Цели урока:
- Дидактическая: ввести понятие вводных слов как средство выражения субъективной оценки высказывания; способствовать выработке навыков постановки знаков препинания при вводных словах.
- Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, развитию умений находить вводные слова в тексте, определять их значение; развивать память, умение слушать другого и понимать его речь.
- Воспитательная: воспитывать аккуратность выполнения записей на доске и в тетрадях; формировать любознательность, пробуждать интерес ко всему, что нас окружает.
Ход урока
Самоопределение к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Я вижу, что у вас хорошее настроение, и оно останется в течение всей работы.
- Открываем тетради, записываем дату. Классная работа.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Обратите внимания на предложения, записанные на доске.
Прочитайте эти предложения, перепишите их в тетрадь.
Произведите синтаксический разбор данных предложений. Но только по членам предложений (без характеристики).
На доске записи:
Первый ряд
Упражнение должно быть выполнено чисто и аккуратно.
Ученик должно быть торопился и не продумал задания до конца.
Второй ряд
В результате быстрого таяния снега возможно наводнение.
В мае возможно будут заморозки.
Третий ряд
Удостоверение, выданное секретарем, действительно до конца года.
Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода.
Во время данной работы трое учеников работают у доски. Выполняют синтаксический разбор предложения. Давайте проверим.
Один ученик работал у доски, подчеркнул грамматическую основу, второстепенные члены предложения.
Упражнение (что должно быть сделано?) должно быть выполнено (как?) чисто и аккуратно.
Слова должно быть являются сказуемым.
Другой ученик работал со вторым предложением, записанным на центральной доске.
Наводнение (каково?) возможно. Возможно в результате чего?
В результате таяния снега. В данном предложении слово возможно является сказуемым.
Третий ученик работал с предложением, записанным на доске с правой стороны.
Удостоверение (каково?) действительно(насколько?) до конца года.
Слово действительно является сказуемым, потому что связано с подлежащим и отвечает на вопрос сказуемого.
Молодцы!
А теперь давайте рассмотрим вторые предложения, записанные на доске.
К доске выходят другие ученики и пытаются разобрать данные предложения по членам.
Ученик должно быть торопился и не продумал задания до конца.
Выделяем грамматическую основу предложения:
ученик (что делал?) торопился и (что сделал?) не продумал.
Не продумал (что?) задания.
Затруднения вызвало слово должно быть.
Возникает вопрос: "Каким членом предложения является это слово?"
Разбираем следующее предложение: В мае возможно будут заморозки.
Выделяем грамматическую основу предложения:
Заморозки (что будут делать?) будут. Будут (когда?) в мае.
Возникает вопрос: "Каким членом предложения является слово возможно?"
Разбираем последнее предложение: Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода.
Выделяем грамматическую основу предложения:
Погода (что делала?) стояла. Стояла (как долго?) в течение всего сентября.
Возникает вопрос: "Каким членом предложения является слово действительно?"
Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
Ребята, а почему мы не смогли определить, какими членами предложения являются слова должно быть, возможно, действительно, во вторых предложениях, записанных на доске?
К данным словам нельзя задать вопрос, не связаны грамматически с другими членами предложения, произносятся с определенной интонацией.
- Попробуйте изменить место этих слов в предложении. Где могут стоять такие слова в предложении? Изменится ли от этого смысл предложений?
Данные слова можно поставить в любое место предложений и смысл не изменится.
- Так какова же цель нашего урока?
Определить, как называются такие слова.
Каково значение данных слов, зачем они нужны в предложении?
Построение выхода из затруднения.
Давайте вспомним, что мы узнали о данных словах, как их можно назвать, зачем они нужны в предложении?
Учащиеся вспоминают то, о чём уже говорили.
В это время учитель вывешивает на доску признаки данных слов (не являются членами предложения, могут стоять в любом месте предложения, не связаны грамматически с другими членами в предложении).
Ребята, как вы думаете, зачем они нужны в предложении?
При помощи этих слов говорящий
выражает свое отношение к тому, что он сообщает.
Что выражает слово возможно в предложении? Слово возможно выражает меньшую степень уверенности.
Что выражает слово действительно в предложении? Слово действительно выражает большую степень уверенности.
- Как вы думаете, как можно назвать такие слова?
Могут быть разные варианты.
- Тогда какую тему урока запишем?
Могут быть разные варианты.
Первичное закрепление во внешней речи.
Мы сказали, что в русском языке существуют специальные слова, с помощью которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.
Давайте откроем учебник на странице 163 и посмотрим, как называются такие слова. Прочитайте определение вводных слов, рассмотрите таблицу со значениями вводных слов. Какие значения имеют вводные слова? Учащиеся называют различные значения вводных слов, приводят примеры.
- Предлагаю вам выполнить следующее задание: из упражнения 364 выпишите 1, 4 предложения, расставьте знаки препинания. Найдите вводные слова, определите их значение. Один ученик выписывает на доску 1 предложение, второй - 4 предложение.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Итак, вместе мы поработали, а сейчас попробуйте самостоятельно.
Найдите карточку № 1. Там записаны предложения. Вам нужно расставить знаки препинания, определить значение вводных слов.
Учащимся предлагаются карточки, с записанными предложениями. В первой карточке знаки препинания не расставлены, во второй дан образец постановки знаков препинания и значение вводных слов.
По мнению тренера наша команда победит.
Итак завтра будет интересная лекция.
К несчастью был сплошной туман.
- На выполнение данной работы вам отводится 3 минуты.
Проверяем по образцу (карточка № 2).
- Выполните самопроверку: если всё верно, то "+", если неверно, то " ? " .
- Давайте проверим каждое предложение. Поднимаете красную карточку, если верно, синюю, если неверно.
Во время проверки учитель быстро фиксирует количество ошибок - синих карточек, записывает на доске. Разобрать ошибки, сравнить с таблицей значений вводных слов.
- Но не переживайте, у вас в дальнейшем всё получится. Значит, есть над чем нам работать.
Рефлексия деятельности на уроке.
- Ребята, что вы нового узнали на уроке?
Ещё раз проговорить о вводных словах, их значении.
- Кто сможет найти вводное слово в предложении и определить значение вводного слова?
- : что ты нового открыл для себя сегодня на уроке?
Спросить у нескольких учащихся.
- Над чем ещё надо поработать?
- Оцените свою деятельность на уроке.
Самооценка.
Все понял, могу выполнять задания самостоятельно и могу объяснить новый материал другому ученику.
Все понял, могу выполнять простые задания, но другому ученику объяснить пока не готов.
В основном понял новый материал, могу выполнять задания по образцу, могу объяснить с помощью учителя.
Перед вами лежат листочки, в которых вы можете отметить то высказывание, какое считаете нужным.
- Спасибо за работу. До свидания.
Домашнее задание: Упражнение 366 или составить шесть предложений, включив в них вводные слова с различным значением.