Планируемые результаты:
Личностные: поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, осознание эстетической ценности родного языка.
Метапредметные:
- Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать ее результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий (универсальные учебные действия).
- Формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками (коммуникативные учебные действия).
- Смысловое чтение, осуществление операций анализа (регулятивные УД).
Предметные:
- Повторить типы и стили речи, систематизировать знания о строении текста описания, выявить особенности данных текстов.
- Развивать навыки работы с текстом.
- Познакомить с терминами: дефиниция, ситуативная и квалификационная дефиниции.
Форма урока: поисково-групповая.
Методы работы: метод беседы, практический метод, наглядный метод, метод самостоятельной работы, метод критического мышления, методы анализа, сравнения и сопоставления, подготовка к ОГЭ (определение понятий).
Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая (ученики разделены на 3 группы), индивидуальная, фронтальная, самостоятельная.
Оснащение урока: мультимедийное оборудование, презентация по теме, карточки («карта понятий»), словари, учебник, электронные сайты.
Ход урока
Технология проведения
|
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
I. Мотивация к учебной деятельности (работа с цитатой) |
Приветствует учеников.
|
Приветствуют учителя. Анализируют высказывание. |
II. Этап актуализации и пробного учебного действия |
Опрос:
1. Перечислите основные признаки текста.
|
Слушают учителя, отвечают |
III. Этап целеполагания |
- Из данных слов составьте предложение, употребляя в нужном падеже слова, убрав при этом одно лишнее слово. Это и будет темой урока (слова: тип, описательный, характеристика, тексты). (слайд 2) |
Составляют предложение и называют тему урока. |
- Чему мы должны научиться на уроке? | Определяют цели урока. | |
- Запишите число и тему урока. | Записывают число, тему урока. | |
IV. Работа по теме |
1. Каждый ученик получает карточку с текстом (слайд 3). Приложение 1.
|
1. Получают карточку, читают текст, заполняют таблицу «З» (знаю), «Х» (хотел бы узнать), «У» (узнал в данный момент). Приложение 5
|
Работа со словарем (учебником) и эл. сайтами |
Неизвестные термины и слова обучающиеся находят в словаре и учебнике.
1 группа - дефиниция (учебник с.117 или словарь) 2 группа - ситуативная дефиниция (эл.сайт) 3 группа - квалификационная дефиниция (эл. сайт) |
Заполняют таблицу ЗХУ |
V. Самостоятельная работа в группе |
Работа с текстом (прием «карта понятий»), ученики записывают в схему нужную информацию, устанавливая причинно- следственные связи).
|
Работают в группе.
Заполняют таблицу ЗХУ |
Вопросы группам после защиты работ: Есть ли в данных текстах пример дефиниции? Если да, то какой вид? | Отвечают на вопросы. | |
VI. Итог урока |
- Используя ключевые слова темы и знание новой информации, запишите, ребята, вывод одним предложением.
Чтобы знать свой язык, нужно учить законы языка и стараться понимать его не только на уровне чувств, но и на уровне логики.
|
Отвечают, делают вывод.
|
VII. Рефлексия |
Вопросы:
(слайд 8) |
Отвечают на вопросы.
|
VIII. Домашнее задание |
§ 20, с. 117. Упр. 165
|
Записывают домашнее задание. |
Используемая литература
- Александрова О.М. Русский родной язык. Учебник для 6 класса. - М: Просвещение, 2020.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка Ожегова. 2012.
- Словарь иностранных слов. - М.: Рус.яз., 1987.
- https://studfile.net/preview/2038826/page:13/ - (дефиниция, виды дефиниций)
- https://studfile.net/preview/9966151/page:2/- (дефиниция, виды дефиниций)