Методическая разработка урока "В стране выученных деепричастий"

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: деепричастие


Тип урока: обобщающее повторение.

Вид урока: урок-путешествие.

Методы и приёмы: работа в парах, коллективная, индивидуальная работа, приём «Ромашка Блума».

Модель обучения: базовая (6 класс - 6 часов в неделю)

Цели урока:

Общеобразовательные:

  • обобщит изученный материал по теме «Деепричастие»:
  • закрепить знание теоретического материала;
  • повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с деепричастием.

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся, умение анализировать, строить умозаключения, делать выводы, осуществлять контроль и самоконтроль;
  • способствовать развитию самостоятельности, проявлению лучших качеств личности:
  • развивать коммуникативные качества личности.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к слову, культуру речи;
  • воспитывать чувство уважения к товарищам при фронтальной работе;
  • воспитывать аккуратность оформления работ в тетрадях и на доске.

Планируемые результаты на уроке:

Предметные:

  • знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «НЕ с деепричастиями», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте;
  • уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Личностные:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации учебной деятельности;

Метапредметные:

  • уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать свою работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (регулятивные УУД)
  • уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (познавательные УУД)
  • уметь определять цель учебной деятельности, ставить задачи, планировать действия, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью выражать свои мысли (коммуникативные УУД)

Ход урока

1. Организация класса

(У ребят на столах лежат дневники, тетради, учебники русского языка, карандаши, линейки)

2. Целеполагание

Учитель: Вы, конечно же, читали книгу Гераскиной «В стране невыученных уроков», в которой говорится о приключениях мальчика, не любившего русский язык.

Мы с вами тоже сегодня отправимся на поиски приключений, но уже как любители русского языка, как люди, изучившие сложную, но интересную тему - деепричастие. Наше путешествие будет проходить в Стране изученных деепричастий, и мы с вами ненадолго вернёмся в детство. Давайте закроем глаза и вспомним, когда вам мамы читали сказки, а вы затаив дыхание слушали их. Сегодня нас тоже в путешествии будет сопровождать Сказка.

3. Мотивация учащихся к учению. Актуализация ранее полученных знаний

Остановка первая. Повторение и обобщение общих сведений о деепричастии.

Фронтальный опрос. Игра «Согласен - не согласен»

1. Деепричастие - это неизменяемая форма глагола, обозначающая признак по действию.

2. Деепричастие объединяет признаки глагола и наречия.

3.В предложении деепричастие зависит от подлежащего.

4.Деепричастие отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?

5.В предложении деепричастие является обстоятельством?

6.Деепричастие образуется от наречий.

7.Суффиксы деепричастий: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш-, -нн-, -ем-.

8.Деепричастия не изменяются.

9.Деепричастие имеет следующие признаки глагола: время, лицо, число.

10.Деепричастие может иметь полную и краткую форму.

11.У деепричастий нет зависимых слов.

12.Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, всегда выделяются на письме запятыми.

Остановка вторая. Повторение и обобщение орфографических правил, связанных с деепричастием.

1. Учитель рассказывает сказку «Фамильная ненависть». Приём «Ромашка Блума».

Давно это было. Никто и не вспомнит сейчас, почему частица Не стала враждовать с Глаголом. Как ни старались другие части речи примирить частицу Не с Глаголом, но ничего у них не получалось. Не при всяком удобном случае заявляла: «Не хочу! Не буду! Не пишите нас вместе!».

Смиряла свою гордость непримиримая частица только тогда, когда Глагол без Не терял свой смысл и не мог употребляться самостоятельно. «Ненавижу! Негодую! Недоумеваю! Мне от всего этого нездоровится, но и Глаголу несдобровать!» - мрачно изрекала частица Не, вынужденная стоять рядом с Глаголом.

Так и шло все из поколения в поколение. Частица Не так не любит Глагол, что не признает и его форму - Деепричастие, на которое распространяется ее ненависть: так же, как и с Глаголом, с Деепричастием Не пишется раздельно и только в некоторых случаях вынуждена терпеть неприятное соседство. Вот до чего доводит фамильная ненависть!

Учитель:

- Назовите героев сказки?

- Почему сказка названа именно так?

- О каких орфографических правилах идёт речь в сказке?

( о правописании частицы не с глаголами и деепричастиями)

- Обобщите эти два правила и расскажите их с примерами.

- Как бы вы поступили на месте частицы Не?

- Вспомните, какие законы правописания действуют, когда необходимо слитно или раздельно написать не с причастиями?

Выборочный диктант.

Не проверив сочинения; не растаяв на солнце; невзирая на лица; негодуя по поводу происшедшего; не чувствуя боли; не щадя себя; не усвоив предыдущего; не останавливаясь перед преградой; не заглядывая в будущее; не погасив огня; недоумевая по поводу случившегося; не оборачиваясь назад; не зная причины; не распечатав письмо; не встретив отца; не посеяв и тени сомнения; читал недоумевая.

Остановка третья. Повторение и обобщение пунктуационных правил по изученной теме.

Учитель читает сказку «Бунт»:

- Безобразие! Произвол! Это возмутительно! - с такими криками, пыхтя и сопя, в тронный зал вкатилось неуклюжее Деепричастие. - Наказать бунтовщиков, повесив их на первом же суку!

Разъяренного правителя тщетно пытались успокоить подданные. Что же довело его до такого состояния?

Много лет назад Деепричастие издало приказ об обособлении собственной персоны в любом предложении, независимо от того, одно оно или в окружении подданных, в начале, в середине или в конце предложения оно находится. Приказ правителя соблюдался безоговорочно.

И вдруг разведка сообщила, что в королевстве есть бунтовщики, которые не подчинились приказу Деепричастия. Прокрадываясь в предложение, они не желали обособляться...

Учитель:

- Оставим нашего расстроенного правителя наедине с его горькими мыслями, а сами подумаем: о каком правиле идет речь в сказке?

(Речь идет о постановке знаков препинания при деепричастии или деепричастном обороте.)

- Кто является бунтовщиком в королевстве Деепричастия, не желая обособляться?

- Можно ли найти объяснение этому бунту или он стихийный, необъяснимый?

- Какие разделы русского языка помогают нам понять, почему нет обособления в этих случаях?

Графическая разминка.

Дети ищут деепричастия в тексте, называют деепричастные обороты, составляют схемы. Знаки препинания не расставлены

«Под голубыми небесами, великолепными коврами / блестя на солнце, снег лежит» / (А.С.Пушкин «Зимнее утро»)

«Раз царевна молодая, милых братьев … / поджидая, пряла, сидя у окна» / (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)

«Кто штык точил, / ворча сердито, кусая длинный ус» / (Ю.М. Лермонтов «Бородино»)

«Свинья под дубом вековым наелась желудей досыта, до отвала…/ наевшись, выспалась под ним». / (И.А.Крылов «Свинья под дубом»)

«Волк ночью… / думая залезть в овчарню, попал на псарню» / (И.А.Крылов «Волк на псарне»)

[ , /-.-/, ─ = ].

[ ─, /-.-/, =, /-.-/ ].

[ ─ =, /-.-/, /-.-/ ].

[─ = ,/-.-/ ].

[─,/-.-/, = ]

  • 0 ошибок - «5»
  • 1 ошибка - «4»
  • 2- ошибки - «3»
  • 3- ошибки - «2»

Взаимопроверка

Остановка четвертая. Употребление деепричастных оборотов в речи.

Учитель рассказывает сказку «Великий шутник»:

Знаете, кто самый великий шутник в королевстве Морфологии? Деепричастие. Как часто оно смеется над незадачливыми школьниками, которые не знают законов употребления деепричастий в предложении.

Шестиклассникам кажется:

- Мы все знаем, мы все выучили!

А Деепричастие посмеивается:

- Не зная броду, не суйся в воду. Употребите меня в речи, тогда посмотрим!

Да что тут особенного? - думают школьники.

- А я, Деепричастие, все особенное, необыкновенное, - хвалится Деепричастие.

- Да мы!.. Да он!.. Да ничего трудного!.. - кипятятся ученики.

- Не меряя семь раз, не режь, - предупреждает Деепричастие.

Не верите в его силу? Тогда вот вам его загадки-шутки, попробуйте справиться, найдите в них

Задание "Грамматические орешки" поможет узнать, насколько вы грамматически зорки. Коллективная работа по исправлению грамматических ошибок, работают в тетрадях.

Работаем с использованием синонимичных синтаксических конструкций.

1. Возвращаясь из школы, меня застала гроза. 2. Подъезжая к деревне, у машины спустилось колесо. 3. Сделав уроки, у меня заболели глаза. 4. Читая эти строки, создаётся впечатление, что автор пишет о нас.

Остановка контрольная

Каждый ученик самостоятельно выполняет тест. Проверьте себя и поставьте оценку: посмотрите на свои результаты выполнения заданий, сделайте вывод, над чем нужно поработать.

Закончите предложение: Я уже хорошо умею..., но мне нужно потренироваться в ….

Ф.И._________________________

Тест по теме "Деепричастие"

1. Найти предложения, в которых есть часть речи, обозначающая добавочное действие к основному.
А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
Г) Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

2. Найти предложения, в которых есть деепричастие.
А) Мама сидела, откинувшись в кресле.
Б) Я открыл окно и залюбовался видом.
В) Разложив игры, дети сели в кружок.
Г) Уставшая, она не хотела идти домой.

3. В каком ряду все слова являются деепричастиями?
А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;
Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;
В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;
Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.

4. Сколько деепричастий в предложении?
Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.
А) 2;
Б) 3;
В) 4;
Г) 5.

5. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?
А) увидев - деепричастие совершенного вида, невозвратное;
Б) наткнувшись - деепричастие совершенного вида, возвратное;
В) вспоминая - деепричастие несовершенного вида, невозвратное;
Г) расставаясь - деепричастие несовершенного вида, невозвратное.

6. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?

Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода, проверяя состояние сети.

А) не держась - деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
Б) откинувшись - деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
В) скрестив - деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;
Г) проверяя - деепричастие несовершенного вида, невозвратно

4. Подведение итогов урока

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в «Страну изученных деепричастий». Как хорошо, когда все уроки сделаны, все темы понятны, тогда любая трудность нам по плечу. Вы хорошо справились со всеми проблемами, которые возникли у вас в ходе путешествия.
Но, может быть, вам показалось, что в этой удивительной стране царят непонимание, ненависть, вражда, насмешки... Это не так. Просто мы с вами шли по самым сложным тропам этой необычной страны.

5. Рефлексия

Составление синквейна по теме «Деепричастие»

  • Деепричастие.
  • Самостоятельное, распространенное.
  • Уточняет, показывает, выражает.
  • Часто используется в текстах.
  • Форма.

6. Домашнее задание

Учитель: Попробуйте дома рассказать о деепричастии иначе - как о дружелюбной, веселой, интересной части речи, используя по возможности следующие опорные выражения:

  • любя друзей, прощая врагов;
  • радуясь новому дню;
  • светясь от счастья;
  • смеясь и веселясь от души;
  • обогащаясь знаниями и умениями;
  • живя в мире и согласии;
  • улыбаясь незнакомым прохожим;
  • беспокоясь о близких;
  • помогая слабым;
  • заботясь друг о друге.