и деревья ещё голые серые. Ива среди низ, как букет, да не простой а золотой. Ива – лиственное растение. Каждый ивовый барашек – пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. (по В. Бианки)
– Найдите в тексте предложения с однородными членами.
– Расставьте в карточке знаки препинания в соответствии со схемой.
– К какому типу относится данный текст? Докажите свою мысль, опираясь на карточку (Приложение 2).
(Текст-описание, так как описывается предмет. Можно задать вопрос: ива какая? Можно подобрать картинку ивы)
– Найдите в тексте сравнения. (Ива как букет, барашки как цыплята).
– Можем ли мы понять, нравится автору ива или нет?
– К какому стилю речи можем отнести это описание: к научному или художественному? Докажите. (художественное, так как автор выражает своё отношение к иве, сравнивает иву с букетом, ивовые барашки - с цыплятами.)
– Какое предложение не совсем подходит к художественному описанию? (4).
– Выберите подходящий заголовок к тексту: «Ива», «Золотой куст».
– Запишите исправленный текст в тетрадь. (1 человек пишет на карточке).
– Найдите по описанию среди картинок цветущую иву. Что помогло вам её узнать?
(Выставляется четвёртая страница газеты)
VI. Самостоятельное составление текста-описания весеннего цветка по данному началу, концу и опорным словам.
– Ребята, мы подошли к самому сложному и ответственному заданию.
Вы, наверное, не раз видели, как люди, соскучившись за зиму по ярким краскам и приятным запахам, весной срывают только что распустившиеся цветы, чтобы недолгое время полюбоваться ими, а потом выбросить, ведь век сорванного цветка так недолог.
Нам нужно составить для нашей газеты текст-описание весеннего цветка. Так, чтобы, этот текст не просто рассказал о цветке, а тронул души людей. Чтобы каждый человек, прежде чем сорвать цветок, сначала задумался: «А стоит ли это делать?».
Послушайте стихотворение и догадайтесь, описание какого весеннего цветка мы должны составить.
Белые жемчужины прилепились в ряд
К стебелёчку тонкому. Дарят аромат.
В мае распускается и цветёт в лесу.
Даже Книга Красная бережёт красу.
И лисичка рыжая рядышком пройдёт,
Белый и душистый цветик не сомнёт.
– Рассмотрите таблицу. В каком столбике даны слова и выражения для описания предмета в научном стиле, а в каком – для художественного описания?
Предмет | ….стиль | …стиль |
Ландыш | травянистое растение; продолговатые листья; тонкий стебель; в виде колокольчиков. |
в лесной глуши; расцветает; прячется от посторонних глаз; крупные гладкие блестящие; выглядывает, тоненький белые воздушные как на ниточках, жемчужинки, дрожат. |
– Как вы думаете, в каком стиле мы должны описывать цветок, чтобы достичь своей цели? (в художественном стиле).
– Оставьте строку для заглавия.
– Запишите начало текста в тетрадь. Как запишем начало текста? (с красной строки).
С приходом весны всё оживает.
– Распределите опорные слова соответственно частям цветка.
– Составьте предложения устно по опорным словам.
– Запишите основную часть. Как запишем? (с красной строки).
– Запишите заключение (с красной строки).
Эти хрупкие цветы украшают лес. Не рви их.
– Как можно озаглавить наш текст? Запишите заголовок. (1 человек пишет на карточке).
– Прочитайте текст, который у вас получился.
– Как вы думаете, справились ли мы с задачей?
(Текст прикрепляется на страницу газеты).
VII. Итог урока.
– С какими предложениями работали на уроке?
– При помощи чего могут соединяться однородные члены?
– В каком стиле учились составлять текст на уроке?
– Чему научил вас этот урок?
VIII. Домашнее задание:
Упр. 323, стр. 246.
Разбор домашнего задания.