Методическая разработка урока «Имена существительные общего рода». 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: Имена существительные


Урок в 5 классе.

Цель: продолжить изучение морфологических признаков имени существительного как части речи.

Задачи:

образовательная:

  • познакомить учащихся с именами существительными общего рода, научить отличать их от существительных мужского и женского рода, научить согласовывать с прилагательными и глаголами в прошедшем времени.

развивающая:

  • развивать умение самостоятельно получать знания;
  • развивать любознательность, сообразительность, внимательность, орфографическую зоркость; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

воспитательная:

  • пробуждать познавательный интерес к урокам русского языка и окружающим явлениям;
  • воспитывать трудолюбие, ответственность, честность;
  • воспитать не только уважительное, но и критическое отношение к товарищам, а также интерес и любовь к родному языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок необычный. И необычный он не только потому, что в классе присутствуют гости, но и потому, что сейчас мы с вами отправимся в гости. А к кому и куда мы узнаем чуть позже, выполнив одно небольшое задание и закрепив наши знания об имени существительном. А теперь повернитесь к своему соседу по парте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока. Приступим!

II. Орфографическая разминка

Презентация.

Объяснение правил. Открываем тетради, записываем число.

III. Получение новых знаний

Обратимся к презентации и сформулируем тему урока.

- Недотёпа! - возмущённо сказала мама.

- Непоседа, - добавил отец.

- Ты умница, - как всегда постаралась примирить всех бабушка.

Вопрос: Как вы думаете, о ком здесь идёт речь? Знакомы ли вам подчёркнутые слова? Что они обозначают (качества людей мужского и женского пола)?

А теперь попробуем подставить в этот полилог имена собственные, или местоимения, или имена прилагательные:

- Ты, Оля, недотёпа! - возмущённо сказала мама.

- И страшная непоседа, - добавил отец.

- А, по-моему, она - умница, - как всегда постаралась примирить всех бабушка.

- Ты, Петя, у нас просто недотёпа! - возмущённо сказала мама.

- И жуткий непоседа, - добавил отец.

- А, по-моему, он - умница, - как всегда постаралась примирить всех бабушка.

Происхождение слова недотепа

Многие русские слова приобретают оттенок снисходительности или ласкательности при замене их корневого гласного на "ё". Так и со словом "недотёпа", который происходит от "недотяпаный".

В далёкие времена у народов, занимавшихся земледелием, известный "процесс" ассоциировался с возделыванием земли. Борозда... мотыга... тяпание мотыгой в борозде...

Люди научились добывать и обрабатывать железо относительно недавно. А в дожелезную эпоху человек приматывал к палке крепкий сук. Палка с привязанным суком служила и мотыгой, и тяпкой.

Деревянная мотыга ещё совсем недавно, тоже в 20-м веке, использовалась в некоторых бедных странах.

Тяпками массово крестьяне начали обзаводиться совсем недавно, уже в индустриальную эпоху. И чем должны были "тяпать" до этого? Ясно, что это орудие больше походило на мотыгу или оно, просто, и было мотыгой. С тяжёлым, крепким суком, примотанным к концу палки. Если это так, то производный глагол, обозначающий энергичную работу или энергичные действия становится понятным.

Вопрос: Мы смогли подставить имена собственные, заменяющие их местоимения и характеризующие их имена прилагательные - для лиц как мужского так и женского пола. Почему?

IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

- В русском языке есть ряд существительных на -а, -я, которые могут называть как лиц женского пола, так и лиц мужского пола. Такие слова являются существительными общего рода. Работа с теорией стр.121.

Презентация

Посмотрите на 2 словосочетания. Что у них общего? В чем их различие?

    • ужасная неряха
    • ужасный неряха

Неря́ха. Это слово образовано приставочным способом от еще сохранившегося в диалектах существительного ряха - «щеголиха». Однокоренные слова: наряд, ряд.

Неря́ха. В этом случае «не-» есть простое отрицание, и, следовательно, должно существовать и слово «ряха». Оно и впрямь живет в народных говорах русского языка. «Ряха» - женщина-чистюля; слово связано с тем «ряд» - «лад», «порядок», - от которого произведены такие слова, как «наряд», «обрядить», «суженый-ряженый».

- Прилагательные с такими существительными согласуются и в женском, и в мужском роде.

- Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску: положительную, чаще отрицательную характеристику.

- Большинство слов этой группы относятся к разговорному стилю, поэтому в деловых и научных текстах не употребляются.

- Приведите примеры эмоционально окрашенных слов с положительной характеристикой (умница), с отрицательной характеристикой (неумейка).

V. Выполнение упр.176 (3 варианта)

В чём отличие между существительными «невежда» и «невежа»?

2. Работа со словарем

Информация

  • Невежда - м. и ж., малообразованный, малосведущий человек.
  • Невежа - м. и ж., грубый, невоспитанный человек.

Вопрос: Эти слова имеют разное лексическое значение, а между тем восходят они к одному корню. Что значит слово «ведати»?

Информация: «Ведати» (знать) (невежа - человек, не знающий правил этикета, а вежливый - качество человека, указывающее на знание правил этикета).

3. Определение рода имени существительного

Мужского или женского рода слово «невежда»?

Невежда - это неграмотный человек (м.р.)

А если невежда - женщина? (ж.р.)

Вывод: «Невежда» - это существительное общего рода.

Кто такие: невежа и невежда? Составьте предложения, в которых была бы ясна разница лексических значений этих существительных общего рода.

ПРОСТОФИ́ЛЯ, -и, м. и ж. Разг. Глупый, несообразительный человек Употребляется как бранное слово.

6. Лексический диктант

Записать в тетради. Работа в паре

Безобидный, тихий, смирный человек - тихоня

Драчун, зачинщик ссор и драк - забияка

Тот, кто любит сладости - сладкоежка, сластёна

Кто владеет левой рукой лучше, чем правой - левша

Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь - попрошайка

Кто любит болтать вздор, пустяки - пустомеля

Праздный, глазеющий от скуки по сторонам - зевака

Хвастливый человек - хвастунишка

Тот, кто постоянно всё теряет, забывает - растяпа

Тот, кто подлизывается к кому-то - подлиза

Человек, который наушничает - ябеда

Человек, который выдвигая себя, стремится выслужиться - выскочка

Сонливый, любящий много спать - соня

Тот или та, кто чуждается физической или вообще трудной работы - белоручка

Неаккуратный, лишённый опрятности - неряха

Очень подвижный, суетливый ребёнок - непоседа

7. Угадайте, кто это?

1.В доме - грязь, черна рубаха А зовут его .... (неряха)

2. Ничего на целом свете не поделит с вами Петя: ни ватрушку, ни игрушку, ни забавную зверушку... И кричат мальчишке дети: «Эх и ...(жадина) ты, Петя!»

3. Круглый год у нас потери: календарь - на той неделе, в прошлом месяце - билет, в этом - книга и пакет... Невиновна вся семья, ведь ... (растяпа) это - я!

4.

Папа вазу опрокинул;
Кто его накажет?
- Это к счастью, это к счастью,
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью
Это сделал я!
- Ты разиня, ты растяпа!
Скажут про меня.

8. Исследование

Некоторые сущ. м. и ж. р., называющие людей по роду занятий, профессии или должности, могут употребляться для обозначения лиц и м., и ж.пола: врач, юрист, профессор и т.д. В данном исследовании вы должны показать, как согласуются данные сущ. с прилагательными и глаголами.

Исследование в группах - на карточках даётся речевой материал и вопросы, работают самостоятельно, в конце заполняют карточку-подсказку.

Предложения для анализа. Подсказка на стр.113 (под цифрой 3). Работа в паре.


Вопросы

Дежурный врач Иванов выписал
рецепт.
Дежурный врач Иванова выписала
рецепт.
Строгий тренер Свиридов выжал из
нас все силы.
Строгий тренер Свиридова выжала
из нас все силы.

Кого называют выделенные
существительные?
Какого они рода?
Лиц какого пола они обозначают?
В каком роде употреблено с ним
прилагательное?
В каком роде употреблён глагол
прошедшего времени?
Выделенные существительные - это
существительные общего рода?

Карточка-подсказка:

Существительные мужского рода, называющие лиц по _____________, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц _________________пола, так и лиц _____________пола.

Глагол - сказуемое в __________времени при таком подлежащем - существительном ставится в ____________роде, если речь идёт о мужчине, и в ____________роде, если речь идёт о женщине.

Определение - прилагательное с таким существительным употребляется всегда в _____________роде.

Проверка

9. Тренировочное упражнение

Составить предложения (в парах). Добавить прилагательные и глаголы-сказуемые

  • Тренер Иванов
  • Врач Ушакова

Проверка

Уменьшительные или сокращённые формы некоторых личных имён тоже относятся к общему роду. Например: «Женя», «Саша», «Слава», «Валя». Как вы догадались, это имена, которые могут носить как мужчины, так и женщины. Причём полные формы таких имён категорию рода имеют.

  • «Саша» - «Александр» и «Александра»;
  • «Слава» - «Ярослав» и «Ярослава»;
  • «Валя» - «Валентин» и «Валентина».

10. Выполнение тестовой работы

1 ВАРИАНТ

1. Если существительное может быть отнесено к мужскому и женскому роду, это существительное:
1. среднего рода;
2. общего рода;
3. частного рода.

2. Укажите существительное общего рода:
1. староста;
2. юноша;
3. папа.

3. Укажите ряд слов, где все существительные общего рода:
1. растяпа, обжора, мастер, игра;
2. воображала, зазнайка, выскочка, шимпанзе;
3. мямля, злюка, сластёна, работяга.

4. Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:
1. Мой папа - настоящая работяга.
2. Этот тараторка не умолкал ни на минуту.
3. Света - полная невежда.

5. Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:
1. Известный пустомеля опять что-то рассказывал ребятам.
2. Знакомая сластёна за полчаса съела целый торт.
3. Наш белоручка сидела сложа руки.

2 ВАРИАНТ

1. Если существительное может быть отнесено к мужскому и женскому роду, это существительное:
1. среднего рода;
2. женского рода;
3. общего рода;

2. Укажите существительное общего рода:
1. бедняга;
2. юноша;
3. папа.

3. Укажите ряд слов, где все существительные общего рода:
1. растяпа, обжора, ябеда, игра;
2. вредина, зазнайка, выскочка, неженка;
3. семья, злюка, сластёна, работяга.

4. Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:
1. Мой папа - честный трудяга.
2. Этот тараторка не умолкал ни на минуту.
3. Мой маленький братик - настоящая неженка.

5. Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:
1. Известный хвастунишка рассказывала новую историю.
2. Знакомая сластёна за полчаса съела целый торт.
3. Наша левша всегда красиво писала.

VI. Подведение итога урока

  • Какова тема урока?
  • Что нового вы узнали?
  • Чему научились?

Рефлексия

Какой смайлик выбираете и почему?

Оценка знаний учащихся с комментированием в форме рекомендаций по пробелам знаний учащихся.

- Дети, вы сегодня умнички и молодчины!

VII. Домашнее задание

  • 1 уровень («обязательный») - §22, упр.178.
  • 2 уровень («творческий») - написать рассказ, используя имена существительные общего рода (по желанию).