Методическая разработка урока по русскому языку "Мягкий и твёрдый разделительные знаки"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель: формирование практического навыка различать мягкий и твёрдый разделительные знаки.

Задачи:

Обучающая: уметь находить различия мягкого и твёрдого разделительных знаков.

Развивающая: развивать внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь.

Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества и сотрудничества.

Ход урока

Слайд 1. Приложение

1) Организационный момент.

- У нас необычный сегодня урок, выяснить надо, кто в классе знаток? Надо, братцы разобраться и скорей за дело взяться.

Слайд 2.

2) Мотивация.

- Прочтите высказывание на доске.

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.” (К.П. Паустовский)

- Что вы можете сказать?

- Скажите, для чего нужно знать русский язык? (Чтобы быть грамотным, чтобы много знать, “Грамоте учиться - век пригодиться.)

Слайд 3.

3) Актуализация знаний.

Внимательно посмотрите, что-то случилось со словами. Прочтите их.

Руже вюга
Отехать обединить
Обяснить плате.

- На какие орфограммы здесь допущены ошибки?

- Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? (Мягкий и твёрдый разделительные знаки)

- Для чего нам нужно это знать?

(Задачи практического применения знаний данной тематики сначала учащимися озвучиваются, затем открываются на слайде №2)

Слайд 4.

- Правильно писать.
- Учиться находить.
- Умение отличать.
- Исправлять ошибки.

4) Работа над новым материалом.

Слайд 5.

Поисковая игра “Домики”

Мальчики выписывают себе слова с “ъ” разделительным знаком, а девочки с “ь” разделительным знаком.

- Построим домик с “ъ” разделительным знаком и домик с “ь” разделительным знаком.

Лист...я под...езд
Пер..я под.. .емник
Об...ятия весел...е
От.. .езжать об.. .явление
Ш...ет с...ел
Плат..е под.. .емный
Бел..е с...езд

- Что нужно знать о разделительном ъ знаке и о ь разделительном знаке (“ъ” разделительный знак пишется после приставки, которая оканчивается на согласную букву, перед буквами е, ё, ю, я.)

Самостоятельная работа (составление кластера)

- Что нужно знать о разделительном “ь” знаке? (Самостоятельно)

- Сейчас составьте самостоятельно кластеры по теме:

1 вариант: 2 вариант:
разделительный “ъ” знак. разделительный “ь” знак.

- Что получилось? Кто познакомит?

Слайд 6.

1 вариант:

- после приставок
- на согласную
- перед корнем
- разделяет согласные и гласные
- перед буквами е, ё, ю, я.

Слайд 7.

2 вариант.

- разделительный “ь” знак.
- в корне слова.
- разделяет согласные и гласные
- перед буквами е, ё, ю, я.

- Посмотрите внимательно и скажите.

- Есть у них что-нибудь общее?

- Они пишутся перед буквами е, ё, ю, я.

- А что они разделяют? (Согласные буквы с гласными)

- Твёрдый знак стоит между приставкой и корнем.

Слайд 8.

Физминутка “ Близнецы”

- Присесть.
- Встать.
- Наклониться влево.
- Наклониться вправо.
- Прогнуться назад.
- Постоять на правой ноге.
- Постоять на левой ноге.

Все выполняют слаженно и очень тихо.

5) Организация деятельности в микрогруппах.

Поисковая деятельность в группах (применение задания на практике). Работа организуется по уровням.

Слайд 9.

Группа “Зелёные”
(учащиеся с низким уровнем обучаемости)

Выписать слова с твердым знаком.

Учитель об. . .яснил урок.
На киностудии шла с. . .ёмка.
Часто л. . .ют дожди.
Под. . .ём в гору был сложным.
Укрылись мурав.. . и.
Кот с. . .ел целую банку сметаны.
Проверка: зачитайте какие слова с разделительным “ъ” знаком вы выписали?
Когда пишется разделительный “ъ” знак?

Слайд 10.

Группа “Синие”
(учащиеся со средним уровнем обучаемости)

Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов.

Воробей, с.. .ёмка, ручей, кол, под. . .езд, колос.

- Какие слова у вас получились? Какая орфограмма встретилась в словах? (“Ъ” и “ь” разделительные знаки. Когда пишется “ь”знак)

Группа “Красные”
(учащиеся с высоким уровнем обучаемости)

При помощи приставок с, под, раз, образуй слова, которые надо писать с “ъ” знаком. Зачитайте слова. У кого возникли трудности?

- Что нужно помнить, чтобы не ошибиться?

(Далее выполняется проверка выполнения задания в группах)

Коррегирующая гимнастика для глаз

“Палец двоится” (облегчает зрительную работу на близком расстоянии.)

Вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоится.( 6-8 раз.)

Моргание (при всех нарушениях зрения).

На каждый вдох и выдох — моргайте.

“Письмо носом”.

Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза мягко прикрыты.
- для чего нам нужно выполнять эти упражнения?

Слайд 11.

Практическая работа в группах

Группа “Зелёные”
(учащиеся с низким уровнем обучаемости)

“Проверь себя”

Об. . .явили посадку в самолёт.
Учитель об. . . яснил ученикам задачу.
Грузовик по.. .ехал к дому.
Кот с.. .ел целую банку сметаны.
Машина под. . . ехала к дому.
Под.. .ёмный кран поднимает и опускает грузы.
- Что у вас получилось?

Назовите приставки в словах с “ъ” знаком.

Слайд 12.

Группа “Синие”
(учащиеся со средним уровнем обучаемости).

“Составь сам”

При помощи приставок с-, в-, раз-, об-, от-, под- образуй слова, которые надо написать с твердым знаком.

Какие слова у вас получились? Какая орфограмма встретилась в словах?

Группа “Красные”
(учащиеся с высоким уровнем обучаемости)

Собери четверостишие

Вставьте пропущенные буквы в слова, а слова в нужные строки.

Режут лёд … звеня,
Словно … у меня.
Я … , лечу по
Не беда, … упаду.
Проверка. Зачитайте, что у вас получилось?

- На какие орфограммы встретились слова с пропущенными буквами?

- Что необходимо помнить, чтобы не ошибиться?

6) Итог урока.

- Какое правило необходимо помнить, при написании “ъ” и “ь” знака?

- Вы выполнили все задания. Мне кажется, что каждый достоин называться “Знаток темы.” , напомните какой? (“Ъ” и “ь”знак.)

- А что они разделяют?

Домашнее задание (предлагается по уровням обучения).

Группа “Красные” - придумайте рассказ из 10 слов с разделительным “ъ” знаком.

Группа “Зеленые” С.43 . Упр 105.

Группа “Синие” придумайте 5 слов с разделительным “ъ” и 5 слов с разделительным “ь”.

Слайд 13.

Рефлексия.

Продолжите фразу “Оказывается, что … (связывая с темой нашего урока).