Методическая разработка проведения урока письма

Разделы: Русский язык


Письмо другу

Цель: повысить интерес учащихся к эпистолярному жанру, формировать навыки правильного написания и оформления письма, сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка и нравственных ценностях: доброте и отзывчивости, взаимопонимании и искренности, любви к людям, к тому, что нас окружает.

Оборудование: стенд “Седая Благодать” (фотографии и рисунки учащихся о родном крае); мультимедийная презентация учащихся “Мой родной край”, слайд-фильм “Однажды со мной случилось...”; музыкальное оформление: “Седая Благодать” (муз., сл. Г.Жукова); памятки “Правила написания письма”, “Правила оформления конверта” (проецируются на экран).

Приложение 1, Приложение 2

Эпиграф:

Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно.
Л.Н.Толстой

Ход урока

Учитель: Ребята, скажите, любите ли вы получать письма, получаете ли вы письма, а если нет, то хотите ли вы получать их?

(Из ответов учащихся становится очевидным, что письма хотели бы получать почти все, но получают их немногие, прежде всего учащиеся пользуются телефонной связью).

– Да, действительно, эпистолярный жанр сейчас оттеснён современными ритмами, темпами, телефонной и электронной связью... Люди всё реже пишут друг другу письма, а в конвертах путешествуют в основном официальные и деловые бумаги. Но вы правы, как приятно получить письмо, читать его, вглядываясь в знакомый почерк, чувствовать интонацию и настроение того, кто пишет вам. Поэтому, если вы, ребята, хотите получать письма, тогда пишите их сами. Мы уже имеем небольшой опыт работы над эпистолярным жанром. Сегодня мы будем учиться писать письма другу. И это неслучайно.

Как вы думаете, почему предметом нашего разговора будут именно письма другу?

(Учащиеся говорят о том, что в их возрасте важно каждому иметь друзей, и не только среди одноклассников, уметь общаться в кругу сверстников. Ребята отмечают, что, бывая в поездках, на отдыхе во время каникул, они приобретают хороших друзей, с которыми продолжают общаться).

– О чём можно рассказать далёкому другу, с которым вы познакомились в поездке, на отдыхе?

(О своих увлечениях и интересах, школе, классе, о своём городе и родном крае, о своей семье, о том интересном, что есть в жизни).

– Я предлагаю вам, ребята, две темы: “Письмо другу. Однажды со мной случилось...” и “Хочу рассказать тебе о своём родном крае”. Скажите, о каких интересных, памятных местах нашего города, нашего края вы могли бы рассказать в письме?

(После ответов учащихся на фоне песни о Кушве “Седая Благодать” демонстрируется мультимедийная презентация, созданная учащимися, с изображением памятных, значимых и любимых горожанами мест города и края: горы Благодати и карьера, сопки Ермака и Медведь-Камня, мемориала Воинской Славы, городского музея, пруда и лесных массивов, памятника “Европа-Азия” и др.). (Рисунок 1, Рисунок 4)

– А теперь обратимся к теме “Однажды со мной случилось...”. Конкретизируйте эту широкую тему. О чём может быть это письмо?

(Из ответов учащихся: это может быть случай, произошедший на тренировке или соревнованиях, на рыбалке или в походе, на отдыхе в оздоровительном лагере, в поездке и т.д. После ответов учащихся демонстрируется слайд-фильм, созданный учащимися, участниками походов по Чусовой и на Медведь-Камень). (Рисунок 5, Рисунок 7)

– Итак, содержание писем мы с вами, ребята, уже представляем. Давайте вспомним композицию письма. Из каких частей оно состоит?

(Вместе с учащимися вспоминаем, что правильно оформленное письмо состоит из даты, приветствия и обращения, основного текста, заключительной формулы вежливости, прощания и подписи).

– Каким должен быть тон письма? (Дружелюбным, шуточным).

– Что необходимо сделать, чтобы вашему знакомому или далёкому другу захотелось ответить на ваше письмо? (Проявим интерес к нему, его жизни, зададим ему вопросы, на которые хотим получить ответы, содержанием своего письма постараемся вызвать в нём желание ответить на наше письмо).

– Давайте, ребята, обратимся к памятке “Правила написания письма”.

(Проецируется на экран.)

Памятка

Правила написания письма.

1. Начинай письмо с обращения к адресату. Не забудь поздороваться,поблагодари за внимание.

2. Поинтересуйся, как идут дела у того, кому ты пишешь.

3. Вспомни, о чём тебе писали в предыдущем письме, вырази своё отношение к этому. Ответь на вопросы.

4. Сообщи новости, расскажи о своих радостях и печалях.

7. Старайся писать искренне, так, чтобы твоё письмо было интересно читать, помни: письмо отражает нравственный облик пишущего.

8. Исправления, ошибки, небрежность стиля свидетельствуют о безграмотности автора. Ю. Личные письма обычно пишут от руки, но можно набрать текст и на компьютере. Подпись можно поставить ручкой.

9. Не забудь попрощаться и подписаться. Ю.Укажи дату написания письма (справа в начале письма или слева внизу).

11. Если забыл что-то указать в письме, можно написать.

12. Правильно подпиши конверт (проецируется на экран).

Итак, ребята, вам предстоит дома написать письмо на одну из предложенных тем “Письмо другу. Однажды со мной случилось...” или “Хочу рассказать тебе о своём родном крае”. Желаю вам успехов и благодарю за работу. (Приложение 1)