Несколько лет назад вместе со своим классом я была на экскурсии в моем родном Санкт-Петербурге, для меня Ленинграде. Гуляя по городу и рассказывая о его истории, я обратила внимание детей на надписи на стенах некоторых домов: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!». Я рассказывала, что они наносились в Ленинграде во время блокады на северных и северо-восточных сторонах улиц, так как обстрел города вёлся с южного (Пулковские высоты) и юго-западного (Стрельна) направлений. Это связано с тем, что обстрел велся лишь с территорий, оккупированных немцами, тогда как территории к северу от Ленинграда были заняты финскими войсками, не ведшими обстрелов Ленинграда. Глядя на своих детей, я поняла, что они не понимают, о чем я говорю. Тогда и родилась идея о необходимости урока о блокаде Ленинграда. Когда я размышляла, куда смогу логично вставить эту тему, мой выбор пал именно на изучение числительных, потому что только цифры могут помочь детям понять весь ужас блокадных дней. Уникальность этой разработки еще в том, что это интегрированный урок русского языка и математики. Дети не только изучают тему по русскому языку, но и повторяют все, что проходят в это время по математике. Раскладывая числа на классы, они получают еще большее впечатление о жизни в Ленинграде во время блокады. Весь урока проходит под стук метронома и завывание ветра. Это погружает детей в атмосферы блокадной зимы.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
- Предметные: способствовать формированию и развитию умений и навыков в определении количественных и порядковых имен числительных, способствовать формированию представления об особенностях разрядов числительных.
- Личностные:
- способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса;
- учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия;
- способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся;
- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
- Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных и эстетических качеств личности.
Задачи урока:
- Дать понятие о количественных и порядковых именах числительных и особенностях их склонения;
- Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы.
- Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать количественные и порядковые имена числительные.
- Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
- Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку.
- Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.
- Способствовать воспитанию патриотизма, прививать интерес к истории своей страны и малой Родине.
- Способствовать развитию умения применять полученные сведения на практике.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
1. Организационный момент Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. 2. Актуализация знаний |
- Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Сегодня мы совершим путешествие. Но путешествие будет необычным. Это путешествие в прошлое под этот звук метронома. Слайд 1 - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы можете сказать об этих цифрах? |
3. Постановка учебной задачи Цель этапа: |
Слайд 2. Цели урока: - Будьте добры, найдите в параграфе ответ на вопрос, что такое количественное числительное. |
4. Проблемное изложение нового знания Цель этапа: |
Слайд 12-14 |
5. Первичное закрепление знаний учащихся Цель этапа: |
Слайд 15-18 |
6. Практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке, проверить умение учащихся работать по алгоритму, организовать выявление и исправление допущенных ошибок |
Слайд 19 |
7. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания Цель этапа: включить новый способ действий в систему знаний учащихся, тренировать способность применять новый алгоритм действий |
Домашнее задание. Сочинение-миниатюра. Найти и записать сочинения-миниатюры, используя числительные на темы: 1) Героизм советских солдат в годы ВОВ; 2) Скольким героям было присвоено звание Героя Советского Союза во время ВОВ? 3) Показать начало ВОВ в цифрах. 4) Сколько самарских добровольцев ушло воевать в годы ВОВ |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организовать проведение самооценки учениками работы на уроке; по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности |
- Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока? Достигли мы этой цели? Научились мы работать по этому алгоритму? В тетради на полях напротив классной работы поставьте себе оценку за работу на уроке. Если остались вопросы или есть трудности по данной теме, то на полях поставьте знак вопроса. |
На мой взгляд, урок, построенный таким образом, не только дает возможность изучить материал нестандартно, но воспитывает в наших детях чувство патриотизма и гордости за свой народ и свою страну. В конце одного из уроков я спросила детей, был ли у ленинградцев другой выбор? Могли ли они поступить иначе, ведь они свободные люди? Когда ребята начали говорить, что иного выходя не было, потому что город не должен был достаться врагу, что каждый человек, ребенок он или взрослый несли ответственность за будущее поколение, я поняла, что цель моего урока достигнута совершенно полностью.