Методическая разработка урока по русскому родному языку на тему «Тексты описательного типа». 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Планируемые результаты:

Личностные: поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, осознание эстетической ценности родного языка.

Метапредметные:

  • Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать ее результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий (универсальные учебные действия).
  • Формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками (коммуникативные учебные действия).
  • Смысловое чтение, осуществление операций анализа (регулятивные УД).

Предметные:

  • Повторить типы и стили речи, систематизировать знания о строении текста описания, выявить особенности данных текстов.
  • Развивать навыки работы с текстом.
  • Познакомить с терминами: дефиниция, ситуативная и квалификационная дефиниции.

Форма урока: поисково-групповая.

Методы работы: метод беседы, практический метод, наглядный метод, метод самостоятельной работы, метод критического мышления, методы анализа, сравнения и сопоставления, подготовка к ОГЭ (определение понятий).

Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая (ученики разделены на 3 группы), индивидуальная, фронтальная, самостоятельная.

Оснащение урока: мультимедийное оборудование, презентация по теме, карточки («карта понятий»), словари, учебник, электронные сайты.

Ход урока

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Мотивация к учебной деятельности (работа с цитатой)

Приветствует учеников.
Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. - Святой Августин (слайд)
Как понимаете цитату?
- Чтобы знать законы языка, нужно иметь желание и любознательность. Ведь запоминается то, что интересно.

Приветствуют учителя. Анализируют высказывание.

II. Этап актуализации и пробного учебного действия

Опрос:

1. Перечислите основные признаки текста.
2. Тематическое единство - это…?
3. Что такое тема и микротема текста?
4. Какие типы и стили текста знаете?

Слушают учителя, отвечают

III. Этап целеполагания

- Из данных слов составьте предложение, употребляя в нужном падеже слова, убрав при этом одно лишнее слово. Это и будет темой урока (слова: тип, описательный, характеристика, тексты). (слайд 2)

Составляют предложение и называют тему урока.

- Чему мы должны научиться на уроке? Определяют цели урока.
- Запишите число и тему урока. Записывают число, тему урока.

IV. Работа по теме

1. Каждый ученик получает карточку с текстом (слайд 3). Приложение 1.
В тетрадях чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока.
Проверяются устно заполненные графы таблицы. Опрос 2-3 учеников.
Разбор примеров дефиниций упр. 165 (1, 2 предложения)

1. Получают карточку, читают текст, заполняют таблицу «З» (знаю), «Х» (хотел бы узнать), «У» (узнал в данный момент). Приложение 5
2-3 ученика отвечают, что записали в колонки таблицы.
Выполняют упр.165 устно, (1, 2 предложения)
Работают в группе со словарем и учебником, читают определение терминов.

Работа со словарем (учебником) и эл. сайтами Неизвестные термины и слова обучающиеся находят в словаре и учебнике.
1 группа - дефиниция (учебник с.117 или словарь)
2 группа - ситуативная дефиниция
(эл.сайт)
3 группа - квалификационная дефиниция (эл. сайт)
Заполняют таблицу ЗХУ

V. Самостоятельная работа в группе

Работа с текстом (прием «карта понятий»), ученики записывают в схему нужную информацию, устанавливая причинно- следственные связи).
1 группа - упр. 167 (понятие честь). Приложение 2. Слайд 4
2 группа - упр. 168 (сравнить два текста, тема «Гроза»).
Приложение 3. Слайд 5
3 группа - упр. 169 (понятие жалость). Приложение 4. Слайд 6

Работают в группе.
Выполняют задание по тексту самостоятельно,
представление работ

Заполняют таблицу ЗХУ

Вопросы группам после защиты работ: Есть ли в данных текстах пример дефиниции? Если да, то какой вид? Отвечают на вопросы.

VI. Итог урока

- Используя ключевые слова темы и знание новой информации, запишите, ребята, вывод одним предложением.

Чтобы знать свой язык, нужно учить законы языка и стараться понимать его не только на уровне чувств, но и на уровне логики.
Как сказал в свое время К.Д.Ушинский, что изучая родной язык, человек «усваивает не только слова…, но и множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка» (слайд 7)

Отвечают, делают вывод.
Примерный ответ:
на уроке мы узнали, что может быть несколько видов текстов-описания, один из которых - дефиниция (научное определение понятия), слушают учителя.

VII. Рефлексия

Вопросы:

  • Могу себя похвалить за ------
  • Не совсем понял (не понял) на уроке ------

(слайд 8)

Отвечают на вопросы.
Записывают в третьей графе таблицы то, что узнали.

VIII. Домашнее задание

§ 20, с. 117. Упр. 165
Задание 1 (с 3-5 предложения)
Задание 2. (слайд 9)

Записывают домашнее задание.

Используемая литература

  1. Александрова О.М. Русский родной язык. Учебник для 6 класса. - М: Просвещение, 2020.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка Ожегова. 2012.
  3. Словарь иностранных слов. - М.: Рус.яз., 1987.
  4. https://studfile.net/preview/2038826/page:13/ - (дефиниция, виды дефиниций)
  5. https://studfile.net/preview/9966151/page:2/- (дефиниция, виды дефиниций)