Методическая разработка урока "Возрождение эпистолярного жанра"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Возродить эпистолярный жанр творческих работ учащихся.
  • Дать представление о традициях эпистолярного жанра, его особенностях, культуре речи, культуре чувств.
  • О форме творческой работы, зависящей от адресанта и адресата, предмета обсуждения, от степени развития коммуникативных способностей учащихся.
  • Сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка.

Оборудование урока:

  • Для детей: тетради для творческих работ и черновики, ручки, карандаши.
  • Для учителя: доска, выставка книг, словари.

Подборки образцов эпистолярного жанра:

  1. Ст. Антоновой Л.Г “Марина Цветаева – Борис Пастернак. Эпистолярный роман” РЯШ - 1995, - №1.
  2. Ст. Антоновой Л.Г “Пришедшие путём в себя…” из опыта урока обучения дневниковой прозе”.
  3. Ст. “Семья Маяковский в переписке” ж. Огонёк 1973г., (20-21).
  4. Методические указания к пособию по развитию речи, М.: Просвещение, 1965г., Письмо.

Ход урока

Ученица читает Письмо Татьяны к Онегину “Я к вам пишу…” А.С. Пушкин.

Запись на доске:

  • “Эпистола” - “послание”, перевод с латинского языка.
  • “Эпистолярный” жанр - один из лирических жанров в форме письма, обращенного к другу, возлюбленной в прозе и поэзии.

Примеры:

“Во глубине сибирских руд…” А.С.Пушкина, “Письмо матери” С.А.Есенина.

Литература. Краткий справочник школьника 5-11 классы с.97.

Слово учителя:

Ребята, тема, которую мы сегодня изучаем на уроке, не нова: “Почтовый роман”, “Эпистолярный роман” - эти выражения, наверно, вы слышали не раз.

Жанр эпистолярных произведений, а ведь письмо - это тоже литературное произведение, родилось из необходимости общения людей друг с другом. В письмах человек делится с самыми близкими людьми своими мечтами, замыслами, советует, просит совета, делится радостью, горем.

Жанр этот с течением времени претерпевал существенные изменения. Начнем по порядку.

“Наш век погряз в суетливости, нам так недостает созерцательности, утратили мы привычку входить в себя, жить там и осматриваться…”- писал В.Одоевский в середине XIX века, горестно сожалея о недостаточно оценённой многими его друзьями привычки самопознания и размышления о важности и для воспитания подрастающего поколения, способного в дальнейшем “принять на себя заботы о мире сущем”.

Читая строчки Одоевского о том, что в середине XIX века жили люди суетно, удивляешься тому, что же говорить о начале XIX века! Сейчас мы живём, как в космической ракете: за окном мельканье звездных миров, бешеная скорость, наша планета, опутанная проводами “вселенского разума”, то есть Интернета. В экран телевизора, смотрим и входим во множество визуальных контактов с людьми, которые становятся как бы жильцами в наших домах, с их проблемами, заботами, которые крадут наш покой и душевное равновесие. Мир видео, мобильных телефонов, мобильная связь делает нашу жизнь, подключенной к НТР крепко – накрепко. Общение между людьми сводится к передаче пресловутых СМС-ок, позвонить, узнать жив ли, здоров, напомнить о себе и дальше…

Все быстрей мчится время,
Все быстрей.
Время стрессов и страстей
Мчится всё быстрей…

А ведь душе не нужна суета и скорость. Душевная жизнь требует осмысленности, гармонии с внешним миром. Возникает проблема: где взять душевное равновесие.

Эта проблема напоминает сегодняшнему учителю о формировании должного интереса к ведению записей личного плана, о воспитании культуры интеллектуального труда. Эти качества проявляются в эпистолярном жанре и дневниковых записях. Но писать письма, размышлять на страницах дневника, создавая для себя благоприятное интеллектуальное пространство, невозможно заставить в “воспитательных целях”! Потребность может возникнуть как следствие эволюционного воспитательного мотива: истинное образование и культура могут быть обеспечены только для самодостаточной личности, осознавшей “самость себя и другость другого” (М.Бахтин). Вот почему при обучении эпистолярному жанру должен быть создан неослабевающий интерес к этому нетрадиционному типу сочинительства, где в процессе творческой деятельности текст создаётся для того, другого, которому интересно общение с тобой, твои проблемы, твои мечты, а запись строится движением “смятённой души” (М.И.Цветаева).

Возродить эпистолярный жанр, достигнувший своего рассвета в XIX веке, нужно. Достаточно вспомнить переписку и стихи А.С.Пушкина с друзьями, в которых личное тесно переплетается с общественным: “К Чаадаеву”, “В Сибирь”… Переписку Н.В.Гоголя, В.Г.Белинского, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского, и те произведения, в которых герои пишут письма: “Белые ночи”, “Бедные люди”, роман “Преступление и наказание” (письмо П.А.Раскольниковой сыну). Переписку и дневники Л.Н.Толстого, повесть “Детство”, “Отрочество”, “Юность”, роман “Война и мир”, (письма Н.Ростова и письма Андрея Болконского отцу, которые, как известно, он писал каждый день); письма Обломова Ольге Ильинской…

А также вспомним письма, написанные в стихах.

Незабываемый роман в стихах “Евгений Онегин” и взволнованные слова Татьяны, адресованные Онегину. (Мы уже послушали его в начале урока).

Я к вам пишу; чего же боле,
Что я еще могу сказать.
Теперь я знаю: в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня…

Поражают воображение письма – стихи С.Есенина своим близким! “Письмо матери”, “Письмо Шуре”, “Письмо деду”.

В этом же ряду стоит эпистолярная поэзия В.Маяковского, агитатора, горлана, главаря”. Его послания ставили проблемы и личного и общественного значения: “Письмо фининспектору о поэзии”, “Письмо товарищу Кострову о сущности любви”, “Письмо Татьяне Яковлевой из Парижа” и другие.

Эти произведения являются для нас образцом писем, у них мы будем учиться этому искусству.

Научить писать личное письмо очень трудно. Личное письмо – это выражение мыслей и переживаний человека чаще всего по какому–нибудь одному вопросу, или сообщение каких – либо сведений, интересных только для автора письма и адресата.

Эпистолярное наследие выдающихся писателей чрезвычайно ценно для исследователей их творчества, для знакомства с личностью писателя. А все эти примеры вдохновенного общения великих людей с их друзьями или знакомыми являются образцами их собственных писем. А письма Ваньки Жукова “На деревню дедушке” А.П.Чехова, письмо няни Владимиру Дубровскому А.С.Пушкина, Олега Кошевого к матери А.А.Фадеева, письма С.Петрова Тане В.Титова. (“Всем смертям назло”).

Есть в поэзии и такие произведения, которые обращены в будущее, например, поэма Р.Рождественского “Письмо в XXX век”.

(В сильном классе вышеизложенную информацию можно получить из ответов учащихся на вопрос: какие произведения классической литературы в жанре письма вы знаете?)

А письма с фронта, представляющие крошечные треугольнички бумаги! Это редчайшие, чудом уцелевшие реликвии, которые доносят до нас голоса бойцов, многих из них сейчас уже нет в живых. Письма оттуда, с того света. Вести от мертвых – этот художественный прием впервые в своей поэзии использовал А.Т.Твардовский в стихотворении “Я убит подо Ржевом”.

Нам свои боевые не носить ордена,
Вам всё это, живые,
Нам отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за Родину – Мать…

М.Ясень написал стихотворение “Письмо из 45”:

Я шлю тебе письмо из 45.
Взгляни на снимок –
Я на нем живой.
Не допусти же вновь
Войну проклятую,
Пусть небо будет мирным
Над тобой.
А кругом весна. Неба синева.
Солнце бьёт в глаза. И нежна листва.
Нам бы жить и жить,
Жить бы да любить.
Этот мир беречь на земле!

Итак, из всего сказанного выше попробуем составить общее представление о письме как о жанре творческой работы учащихся.

  1. Обращение к адресату.
  2. Рассказ о проблеме, которая волнует адресанта.
  3. Стиль письма - художественный с элементами разговорного.
  4. Композиция строится на мысленном диалоге с адресатом.
  5. Обращение к адресату.

В письме может быть постскриптум (P.S.), дополнительное сообщение о чем-то важном, о котором не упомянуто в основной части.

Темы сочинения-письма:

- Письмо другу;

- Письмо литературному герою;

- Письмо читателю;

- Письмо родным;

- Письмо семье;

- Письмо ветерану;

- Письмо президенту;

- Письмо о том, как построить лучшее общество.

Приложение.

Рекомендуемая литература:

  1. А.И.Солженицын. “Письмо о том, как обустроить Россию”.
  2. Ф.М.Достоевский. Повесть “Бедные люди” и “Белые ночи”.
  3. В.А.Сухомлинский. Четыре письма сыну.
  4. В.Г.Короленко. Переписка с А.Луначарским.
  5. Н.Островский. Роман “Как закалялось сталь”.
  6. В.Титов. Повесть “Всем смертям назло”.
  7. В.Маяковский. Семья Маяковских в переписке.
  8. И.С.Тургенев. Письма матери. Письма Полине Виардо.