Методическая разработка урока «Разряды числительных. Количественные и порядковые имена числительные. Блокадный Ленинград в числах»

Разделы: Русский язык, Мастер-класс

Класс: 6

Ключевые слова: блокада Ленинграда, количественные числительные, разряды числительных, порядковые числительные


Несколько лет назад вместе со своим классом я была на экскурсии в моем родном Санкт-Петербурге, для меня Ленинграде. Гуляя по городу и рассказывая о его истории, я обратила внимание детей на надписи на стенах некоторых домов: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!». Я рассказывала, что они наносились в Ленинграде во время блокады на северных и северо-восточных сторонах улиц, так как обстрел города вёлся с южного (Пулковские высоты) и юго-западного (Стрельна) направлений. Это связано с тем, что обстрел велся лишь с территорий, оккупированных немцами, тогда как территории к северу от Ленинграда были заняты финскими войсками, не ведшими обстрелов Ленинграда. Глядя на своих детей, я поняла, что они не понимают, о чем я говорю. Тогда и родилась идея о необходимости урока о блокаде Ленинграда. Когда я размышляла, куда смогу логично вставить эту тему, мой выбор пал именно на изучение числительных, потому что только цифры могут помочь детям понять весь ужас блокадных дней. Уникальность этой разработки еще в том, что это интегрированный урок русского языка и математики. Дети не только изучают тему по русскому языку, но и повторяют все, что проходят в это время по математике. Раскладывая числа на классы, они получают еще большее впечатление о жизни в Ленинграде во время блокады. Весь урока проходит под стук метронома и завывание ветра. Это погружает детей в атмосферы блокадной зимы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

  • Предметные: способствовать формированию и развитию умений и навыков в определении количественных и порядковых имен числительных, способствовать формированию представления об особенностях разрядов числительных.
  • Личностные:
    • способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса;
    • учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия;
    • способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся;
    • способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
  • Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных и эстетических качеств личности.

Задачи урока:

  • Дать понятие о количественных и порядковых именах числительных и особенностях их склонения;
  • Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы.
  • Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать количественные и порядковые имена числительные.
  • Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
  • Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку.
  • Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.
  • Способствовать воспитанию патриотизма, прививать интерес к истории своей страны и малой Родине.
  • Способствовать развитию умения применять полученные сведения на практике.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

1. Организационный момент

Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

2. Актуализация знаний
Цель этапа: предъявить задания близкие жизненному опыту детей; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала

- Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Сегодня мы совершим путешествие. Но путешествие будет необычным. Это путешествие в прошлое под этот звук метронома.

Слайд 1

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы можете сказать об этих цифрах?
(1941, 1945. Натуральные. Их можно разбить на классы и разряды. Класс единиц и класс тысяч. Одно число больше другого. Числа многозначные)

3. Постановка учебной задачи

Цель этапа:
Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности

Слайд 2.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Прочитайте эти цифры еще раз. С каким знаменательным событием связаны эти даты? А какой частью речи они являются в русском языке? Что вы знаете о ней? Прочитайте эти числительные, правильно выговаривая их окончания.
- Посчитайте, пожалуйста, сколько лет шла ВОВ (4 года)
Слайд 3-4. Прочитайте, пожалуйста данный текст.
 22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу, и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики. Блокада Ленинграда — военная блокада города немецкими, финскими, испанскими войсками во время Великой Отечественной войны длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944.
- Ребята, а сколько это дней?
- 872 дня.
- Какие числительные встретились вам здесь? На какой вопрос отвечают эти числительные? (Сколько? Какой?). А о каком событии в нашей истории идет речь в этом тексте? (О блокаде Ленинграда)
Слайд 4-7. Как вы считаете, какой будет тема нашего урока? (Количественные и порядковые числительные)
Слайд 5-7. Прочитать материал со слайдов 5-7 (учитель)
- А теперь подумайте и ответьте: как мы сформулируем тему нашего урока?
Слайд 8. Блокадный Ленинград в цифрах
Сейчас вы самостоятельно изучите параграфы 70, 71 на стр. 49, 51.
- Скажите, пожалуйста, что мы должны сегодня сделать на уроке?

Цели урока:
Научиться различать разряды порядковых и количественных числительных.
Научиться разграничивать количественные и порядковые числительные, использовать их в речи. Уметь находить их в тексте, определять разряд, синтаксическую роль в предложении

- Будьте добры, найдите в параграфе ответ на вопрос, что такое количественное числительное.
- Порядковое числительное.
Слайд 9-10
Задание: 2 учащихся работают у доски. Выпишите из данного текста числительные
- Правильно ли ребята выполнили задание? Какие ошибки они могли допустить?
Слайд 11 Несмотря на блокаду и тяжелейшие условия, жизнь в городе не прекращалась ни на минуту: в школах шли уроки, работали заводы, театры.
 Физкультминутка

4. Проблемное изложение нового знания

Цель этапа:
Зафиксировать причину затруднения у учащихся, организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения

Слайд 12-14
Прочитать тексты, правильно выговаривая окончания числительных. Поставьте к ним вопросы и определите падеж числительных. К какому разряду относятся эти числительные?
В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:
«Женя умерла 28 декабря в
12 часов 30 минут утра 1941
года. Бабушка умерла
25 января в 3 часа дня
1942 года..»
«Лека умер 12 марта в 8 часов утра
1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля
в 2 часа дня 1942 года
«Дядя Лёша умер 10 мая
в 4 часа дня 1942 года.
Мама – 13 мая в 7 часов
30 минут утра 1942 года».
Работа по учебнику. Стр. 50. Упр. 406. (материал для ознакомления)

5. Первичное закрепление знаний учащихся

Цель этапа:
Зафиксировать алгоритм определения падежа количественных и порядковых числительных; организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально и в группах)

Слайд 15-18
Посмотрите на эти слайды. Так жили люди в осажденном городе.
Прочитайте тексты, правильно выговаривая окончания числительных.
Запишите числительные прописью и выделите окончания.

6. Практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем

Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке, проверить умение учащихся работать по алгоритму, организовать выявление и исправление допущенных ошибок

Слайд 19
Прочитайте тексты, правильно выговаривая окончания числительных.
Запишите числительные прописью и выделите окончания.
За годы блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 годы погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискаревском кладбище. Площадь кладбища составляет 26 га, длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м. В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет примерно 500 тыс. человек.
Итак, что же мы сегодня узнали (Ответы учеников)

7. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа: включить новый способ действий в систему знаний учащихся, тренировать способность применять новый алгоритм действий

Домашнее задание. Сочинение-миниатюра. Найти и записать сочинения-миниатюры, используя числительные на темы: 1) Героизм советских солдат в годы ВОВ; 2) Скольким героям было присвоено звание Героя Советского Союза во время ВОВ? 3) Показать начало ВОВ в цифрах. 4) Сколько самарских добровольцев ушло воевать в годы ВОВ

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организовать проведение самооценки учениками работы на уроке; по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

- Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока? Достигли мы этой цели? Научились мы работать по этому алгоритму? В тетради на полях напротив классной работы поставьте себе оценку за работу на уроке. Если остались вопросы или есть трудности по данной теме, то на полях поставьте знак вопроса.
- А сейчас выставим оценки в журнал и в дневники.
- На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме. Урок окончен, до свидания!

На мой взгляд, урок, построенный таким образом, не только дает возможность изучить материал нестандартно, но воспитывает в наших детях чувство патриотизма и гордости за свой народ и свою страну. В конце одного из уроков я спросила детей, был ли у ленинградцев другой выбор? Могли ли они поступить иначе, ведь они свободные люди? Когда ребята начали говорить, что иного выходя не было, потому что город не должен был достаться врагу, что каждый человек, ребенок он или взрослый несли ответственность за будущее поколение, я поняла, что цель моего урока достигнута совершенно полностью.