Методическая разработка урока "Междометие как часть речи"

Разделы: Русский язык


Цель: знакомство с междометием как особой частью речи, его назначение в языке.

Задачи:

  1. Обеспечить уяснение понятия междометия, как особой части речи; выявить отличие междометий от самостоятельных частей речи; сформировать понятие о производных и непроизводных междометиях.
  2. Отработать навык написания дефиса в междометиях и знаков препинания при междометиях; отработать навык употребления междометий в значении других частей речи
  3. Развивать диалогическую и монологическую речь; формировать умения вступать в парную коммуникацию, задавать вопросы на понимание, уточнение.

Оборудование: ПК (презентация (Приложение 1)), инструкционная карта (Приложение 2), раздаточный материал (Приложение 3), учебники, компьютер, проектор, тетради, карточки.

Ход урока

Время Содержание деятельности Предполагаемый результат Организационные формы Действия учителя Действия учащихся
1 мин. Организационный момент.
  • Организационная психологическая готовность учащихся к работе.
фронтальная  
  • слушает;
  • готовит рабочее место.
5 мин. Постановки темы, цели урока.
  • Поняли текст, голосом выделили междометия.
  • Смогут назвать известные части речи: существ, прилаг, гл, предлоги, союзы.
  • Выявляют отличие междометий от самостоятельных и служебных частей речи.
  • Каждый учащийся ставит цель на урок.
фронтальная

индивид

индивид

  • показываю запись стихотворения на слайде №1;
  • задаю вопросы на восстановление известных частей речи;
  • ставлю проблемный вопрос;
  • обратите внимание на слайд №1 где выделены отдельные слова другим цветом;
  • установка на индивидуальную работу.
  • смотрят слайд №1. читают про себя;
  • один читает вслух выразительно;
  • вспоминают известные части речи и выделяют из текста;
  • смотрят;
  • отвечают на проблемный вопрос;
  • выделяют междометия.
  • определяют цель урока;
  • прописывают в карту.

Что знаем о междометии?

Что хотим узнать?

15 мин. Изучение нового материала по инструкционной карте.
  • Самостоятельно поняли, что такое междометие и почему она особая часть речи.
  • Развивают диалогическую речь.
  • Создают схему опору.
индивид

парная

  • установка на работу по инструкционной карте;
  • установка на работу в парах.
  • читают первое задание по инструкционной карте;
  • отвечают на вопросы в парах, фиксируют свой ответ на бумаге.
5 мин. Работа по составлению схемы-опоры.
  • Смогут составить схему- опору.
  • Составляют схему-опору по теме «Междометие» и могут ответить на вопросы по схеме.
групповая
  • установка на работу в группе;
  • показываю слайд №2;
  • сопоставляют схему-опору на слайде со своими;
  • показываю слайд №3 (примечание).
  • обсуждают в группе творческое задание;
  • задают вопросы на понимание, уточнение;
  • обсуждают схему-опору.
5 мин. Тренировочные упражнения.
  • Показывают умения вступать в парную коммуникацию.
  • Сопоставляют свои карточки с образцом, выявляют недочеты, умеют писать дефис в междометиях.
парная

индивидуальная

  • показываю слайд №4;
  • установка на самостоятельную работу по карточке;
  • постановка проблемного вопроса;
  • показывает слайд №5 (схема-помощник).
  • читают задание;
  • устно проговаривают друг другу;
  • читают задание, выполняют самостоятельно;
  • отвечают на проблемный вопрос;
  • используют слайд-помощник для выполнения задания.
1 мин. Игра «Найдите лишнее».
  • Смогут назвать и выделить производные и непроизводные междометия.
фронтальная
  • показываю слайд №6;
  • установка на работу.
  • читают задание;
  • дают обоснованный ответ.
5 мин. Самостоятельная работа.
  • Отработают навык написания знаков препинания при междометиях, проверяют, как научились ставить знаки препинания при междометиях, оценят собственную деятельность.
индивидуальная
  • показываю слайд №7.
  • читают задания по учебнику (стр. 187 упр. 418);
  • понимают задание;
  • выполняют задание;
  • проверяют выполнение задания по слайду №7;
  • оценивают свои работы.
2 мин. Подведение итога урока.
  • Смогли найти ответы на вопросы:

Что узнали? Что поняли? Что не поняли?

индивидуальная
  • установка на работу по карте;
  • показ слайда №8;
  • находят ошибку в слайде.
  • заполняют карточку "Что узнали на уроке о междометии?"
  • находят ошибку;
  • сопоставляют с записью на слайде.
1 мин. Рефлексия.
  • Выражают свое отношение к уроку, используя междометия.
индивидуальная
  • организую рефлексию.
  • составляют предложения и отдельные слова с междометиями.