Методическая разработка урока в 8-м классе по теме "Личное официальное письмо"

Разделы: Русский язык


Untitled Document

Цели урока:

  • познакомить школьников со структурой письма как РТ, особенности личных официальных писем, научить составлять разные письма;
  • прививать чувства доброжелательности, внимание к адресату.

Ход урока.

I. Организационный момент.
Беседа.

  1. Ребята, я очень люблю получать и читать письма, которые мне приходят. А вы любите их получать?
  2. Какие письма вам нравятся больше всего? ( Умные, с интересным содержанием, эмоциональные, грамотные и т.д.).
  3. Кем может быть написано письмо? ( Другом, родственниками, знакомыми, соседями, представителями государственных учреждений и т.д.).
  4. Ребята, как вы думаете, почему я начала разговор о письмах? ( Разговор о письмах начат, наверное, потому, что темой нашего урока будет письмо).

Запишем в тетради тему нашего урока: «Личное официальное письмо».

Учитель: Написав письмо, вы вкладываете его в конверт. Ребята, кто из вас может сказать как раньше называли письма?

Ученик (заранее подготовивший выступление из истории письма):

Что такое грамотки?
Грамотками принято называть письма, которые писали друг другу люди, жившие в XVII и начале XVIII века. Конечно, от этого далёкого от нас времени их сохранилось совсем немного. Но те письма, которые мы можем сегодня прочитать, могут рассказать много интересного о том, как человек учился передавать свою речь и мысли на бумаге.
В то время почты ещё не было, поэтому грамотки обычно передавались с гонцом или через знакомого. Касались они обычно лишь неотложных хозяйственных дел или деловых отношений. Наряду с обычными людьми, грамотки писали различные чиновники – приказчики, передававшие распоряжения, дьяки, а иногда и крупные чиновники.
Вот, например, записка князя В.В.Голицына, который просит подготовить необходимые для работы документы: «Василий Григорьевич, укажи, великий государь, дьяку Максиму Бурцову сидеть в Земском приказе с боярином Михаилом Петровичем Головиным. Изволь им сказать, чтобы подали челобитие милости твоей. А про воеводу и говорить нечего: взятку хочет, но не давать, потому что скоро на него указ будет». Мы как будто видим понаторевшего на службе чиновника, наставляющего своего более молодого коллегу.
Наиболее интересны грамотки, авторами которых являлись самые обычные люди. В них мы находим множество сведений о жизни в то время, а иногда и целые картины.
Таково письмо, отправленное из Москвы в город Козмодемьянск: «Рыба послана самая добрая, только от летнего времени и от дальнего пути поиспортилась, и впредь летним путём присылать мне не надобно, только себе протор учинишь, а кому пошлёшь, тому не на пользу. Писал я к тебе наперёд сего, смалодушествовав, чтобы мне купить белки и горностая, а то все не надобно. Ведаешь, и прежнее носить есть что, а носить не для чего: не украсил бог, а самому себя не украсить».
Мы видим, что грамотки написаны простым и безыскусным языком, подобным обычной человеческой речи. Непринуждённость и непосредственность общения с адресатом позволяют окунуться в круговорот мелких и крупных проблем, из которых складывается жизнь обыкновенного человека.

Учитель: Что чётко и грамотно должно быть написано на конверте? (Адрес.) От слова адрес образовалось новое слово – адресат. Кто это? (Тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка и т.д.). Адрес. Надпись на письме, посылке и т.п., указывающая получателя и место назначения (из Толкового словаря русского языка С.И.Ожегова).
Ребята, а как можно назвать человека, который написал письмо? (Адресант.) Я запишу на доске, а вы сделаете запись в тетрадях: адресат – получатель, адресант отправитель.
Зачем люди пишут письма? (Поздравить, пригласить, сообщить что-либо, поделиться мыслями и чувствами и т.д.).
Итак, ребята, какой можно сделать вывод? (Следовательно, письма бывают разные.)

II. Работа по учебнику.
Чем же различаются письма? (Углубляем знания учащихся о жанровых, стилистических и лексических особенностях личного официального письма.) Сравниваем два письма А.Н. Толстого (текст в учебнике «Риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской 8 класс.)
Учащиеся отмечают, что данные письма объединяют следующие жанровые признаки:

  • Корреспонденция направлена от частного лица к частному лицу, которые, судя по содержанию писем, находятся в официальных отношениях.
  • Информационная часть содержит деловое сообщение об особенностях русского фольклора и его значении для воспитания молодёжи.
  • Прощание выражено стереотипными для данного вида письма речевыми формулами. («Ваш Алексей Толстой»; «С товарищеским приветом Алексей Толстой».)

Дополнительная информация.
При наличии общих жанровых признаков данные письма могут отличаться друг от друга целью и мотивом их написания. С данной точки зрения они классифицируются следующим образом: 1) сообщение; 2) поздравление  и приветствие; 3) пожелания;4) благодарность; 5) извинение; 6) жалоба; 7) утешение; 8) соболезнование; 9) упрёк; 10) оправдание 11) одобрение, похвала, комплимент;12) выражение мнения; 13) согласие и несогласие с мнением; 14) просьба; 15) совет; 16) предложение; 17) приглашение; 18) согласие и отказ на просьбу и т. д.

Письмо и его характеристика.
Адресант: официальный – неофициальный.
Адресат: официальное лицо – неофициальное; знакомый – малознакомый – незнакомый; близкий – родной.
Информация: деловая – неделовая, личная, эмоциональная.
Коммуникативная задача : сообщить (оповестить); поздравить; извиниться; поделиться мыслями, чувствами; поблагодарить и т.д.

Задание № 1.
Сравним два фрагмента писем. Проанализируем их в соответствии с планом:

  1. Адресат – адресант. (В первом письме общаются хорошо знакомые люди, может быть, друзья; во втором – официальные лица.)
  2. Информация. (Первое письмо содержит информацию личного характера, а второе – официального.)
  3. Коммуникативная задача. (В первом письме – извиниться, поделиться новостями; во втором – сообщить.)

А

Милый друг мой!
Получил твоё письмо из Берлина – спасибо тебе! Хотел ответить в тот же день, а отвечаю – через восемь.
Лишь недавно проводил друзей и по обыкновению закопался в бумагу. Напиши, пожалуйста… как твои дела. Ты знаешь, о чём я спрашиваю.
                                                                                                                                                                      (Из письма М.Горького Ф.Шаляпину)

   Б

Уважаемый Николай Ефимович!
В ответ на Ваш запрос от 25.03.2007 г. сообщаем, что согласно Вашей просьбе мы направили Вам 30.04.2007 г. всю необходимую учебно-методическую литературу по адресу, указанному в Ваших письмах.
                                                                                                                                                                        Оргкомитет
Учащиеся делают вывод, что письма бывают официальные и неофициальные.
Вспоминаем информацию, полученную в 6 классе о личном письме.
Первое письмо является личным, так как по речевой формуле приветствия («Здравствуй, Алла!») и непринуждённому тону письма можно судить о доверительных, дружеских (неофициальных) отношениях адресанта и адресата. Кроме того, в письме передаётся личная (эмоциональная) информация; автор письма рассказывает о своей жизни, о своём желании пригласить подругу на день рождения, использует в своей речи разговорные слова и выражения. («Я хочу пригласить тебя на день рождения. Приезжай обязательно».)
Второе письмо, говорят школьники, является личным официальным. В нём адресант – официальное лицо; адресат – неофициальное. В соответствии с ориентацией на адресата выбрано обращение («Многоуважаемый товарищ Петров»). В письме передаётся деловая информация об открытии выставки молодых художников. Тон и языковые средства письма («Мы приглашаем Вас на торжественное открытие выставки») говорят об уважительных, но официальных отношениях между адресантом и адресатом.
Итак, перед нами личное официальное письмо. Учащиеся знакомятся с основными признаками личного официального письма (см. учебник «Риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской, стр.78).

III. Сегодня на уроке мы будем учиться писать разные письма. Познакомимся с особенностями личного официального письма.

Из каких частей состоит текст письма? (Из тех же, что и многие другие тексты, - вступления, основной части, заключения, но ещё обязательно обращение или приветствие.)

Приветствие и (или) обращение – называние того, кому предназначено письмо.
Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощание и т.д.
Подпись. Дата.
Подпись, дата – непременные части письма.

Задание № 2.
Прочитайте фрагмент письма юной художницы Нади Рушевой. Найдите его основные части. Охарактеризуйте их. Что отсутствует в тексте письма? Что нового вы узнали из основной части письма Нади?

                                               Здравствуй, Алик!
Спасибо за письмо! У нас холодно, и я заболела. Слава Богу, не ходила два дня в школу. Ужасно устала.
Недавно ездила в театр, смотрела кино в кинотеатре «Мир», а оттуда пешком до «Детского мира» и до Кремля.
Москву украшают к празднику. Много строят. Здорово! А на Красной площади что творится!!! Чудо! Потом пошла к гостинице «Россия», а там рядом отремонтировали четыре церкви. Они сейчас как новенькие.
Я тебе как-то говорила о «Войне и мире». Сейчас продолжаю эту серию и собираюсь поехать на Бородинское поле.
Смотрела в Театре им.Маяковского «Медею». Из актёров понравилась только героиня.
Шестого у нас будет классный вечер. Тогда после напишу. Не думаю, что будет интересно.
Пиши длинные письма.

(Вступление – первый абзац; основная часть – информация о себе; заключение – «Пиши длинные письма»; нет подписи и даты.)

Задание № 3.
Главным коммуникативным условием составления личного официального письма является официальная сфера общения (см. таблицу, стр.79 учебник «Риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской.)

С использованием данного материала выполняется практическое задание по составлению словосочетаний (из названий официальных лиц и официальных учреждений).
Возможный вариант его выполнения:

  • Президент России…
  • Директор школы…
  • Глава города Губкинский…
  • Главный врач поликлиники…

Задание № 4
Вспомните об основных признаках личного официального письма и составьте свои варианты писем на одну из тем:

  • «Письмо Президенту».
  • «Письмо другу. Яркое событие моей жизни».
  • «Моему учителю».
  • «Письмо ветерану».
  • «Письмо моей семье».

Специальная номинация «Представь себе, что ты дикое животное и что из-за изменений в природных условиях и климате твоей среде обитания грозит опасность. Напиши письмо жителя планеты и объясни, что они могут сделать, чтобы помочь тебе выжить».

Образец письма

                                   Уважаемая редакция!
            Пишет Вам ученик 8 класса средней школы № 7 г. Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа Иванов Андрей. Я хочу обратиться к Вам с просьбой – пригласить меня на телепередачу «Национальный интерес» с Дмитрием Киселёвым. У меня есть предложение провести её на тему «Русский речевой этикет». Мне кажется, что данная тема очень важна для каждого русского человека, потому что с ней связаны такие понятия, как «хорошее настроение», «вежливое общение», «проявление чуткости и внимания к людям».
            Давайте поговорим на эту тему, и, я думаю, в наших отношениях друг с другом многое изменится.
                                                                                                                                                                       С уважением к Вам Андрей Иванов.

Задание № 5.
Прочитайте письма.
У кого получилось интересное письмо?
Соблюдены ли основные признаки личного официального письма?

IV. Подведение итогов урока.

Ребята, что нового вы узнали о письмах?
Из каких частей состоит текст письма?
Назовите особенности личных официальных писем.
В чём различие официальных и неофициальных писем?

V. Вывод.

Мне очень понравились письма, которые вы написали. В заключение сделаем вывод о том, что умение писать личные официальные письма необходимо каждому человеку.