Методическая разработка урока "Пишите письма". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: эпистолярный жанр, структура письма


Цели: пробудить интерес к эпистолярному жанру, способствовать формированию коммуникативных умений; содействовать возрождению традиций этого жанра, познакомить учащихся с особенностями написания письма.

Задачи урока:

  • личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
  • регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;
  • познавательные: создать условия для развития умения анализировать, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
  • коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Планируемые результаты:

  • личностные: осознание эстетической ценности русского языка, гордость за родной народ, стремление к речевому самосовершенствованию, интерес к изучению языка, интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • метапредметные: способность осознавать цель учебной деятельности и пояснять её, умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  • предметные: знать структуру и правила написания письма; уметь писать личное письмо; формирование навыка устной и письменной речи, создание связных устных высказываний на заданную тему, осознание важности орфографически грамотного письма и роли знаков препинания в письменном общении;

Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал: Мультимедийный ряд: презентации по теме урока.

Основные понятия: Особенности письма как эпистолярного жанра.

Ход урока

Слово учителя: У меня в руках конверт. Ребята, кому из вас приходилось покупать конверт?

Ответы учащихся.

Кто из вас умеет надписывать конверт?

На интерактивной доске - изображение конверта, который предлагается надписать. Оформляем адрес. Кому мы хотим написать? (Адресат)

Оформляем обратный адрес, от кого письмо (адресант)

- Мы оформили конверт, а что туда нужно вложить? (Письмо)

- Чему будет посвящен наш урок? Кто сформулирует тему?

Ответы учащихся.

- Сегодня на уроке мы поговорим про письма, проверим наши знания по истории возникновения письма, вспомним литературные произведения, содержащие письма героев или написанные в жанре письма, вспомним, какую важную роль играли письма-весточки с фронта, послушаем высказывания известных людей о письме, а итогом нашего урока будет творческое задание.

Мы живем в XXI столетии, в век высоких технологий. Все чаще люди общаются с помощью мобильной связи, сети Интернет. SMS и электронные письма существенно отличаются от традиционных писем, которые писали люди на протяжении веков и тысячелетий.

Это факт, от этого никуда не денешься. Утрачено искусство писать письма. А ведь когда-то наши соотечественники умели и любили писать. Тогда тщательно подбирали слова, уважая себя и корреспондента. Хорошо, что многие литературные произведения сохранили образцы этого искусства и сам процесс письма. Давайте вспомним их.

Выступление учащихся с мини - проектом «Я к Вам пишу…» (Приложение 1)

- А что же такое письмо?

Письмо – это послание, адресованное кому-то. В латинском языке «послание» – эпистола, в русском – письмо. Отсюда и название – эпистолярный жанр.

Работа со словарем. Найдите значение слова: эпистолярный.

Эпистолярный жанр – один из лирических жанров, стихотворение в форме письма, обращенного к другу, возлюбленной и др., например, «Во глубине сибирских руд» А.С.Пушкина, «Письмо матери» С.Есенина.

Послушаем выступление о том, какие определения даны в различных словарях.

- Как же возникло письмо.

Проверка домашнего задания. История возникновения письма.

Послушаем их выступление

Задание учащимся :все новые понятия, новые слова, которые относятся к теме "письмо", записываются

Правила написания письма

Слово учителя. Существует правила написания письма. Мы уже начали знакомиться с правилами в начале урока - любое письмо имеет автора (адресанта) и того, к кому обращено (адресата). Паустовский К.Г. заметил: «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова».

Компоненты письма:

  1. Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо дата и местонахождение отправителя.
  2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
  3. Основная часть – изложение деловой или лмчной информации, интересующей адресата, предмет разговора, его связь с предыдущим письмом, просьбы, пожелания, предложения, приветы родным и знакомым и т.д.
  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.
  5. Подпись. Дата и местонахождение отправителя, если не указаны в самом начале.

Письма бывают деловые и неофициальные.

Формы письма:

  1. Традиционная (бумажная);
  2. Электронная (по электронной почте).

- А теперь послушаем несколько высказываний известных людей о письмах.

Спишите предложения, объясняя расстановку знаков препинания. Какое из высказываний можно было бы вынести в качестве эпиграфа к нашему уроку?

  • Почти все важные дела люди совершают путем переписки; следовательно, одного умения говорить недостаточно. Люк де Вовенарг
  • Писание писем — единственный способ сочетать уединение с хорошей компанией. Джордж Гордон Байрон
  • Для того, чтобы написать письмо, нужны двое, как и для ссоры. Элизабет Яру
  • Я не хочу, как человек праздный, писать длинные письма, а читать их хочу, как человек изленившийся. Плиний Младший
  • Письмо пишется и посылается как своего рода подарок. Деметрий
  • Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова. Лиз Карпентер
  • С помощью письма лучше всего проникаешь в человека. Слово ослепляет и обманывает, потому что оно сопровождается мимикой лица, потому что видишь, как оно сходит с губ, потому что губы нравятся, а глаза соблазняют. Но чёрные слова на белой бумаге — это душа нараспашку. Ги де Мопассан
  • Письма — больше, чем воспоминанья: на них запеклась кровь событий, это — само прошедшее, как оно было, задержанное и нетленное. Александр Герцен
  • Вы не знаете женщину до тех пор, пока не получили письма от нее. Ада Леверсон
  • Читать старые письма приятно уже потому, что на них не нужно отвечать. Джордж Гордон Байрон
  • Это письмо получилось таким длинным, потому что у меня не было времени написать его короче. Блез Паскаль
  • Это свободная страна. Люди имеют право писать мне письма, а я имею право не отвечать на них. Уильям Фолкнер

- Во время Великой Отечественной войны письма играли большую роль. Каждая весточка с фронта давала надежду, а письма из дома придавали сил для борьбы с врагом.

В пятитомнике «Последние письма с фронта» помещены письма тех, кто отдал жизнь ради победы. Это своеобразный памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны. Кроме писем, в книгах даются комментарии, очерки о боевом пути фронтовиков, о том, как воплотились в жизнь их мечты, чаяния и думы, то есть прослеживается живая связь времен и поколений. Обращаясь сегодня к долгим и суровым годам войны, мы многое уточняем, пытаемся познать глубже жизнь. В этом, безусловно, помогут бесценные человеческие документы – письма фронтовиков, партизан, подпольщиков, узников концлагерей.

Нет, наверное, человека, который не знает историю маленькой девочки из блокадного ленинграда Тани Савичевой. Сообщение «9 строк о смерти».

В итоге урока мы проведем небольшой литературный диктант Письма в художественных произведениях.

Задание. Назовите автора и произведение. Кто и кому пишет письмо?

1.

Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.

(Пушкинн. «Евгений Онегин»Татьяна Онегину)

2)

Ему подали письмо, сложенное треугольником.
«Государь мой премилостивый,
Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорным ко услугам.
Андрей Дубровский Троекурову». (А.С.Пушкин. Роман «Дубровский»)

3)

«Государь ты наш, Владимир Андреевич, я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином. Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал …(не называется фамилия) Кирилу Петровичу Троекурову, потому что мы, дескать, ихние, а мы искони ваши, и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька
Орина Егоровна Бузырёва.
Владимиру Дубровскому (А.С.Пушкин. Роман «Дубровский»)

4)

«Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но ещё и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путём как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить ещё недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоём поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю Бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость. Отец твой А.Г.
Гриневу А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка»

5)

«Предвижу все: вас оскорбит печальной тайны объясненье…»
(Евгений Онегин).

6)

«Я пишу к тебе в полной уверенности, что мы никогда более не увидимся». Княгиня Печорину
(М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»).

7)

«Вот уже два месяца с лишком, как не беседовала с тобой письменно, отчего сама страдала.»
(Достоевский «Преступление и наказание»).

В заключении урока мы послушаем сочинение, которое стало лучшим в классе в номинации «Из глубины веков. Истории и легенды моей семьи». Это сочинение Кайтова Милана написала своему прадедушке-ветерану войны в жанре письма.

Обобщение урока - рефлексия.

Вопрос: Изменилось ли ваше отношение к письму, как к виду общения? Своё духовное богатство и теплоту человек передаёт через общение. Письмо тоже вид общения. Именно через общение формируется человек целостный, интересующийся жизнью другого, способный испытать человеческое тепло по отношению к другому, человеческий интерес к нему, беспокойство за него, сочувствие, сострадание. Искусству общения тоже надо учиться. Есть что-то завораживающее в получении конверта с письмом. Открывая и разворачивая исписанный лист бумаги, всегда надеемся прочитать что-то таинственное и важное, так как письма несут не только информацию, но и передают наши чувства, настроения.

Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их уже всё чаще и чаще по электронной почте.

Пишите друг другу, потому что в наш громкий век им нет цены.

Дом. задание. Напишите мне письмо из будущего. О чем бы вы мне рассказали?

Список литературы

  1. Г.Кублицкий. «Письмо шло пять тысячелетий».
  2. Р.И.Боровикова. «Открытка старая и всегда новая».
  3. Михаил Сорока «От узелкового письма до узла на галстуке».
  4. Г.Н.Курбатова. Методическая разработка проведения урока письма.
  5. Д. А Кононова. Методическая разработка проведения урока письма.
  6. Д.Н.Черникова. Методическая разработка проведения урока письма.
  7. Е.В.Беляева. Методическая разработка урока письма «Слово о словах».