Урок с использованием «Технологии критического мышления», стратегия «З – Х – У» (Знаю – Хочу узнать – Узнал).
Тема урока: Основные приёмы сжатия текста.
Цели урока:
Образовательные:
- актуализировать известные сведения по теме;
- знакомство c основными приёмами сжатия текста;
- подготовка учащихся к итоговой аттестации по предмету.
Развивающие:
- развивать умение логично излагать свои мысли, используя литературный язык;
- развивать умения аргументировать, доказывать;
- развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
- развивать умения применять полученные знания.
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку.
Стадия вызова:
- Работа в тетрадях. Подготовка таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал». Самостоятельное заполнение графы «Знаю».
- Работа на доске. Совместное заполнение граф «Знаю» и «Хочу узнать».
Стадия осмысления:
- Чтение текста с пометами (см. Приложение №1).
- Работа в тетрадях. Самостоятельное заполнение графы «Узнал».
- Корректировка записей в графе «Узнал».
Стадия рефлексии:
- Общая работа класса – ответы на вопросы из графы «Хочу узнать» с опорой на текст.
- Подведение итогов: какие вопросы остались без ответа, что ещё хотелось бы узнать о сжатии текста?
Домашнее задание: Составить кластер «Основные приёмы сжатия текста»; подобрать дополнительный материал по теме урока (ответы на оставшиеся вопросы).
Ход урока
1. Вызов.
Цель: активизировать знания учащихся по теме.
Приём: постановка проблемного вопроса.
Формы работы: индивидуальная – парная – фронтальная.
В начале урока учащимся предлагается написать то, что они знают или думают, что знают, о тексте и о приёмах сжатия текста. После записи обсуждают в парах.
После этого заполняется 1 столбец таблицы («Знаю»). Далее каждый индивидуально заполняет 2 столбец («Хочу узнать») (см. Приложение №2). Несколько человек озвучивают записанное.
2. Осмысление.
Цель: найти ответы на поставленные вопросы и увидеть новое.
Приём: направленное чтение текста (см. Приложение №1): поиск ответов на вопросы.
Форма работы: индивидуальная.
Во время чтения учащиеся находят ответы на вопросы, отмечают что-то новое, важное для них. В тексте разрешается делать любые пометки. Учащиеся должны быть внимательны и сосредоточенны.
3. Рефлексия.
Цель: систематизировать знания, полученные после прочтения текста, попрактиковаться в сжатии текста.
Приём: заполнение таблицы, работа с текстами.
Форма работы: индивидуальная – парная – фронтальная.
Учащиеся работают с 3 столбцом («Узнал»): записывают ответы на вопросы и новую информацию. Обсуждается записанное в парах, в группе. Потом по желанию несколько человек (от каждой группы) читают записанное. Ребята обсуждают высказывания, добавляют, ставят вопросы к следующему уроку.
Далее учащимся предлагается потренироваться. Они получают карточки с заданием для парной или индивидуальной работы (см. Приложение №3) для отработки и закрепления полученных на уроке знаний.
4. Домашнее задание.
Составить кластер «Основные приёмы сжатия текста»; подобрать дополнительный материал по теме урока (ответы на оставшиеся вопросы). У учащихся есть опыт составления кластера. Можно предложить составить синквейн на тему «Основные способы компрессии текста» (см. Приложение №4).
Используемая литература:
- Методика подготовки школьников к ГИА 9 по русскому языку. Сборник методических статей лаборатории русского языка и литературы МИОО. Под редакцией Н.А.Нефёдовой. МИОО, 2010.
- Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Педагогический университет «Первое сентября», 2011.
- Изложения и сочинения с заданиями и ответами. Г.М.Шипицына, «Просвещение», 1997.
- Сборник контрольно-тренировочных и тестовых заданий. Русский язык, 9 класс. М.Н.Махонина, Н.М.Девятова, «Интеллект– Центр», 2010.
- Рекомендации коллег Валишвили Е.Д., Малининой О.Д., Ульяновой Н.И.