Цель - создание методики использования компьютерных технологий при изучении синтаксиса в 5 классе.
Задачи:
- подобрать материал к слайдам и оформить их;
- включить компьютерные технологии в ход урока.
Методика использования разработки.
Для проверки и актуализации знаний, полученных на предыдущих уроках, предлагаются следующие виды работ.
1. Частичное написание предложений из домашнего упражнения для последующей совместной проверки. Индивидуальная работа на карточках для активизации мыслительной деятельности слабоуспевающих учеников. Фронтальный опрос. При этом использую компьютер, чтобы повысить интерес к теме и развить зрительное восприятие. На каждый правильный ответ открывается часть изображения (слайд № 2). В результате, ответив верно на все вопросы, учащиеся увидят целостное изображение - семейную фотографию.
2. Подбор имен прилагательных, характеризующих положительные стороны семьи, для развития словарного запаса. Выписывание из стихотворения о семье (слайд № 3) словосочетаний, письменный их разбор.
Переходом к изучению новой темы является выборочная работа с учебником для развития логического мышления. Проверка усвоения самостоятельно прочитанного правила проходит с использованием компьютера (слайд № 5). На экране высвечивается часть фразы, а учащиеся должны ее продолжить. При правильном ответе появляется вторая часть высказывания. В результате суммируются знания по теме. Далее учащиеся подбирают и записывают однокоренные слова к терминам для тренировки их написания (слайд № 6). Для расширения кругозора и закрепления изученного используем стихотворение (слайд № 7). Работа осуществляется в устной форме.
Для практической отработки нового материала и повторения основных положений синтаксиса провожу письменную работу с комментированием у доски. После активной мыслительной работы организуется физкультминутка в виде скороговорки как здоровьесберегающий фактор.
Работа над интонацией различных видов предложений проходит в соревновательной форме, здесь можно акцентировать внимание на завершающие знаки препинания (слайды № 9-11).
Для проверки полученных знаний, умений проводится самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой (слайды № 12-14).
Подводя итоги, проговариваем правило, составляем предложения, разные по цели высказывания, и делаем вывод, что цели урока достигнуты (слайд № 15).
Домашнее задание учащиеся получают двух видов: обязательная работа с упражнением в учебнике, а для желающих - творческая для развития письменной и устной речи (16 слайд).
В заключении для положительного эмоционального фона звучит песня Ю.Антонова с показом на компьютере семейных фотографий учащихся класса (слайды № 18-27).
Заключение.
Использование компьютера и различных видов работ позволило успешно усвоить изученный материал и получить моральное удовлетворение не только учащимся, но и учителю.
В дальнейшем планирую разработать серию уроков по теме "Синтаксис" в 5 классе с использованием ИКТ.