Пояснительная записка
Настоящая методическая разработка содержит материал в помощь учителю русского языка для проведения урока развития речи или внеклассного мероприятия с целью возрождения традиции эпистолярного жанра и концентрации внимания обучающихся на ценностях родного языка. В ходе урока учащиеся получат навыки правильного написания письма и создадут собственные письма, адресованные своим друзьям, близким, родственникам.
Цели урока:
- Деятельностная цель: формирование представления об особенностях и традициях эпистолярного жанра.
- Содержательная цель: расширение представления об истории письма, разновидностях и правилах написания писем.
Планируемые образовательные результаты
- Предметные: соблюдать правила организованной речи в эпистолярном жанре (письмо); объяснять выбор использования языковых средств при создании письма.
- Метапредметные: ставить цели учебной деятельности и уметь их пояснить; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
- Личностные: стремиться к речевому совершенствованию, уважительному отношению к родному языку, сохранению чистоты русского языка как явления национальной культуры.
Ход урока
1. Мотивация (приветствие, создание настроения урока)
2. Целеполагание
(В руках учителя современный конверт и письмо, сложенное треугольником)
- Как вы думаете, ребята, что я держу в руках?
- А зачем я принесла их сегодня на урок, можете предположить?
- Какие цели мы можем поставить сегодня на уроке
3. Актуализация и пробное учебное действие
- Часто ли вы получаете письма в конвертах?
- А часто ли вам приходилось самим подписывать конверт и отправлять в нем письмо?
- Конечно, сегодня, когда есть мобильные телефоны, компьютер, Интернет и электронная почта, письма в конвертах стали редкостью. Но для многих поколений людей письма в конверте были важной составляющей человеческой жизни. Люди старших поколений и сейчас обмениваются посланиями в конвертах. В чем же притягательная сила, хранящаяся в рукописном послании?
- Попробуйте подписать конверты, которые лежат у вас на партах (работа в паре)
- Легко ли вы справились с этим заданием?
4. Выявление места и причины затруднения
- Посмотрите на выполненную совместную работу и назовите адресата и адресанта вашего будущего послания.
- Кто такой адресат? (получатель)
- Кто такой адресант? (отправитель)
- Вы уверены в правильности заполнения всех граф конверта?
5. Построение выхода из затруднения
- Давайте вспомним правила оформления конверта
- Фамилия, имя, отчество адресата
- Край, район и область
- Город, поселок, село
- Улица (переулок, проспект, площадь).
- Дом №, квартира №
- Конверты готовы, но в них надо положить письмо, а для этого вспомнить, какова история письма, какие бывают письма и каких правил надо придерживаться, чтобы создать свое собственное послание.
6. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
Сообщение учащегося «История почты и письма в России» (сопровождается слайдами с фотографиями, рисунками)
- На Руси уже в Х веке существовал «повоз» - особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. В ХIII веке была организована специальная служба для пересылки письменных сообщений на сменных лошадях. Людей, которые управляли этими лошадьми, называли ямщиками (слайд).
В ХVI–XVIII веках количество дорог, ямщиков стало расти. Появилась почтовая связь, которой ведал князь Пожарский (слайд). В 1667 году была образована первая почтовая служба. Ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна и стали называть их почтарями, через левое плечо ямщик-почтарь надевал почтовый рожок. Позже появилась медаль-бляха «с двуглавым орлом» (слайд).
К 1780 году в России было уже три почтамта: в Петербурге, Москве, Риге. Но в те годы скорость прохождения почты была невысокой. Так, письмо из Москвы в Ригу поступало на 9-11 день, а отправка его стоила 40 копеек. Услугами почты того времени могли пользоваться только обеспеченные люди.
В 1837 году почта была доставлена из Петербурга в Царское Село по железной дороге. Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы. Первые почтовые ящики появились в России в 1848 году, а 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка достоинством 10 копеек (слайд).
7. Включение в систему знаний
Виды и композиция писем.
- Мы погрузились в историю, но минул век XIX, прошел XX век, наступил XXI… Сейчас письма доставляются быстро, есть и авиапочта, и электронные письма. Конечно, преимущества у электронного письма большие, ведь в любой конец ты буквально мгновенно можешь доставить новость адресату. Но какое преимущество имеет рукописное послание, маленькое чудо из почтового ящика?
- Представьте себе, ребята, что сегодня, открыв почтовый ящик, вы обнаружите там письмо от близкого человека, адресованное вам. Что вы почувствуете при этом?
- Действительно, письма бывают разные, и информацию они могут нести самую разную.
- Какие виды письма бывают? (ответ на схеме)
ВИДЫ ПИСЬМА: личные, деловые, рекомендательные, благодарственные, поздравительные
- У каждого вида письма своя композиция, основными компонентами которой являются (слайд)
- Приветствие и (или) обращение к тому, кому предназначено письмо, дата и местонахождение отправителя.
- Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
- Основная часть – изложение деловой или личной информации, интересующей адресата, предмет разговора, его связь с предыдущим письмом, просьбы, пожелания, предложения, приветы родным и знакомым и т.д.
- Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.
- Подпись. Дата и местонахождение отправителя, если не указаны в самом начале
8. Подготовка к созданию собственного письма
- Есть в истории нашей страны период, когда письмо было самым важным посланием, когда его ждали с особым чувством. Это сложное, трудное время, когда для многих защита Родины стала почти профессией на долгих 4 года. Что это за время, ребята? (Великая Отечественная война)
Письма в треугольниках солдатских,
Они для нас до сей поры пол
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны…
(слайды с письмами-треугольниками и музыка)
- Ребята, сегодня в преддверии великого Дня Победы в холле школы собраны фотографии, фронтовые письма, награды, семейные реликвии, которые сохранили ваши бабушки и дедушки со времен Великой Отечественной войны. Что же значит для солдата письмо?
- Конечно, значение простых солдатских писем, особенно в годы войны, было велико. Каждый солдат, если он получал письма от родных, чувствовал себя намного уверенней, он без страха шел в бой и побеждал. Он верил, что его ждут, о нем не забыли, ему есть, кого и что защищать. А в перерывах между боями солдат писал письмо домой.
9. Звучит стихотворение К.Симонова “Жди меня”
- О чем же писал солдат домой в те страшные военные дни? (О скорейшем окончании войны, об уничтожении врага, о своих мечтах, о возвращении домой, о встрече с родными)
- За долгие годы письмо проделало немалый путь. Но свое предназначение соединять людей, сокращать разлуку, служить людям маленькое чудо из почтового ящика будет выполнять ещё долгие годы.
Письмо само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит.
Пролетит,
Проплывет
Тысячи вёрст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный
Пассажир.
10. Рефлексия
- Мы с вами уже писали письма. Кому они были адресованы? (Солдатам-участникам СВО)
- Ребята, ваши письма дошли до адресата. И сегодня у нас есть возможность услышать ответ на наши послания. (Видеозапись обращения участников СВО к учащимся школы с благодарностью за тёплые слова, рисунки и тёплые вещи, которые были собраны в ходе акции «Письмо солдату»)
11. Домашнее задание (по выбору учащегося)
- Я предлагаю вам, ребята, принять участие в ежегодном Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма» в номинации «Есть такая профессия – Родину защищать…» или любой другой номинации в соответствии с Положением конкурса.
- А также можно снова написать письма, адресованные участникам СВО. Это могут быть письма для ваших близких, друзей, знакомых, которые сегодня исполняют свой гражданский долг, или письма, адресованные солдату-участнику СВО. Акция «Письмо солдату» продолжается в нашей школе, и ваши письма вместе с посылками будут отправлены нашим защитникам.