Методическая разработка урока по подготовке учащихся к написанию сочинения в формате ЕГЭ

Разделы: Русский язык


Класс: 11

От гнилого сердца и гнилые слова.
Русская пословица

Цель урока:

  • Повторение знаний о теме, основной мысли, композиции текста, индивидуальности авторского стиля.
  • Развитие умений самостоятельной работы с текстом:
  • - понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать собственное письменное высказывание(работа над основной частью);
    - оценивать позицию автора, формировать замысел собственного высказывания

  • Побуждение к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.

Ход урока

Оформление: плакаты с высказываниями известных людей о языке, плакат "Вопросы для обсуждения, книжная и журнальная тематическая выставка.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя (тезисы).

Язык - основное средство общения людей - возник в глубокой древности, в процессе совместной их трудовой деятельности. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться знаниями, информацией. Л.Н. Толстой писал: "Слово - дело великое". Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей.

Язык, как известно, состоит из слов, которые несут в себе массу информации и образной энергии. Чем больше слов в языке, тем богаче и самобытнее он.

В цепи человек стал последним звеном.
И лучшее все воплощается в нем.
Как тополь, вознесся он гордой главой,
Умом одаренный и речью благой.
Фирдоуси.

А современный человек? Действительно ли он одарен умом и "речью благой"? Часто ли мы встречаем такого человека? Не стал ли привычным, нам образ человека, имеющего скудный словарный запас, речь такого индивидуума корява, убога и примитивна, а зачастую пересыпана нецензурными словами, уголовным жаргоном. Я приглашаю вас поговорить на эту тему, высказать собственное мнение по поводу этой проблемы.

Сначала внимательно прочитайте текст замечательного сказочника, яркого мемуариста, серьезного литературоведа, вдумчивого критика К.И. Чуковского. Определите тип и стиль речи.

Текст

Блюстители чистоты языка часто восстают против того вульгарного жаргона, который мало-помалу внедрился в разговорную речь некоторых кругов молодёжи.

Фуфло, потрясно, шмакодявка .В каждом этом слове мне чудится ценическое отношение к людям, вещами и событиям.

В самом деле, может ли питать уважение к девушке тот, кто называет её чувихой?

С глубокой тоскою узнал я о литературной беседе, которую вели в библиотеке три школьника, выбиравшие интересную книгу:

- Возьми эту: ценная вещь.

- Эту не бери! Лабуда.

- Вот эта жутко мощная книжка!

Неужели тот, кто подслушает такой разговор, огорчится лишь лексикой этих детей, а не тем низменным уровнем их духовной культуры, которым определяется эта пошлая лексика?

Ведь вульгарные слова -порождение вульгарных поступков и мыслей, и потому очень нетрудно заранее представить себе, какой развинченной, развязной походкой пройдёт мимо тебя молодой человек, который вышел прошвырнуться по улице.

И в каждом слове этого жаргона мне видится печать того душевного убожества, которое Герцен называл тупосердием.

С острой, пронзительной жалостью гляжу я на этих тупосердых(и таких самодовольных) юнцов.

Но можем ли мы так безапелляционно судить этот жаргон? Ведь у него есть немало защитников. Выслушаем их внимательно и беспристрастно.

В сущности, из-за чего вы волнуетесь? - говорят они нам. Во всех странах во все времена мальчики любили и любят напускать на себя некоторую развязность и грубость, так как из-за своеобразной застенчивости им совестно обнаружить перед своими товарищами мягкие, задушевные, лирические, нежные чувства.

А во-вторых, не забудьте, что юным умам наша обычная, традиционная "взрослая" речь нередко кажется пресной и скучной. Им хочется каких-то новых, небывалых, причудливых, экзотических слов - таких, на которых не говорят ни учителя, ни родителя, ни вообще "старики". Всё это в порядке вещей. Это бывает со всеми подростками, и нет ничего криминального в том, что они стремятся создать для себя язык своего клана, своей "касты"- собственный молодежный язык.

Не стану оспаривать утверждения защитников. Пусть они правы. Но остаётся неразрешённым вопрос: почему же этот защищаемый ими жаргон почти сплошь состоит из пошлых и разухабистых слов, выражающих беспардонную грубость? Почему в нём нет ни мечтательности, ни доброты, ни изящества - никаких качеств, свойственных юным сердцам?

И можно ли отрицать, что в грубом языке чаще всего отражается психика грубых людей?

Главная злокачественность этого жаргона заключается в том, что он не только вызван обеднением чувств, но и сам, в свою очередь, ведёт к обеднению чувств. Попробуйте хоть неделю поговорить на этом вульгарном жаргоне, и у вас непременно появятся вульгарные замашки и мысли. (К.Чуковский)

- Перед нами текст-рассуждение в публицистическом стиле.

- Какую проблему поднимает автор?

- Корней Иванович очень остро ставит проблему чистоты языка, утверждая: низменный уровень духовной культуры молодежи напрямую зависит от использования ею вульгарной лексики.

В последнее время мы наблюдаем распространение грубой нецензурной речи не только среди взрослых, но и среди молодежи и подростков. Многие уже не могут объяснить свою мысль, не пренебрегая бранным выражением, и эта проблема стала будничной, привычной.

Анализируя причины и истоки распространения грубости, сквернословия, полного отсутствия культуры речи, приходишь к выводу, что это может быть рецидивы жажды "суперсовременности" боязни отстать в чем-то от сверстников, показаться смешным, и очень обидно, что далеко не малая часть наших молодых и не очень молодых современников действительно не в состоянии выразить свою мысль связно без сквернословия.

- Почему публицист так жестоко характеризует молодых людей, стремящихся к оригинальности столь странным способом? Почему он не согласен с убедительными аргументами защитников сленга?

- 1 аргумент. Загрязнение речи мусором, жаргонными и грубыми словечками опасно. Человек, который произносит такие слова, не может быть нежным, заботливым душевным.

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. "Плюющиеся словами" люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

Чуковский утверждает, что язык влияет даже на движения человека . Юноша, который собрался прошвырнуться по улице ,идет развинченной, развязной походкой.

- Какой вывод мы можем сделать из сказанного?

-  Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной "закомплексованности". Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она "затягивает".

- 2 аргумент. Всем нам приятнее общаться с тонким и вежливым собеседником, говорящем чистым, незасоренным литературным языком. А люди с убогой речью, с убогим сознанием, с убогой душой неинтересны: они не имеют будущего. "Язык есть самая живая, самая обильная, и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь" (К.Д. Ушинский).

- Ребята, а вы сами используете в своей речи новомодные жаргонные слова?

- Да.

- Можете назвать самые распространенные слова?

- Прикинь - представь; оторваться - веселиться; клевый, крутой - хороший;

Тормоз - глупый; заколебал - надоел; в натуре - на самом деле; не врубился - не понял; зашибись - очень красиво; не базарь - не говори.

А теперь посмотрим критически на эти слова. Какие слова звучнее . образнее ,красивее?

Конечно же, литературные слова. Так давайте же будем разговаривать на чисто русском языке.

- Подводим итог - пишем заключение

Красив и могуч русский язык. Жаль, что сейчас люди стали забывать его могущество и величавость. Из года в год литературный язык всё больше и больше разбавляется новомодными жаргонными словами. Порой от человека не услышишь красивой речи - всё краткие и скупые обрывки фраз. А ведь как приятно, когда к тебе обращаются на красивейшем из красивейших, чистейших и светлейших языков мира. Все богатство его, прозрачность сейчас можно увидеть лишь на страницах классических произведений. Слово - это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: "Гнилые слова - от гнилого сердца". Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей. Обогатить свою жизнь, сделать её ярче может каждый. Для этого всего лишь требуется в минуты покоя и вдохновения читать классику. Вот увидите: умные фразы и красивые слова зафиксируются в вашей памяти. Вы и не заметите, как в вашей речи начнут проскальзывать, а потом и приживутся потрясающие по красоте обороты русского языка.

- Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение.

Образцы сочинений

Корней Иванович Чуковский был человеком разносторонним и необыкновенно талантливым. Замечательный сказочник, яркий мемуарист, серьезный литературовед, вдумчивый критик, он много времени посвятил изучению проблем языка. Плоды этих не всегда радостных раздумий легли в основу изданной в 1962 году книги "Живой как жизнь". В своих научно-публицистических заметках Корней Иванович очень остро ставит проблему чистоты языка, утверждая: низменный уровень духовной культуры молодежи напрямую зависит от использования ею вульгарной лексики.

Я задаю себе вопрос: "А есть ли вообще связь между этими явлениями: между жаргонными словечками и поступками и мыслями людей, их употребляющих?"

По мнению писателя, даже походка у любителей "пошлой лексики" будет иной - "развинченной и развязной". Его можно понять: слова, которые были "модными" в некоторых кругах подрастающего поколения полвека назад, не менее отвратительны, чем те, которые мы зачастую слышим сегодня. Но этого мало. Почему публицист так жестко характеризует молодых людей, стремящихся к оригинальности столь странным способом? Почему не готов согласиться с многочисленными и, на первый взгляд, убедительными аргументами защитников сленга? Не потому ли, что загрязнение речи мусором, жаргонными и грубыми словечками опасно. "Душевное убожество", "тупосердие" - это страшный приговор поколению "самодовольных юнцов". Чуковский доказывает - и я не могу с ним не согласиться: человек, произносящий "экзотические слова", не может быть тонко чувствующим, нежным, заботливым, душевным. Тот, кого привлекает грубость и пошлость,- сам груб и пошл, ибо язык, по определению писателя, "живой как жизнь" (1 аргумент).

Развивая эту мысль, делаю вывод: речь характеризует не только говорящего, но и его внутренний мир. Так что человек, едва только начав говорить, немедленно обнаруживает и обнажает свою сущность. Внимательный наблюдатель сразу же видит, кто перед ним: образованный, думающий, самостоятельный и взрослый индивидуум или невежественный, зависимый от мнения себе подобных, живущий бездумно, духовно убогий и грубый представитель толпы.

Безусловно, каждому (и со мной согласится даже самый придирчивый из представителей моего поколения) приятнее общаться с тонким и вежливым собеседником, говорящем чистым, незасоренным литературным языком, чем с существом, изъясняющимся на сленге дикого "племени". Интеллигентность несовместима с языковой (и моральной) агрессивностью (2 аргумент). Среди людей взрослых и достигших многого в жизни - людей, которых я уважаю,- нет ни одного, говорящего языком нелитературным. Скажу больше. Люди с убогой речью, с убогим сознанием, с убогой душой неинтересны: они не имеют будущего (3 аргумент).

Будущее упомянуто мною неслучайно. Общество таково, какова его нравственность. Нравственность проявляется не только в поступках, но и в речи. От речи сегодняшних подростков зависит не только их завтрашний день, но и будущее всей страны.

2 сочинение

В актуальности проблемы, поднятой К. Чуковским сомневаться не приходится, ведь язык человека является отражением его внутреннего мира, раз язык убог, убог и внутренний мир современной молодежи. Эта проблема очень важна, т. к. от молодежи зависит будущее нашей страны.

Итак, вокруг этой темы всегда возникало множество споров - допустима ли жаргонная речь или нет, несет ли она в себе новые взгляды молодежи или же, наоборот, выдает ее убогость. Однозначно ответить на эти вопросы нельзя, считает Чуковский, но все же он призывает молодых людей не применять жаргонную лексику, т. к. она свидетельствует об их душевном убожестве и "тупосердии". По мнению автора, человек, который изъясняется на таком низкопробном языке , не может думать о высоком, его ум занят низменными вещами - пошлостью, грубостью, желанием не выделяться из толпы. Чуковский утверждает, что язык влияет даже на движения человека, Юноша, который собрался "прошвырнуться по улице", идет развинченной походкой, не говоря уже о том, что тот, кто называет девушку "чувихой", попросту не может относиться к ней уважительно. В этом тексте автор говорит с том, что молодой душе свойственны высокие чувства, но язык убивает их, жаргон ведет к тому, что эти самые чувства отмирают в душе человека и уступают место душевному убожеству.

Я разделяю мнение автора, т. к. всем известно, что язык на подсознательном уровне влияет на душу и психику, и человек, употребляющий так называемую жаргонную лексику, невольно оскудняет свою душу.

На самом деле, умение красиво и правильно говорить - большое искусство и возможно, молодые люди, говорящие на сленге, им не владеют.

В любом случае я считаю, что нельзя прятать свои нежные чувств; за грубой лексикой, ведь приятнее слушать человека, который не стесняется показать свои истинные мысли, выразить эмоции и при этом сделать все это на чистом, красивом литературном языке. Об этом всегда надо помнить, так как русский язык настолько богат и прекрасен, что никогда не стоит засорять его новомодными словами.

 Крылатые выражения, афоризмы, высказывания знаменитых людей, использованные для оформления кабинета.

  • "Слово - дело великое". Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей". Л.Н. Толстой.
  • "Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живем в их царстве". Н. Бердяев.
  • "Богатство языка есть богатство мысли". Н.М. Карамзин.
  • "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками". И.С. Тургенев.
  • "По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности". К.Г. Паустовский.
  • "В слове сокрыта самая великая энергия, известная на земле, - энергия человеческого духа". Ф. Абрамов.
  • "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". А.П. Чехов.
  • Тот, кто жизнью живет настоящей, . Кто к поэзии с детства привык, Вечно верует в животворящий, Полный разума русский язык. Н. Заболоцкий.
  • "Красноречие - украшение для человека". Гораций.
  • "Покуда человек не говорит, неведом дар его, порок сокрыт". Саади.
  • Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил нового и ничего не прибавил к своему образованию. Я.А. Коменский.
  • "Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость". Сервантес.
  • "Чаще заглядывай в самого себя". Цицерон.
  • В цепи человек стал последним звеном, И лучшее все воплощается в нем. Как тополь, вознесся он гордой главой, Умом одаренный и речью благой. Фирдоуси.
  • "Видя чужие пороки, умный избавляется от своих". Публий Сир.
  • Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик". В. Гете.
  • "Красота тела может привлечь истинных поклонников, но для того, чтобы удержать их, требуется красота души". Ч. Колтон.
  • "Блудницы, пьяницы и сквернословы Царство Божье ненаследуют". Апостол Павел.
  • "Горе всякому хулителю-поносителю". Из Корана.

Использованная литература.

1. Д.С. Лихачев Письма о добром и прекрасном. - Москва "Детская литература". 1989

2. А.В.Давыдова Классные часы -Москва. "Вако". 2008

3. Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова Новые формы внеклассной работы по русскому языку и литературе. - Казань 2006.

4. Т.Ю.Угроватова ЕГЭ по русскому языку. Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для подготовки. -Москва.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2007

5. Научно-популярный журнал "Русский язык и литература для школьников",№4 2007