Цель урока: помочь учащимся, осмысливая практический материал урока, понять важность правильной расстановки знаков препинания, повторить правила постановки знаков препинания в конце предложения, в осложнённом простом предложении и в сложном предложении; воспитывать любовь к родному языку, его истории, формировать интерес изучению русского языка.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель предлагает учащимся открыть учебник на странице 104. Учащиеся читают тему, обозначенную в учебнике, - "Повторим пунктуацию".
У. А знаете, давайте немного изменим нашу тему и сделаем это вместе. Пока напишем следующее: "Пунктуация - это:" Запись мы не завершим и вернёмся к ней немного позже.
Теперь прошу вас, опираясь на записи, которые были сделаны при выполнении домашнего задания, рассказать о происхождении слова "пунктуация".
О. Слово "пунктуация" произошло от лат. слова "punktum" ("точка").
У. Каким словарём вы воспользовались, чтобы узнать это?
О. Этимологическим, т.е. словарём, объясняющим историю слова, его происхождение.
У. А что же такое пунктуация?
О. Это раздел науки о языке, который изучает нормы употребления знаков препинания.
У. Прошу вас обратиться к упражнению 280. Мы будем работать с ним устно. Подготовьтесь прочитать его выразительно. Почему прочитать написанное и понять не так уж и просто?
О. Для того, чтобы прочитать и понять написанное, нужно определить границы предложений и поставить знаки препинания.
У. Вот эту работу вы и выполните и через 1-2 минуты прочитаете текст выразительно.
О каком словаре идёт текст в тексте? На какой раздел мы должны обратить особое внимание?
О. Речь идёт об "Энциклопедическом словаре юного филолога". Один из его разделов поможет нам разобраться в сложных вопросах пунктуации.
У. Почему в тексте упражнения нет восклицательных предложений?
О. Этот текст научного стиля. Он даёт точную информацию. Здесь предложения, эмоционально окрашенные, не нужны.
У. А теперь вашему вниманию предлагается текст, записанный на доске. С ним мы будем работать письменно. Спишите его, определив границы предложений и расставив знаки препинания.
Известен факт, что В.Гюго, закончив роман "Отверженные", послал рукопись издателю. Он приложил к ней письмо, в котором не было ни единого слова. Письмо состояло из "?" . Издатель ответил бессловесным "!".
У. Понравился ли вам текст? Что показалось интересным?
О. Оказывается, с помощью только одного знака препинания можно выразить очень многое. Писатель волновался, понравится ли его книга, поставил вопросительный знак. Он таким образом спросил: "Нравится?" А издатель был восхищён и ответил, поставив восклицательный знак. Писатель и издатель отлично поняли друг друга без единого слова.
У. Итак, завершая работу на этом этапе урока, ответим на вопрос: "Зачем же нужны знаки препинания?"
После обсуждения ответов учащиеся завершают незаконченное ранее предложение:
"Пунктуация - это: важно, необходимо, значимо!"
2. Перед началом урока на партах учеников разложены листы с напечатанными на них текстами и заданиями.
У. Прочитайте стихотворение Б.Заходера.
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном горит.
Чей-то дом
Хвостом виляет.
Пёсик
Из ружья стреляет.
Мальчик
Чуть
Не слопал мышку.
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
"Вот что значит запятая!"
Почему мы смеёмся, читая это стихотворение?
Запишите финальные строчки, расставив знаки препинания и объяснив их (в распечатках знаки препинания пропущены).
Как вы поняли слова воробья: "Вот что значит запятая!"
О. Без запятых, расставленных правильно, смысл высказывания искажается, получается путаница. Поэтому так важно поставить запятые там, где это необходимо.
У. И снова возвратимся к вашему домашнему заданию. Каково происхождение слова "запятая"?
О. Запятая - исконно русское по происхождению слово, оно является страдательным причастием от глагола запять - "задержать". Значит, запятая - это то, что позволяет передать задержку, запинку в речи.
У. Прочитаем ещё 4 строчки, которые есть у вас в распечатках.
Нравится ли вам это стихотворение?
О. Стихотворение не получилось. Его, вероятно, написал не очень хороший поэт.
У. Вот теперь я предлагаю вам выступить в роли хороших поэтов и написать настоящее стихотворение, правильно расставив знаки препинания. Время работы 5-6 минут.
После выполнения самостоятельной работы проверяются написанные тексты, анализируются варианты расставленных знаков препинания. Затем предлагается записанный на доске текст для самопроверки.
Семейство Слонов перепугано насмерть-
Слонёнок простужен: и кашель, и насморк.
Лекарства достали, компрессы готовы,
Но где продаётся платок хоботовый?
У. Что бы вы сказали о теме нашего урока теперь? Пунктуация - это важно. Но только ли?
О. Пунктуация - это ещё и интересно, увлекательно.
У. Конечно, знаки препинания - это совсем не скучно. Давайте попробуем решить ещё одну занимательную задачку, связанную с пунктуацией. Сравните три предложения:
Всего лишь знаки препинания!
Всего лишь знаки препинания?
Всего лишь знаки препинания:
Что меняется в предложении при замене знака на его конце?
О. Предложения становятся иными по цели высказывания, меняется эмоциональная окрашенность и смысловая наполненность предложений.
У. А как бы вы объяснили смысл последнего предложения? Как оно должно прозвучать?
Учащиеся читают предложение с той интонацией, которая кажется им наиболее правильной, точной, обосновывают свой выбор.
У. Вы обратили внимание на то, какой интересный знак препинания многоточие. Мы сейчас запишем предложение, расставим в нём знаки препинания и объясним их.
Многоточие - это следы слов, ушедших на цыпочках.
У. Эти слова принадлежат писателю Владимиру Набокову. Как вы их понимаете? Интересным ли кажется вам такое определение, данное знаку препинания?
О. Предложение Набокова красивое. Оно действительно говорит о многоточии очень образно. Вероятно, так можно сказать только о любимом знаке препинания.
У. Действительно, знаки препинания можно любить. Так, поэт Марина Цветаева любила тире. В её стихотворениях этот знак употребляется очень часто. А у вас есть знаки препинания, которые вы очень любите? Дома вы должны были выполнить творческое задание: приготовить устное высказывание на тему "Мой любимый знак препинания" или сочинить сказку о знаках препинания. Теперь мы вас послушаем.
3. Звучат творческие задания учащихся. Они обсуждаются и оцениваются.
4. Подведение итогов урока.
Завершая наш урок, предлагаю вам послушать четверостишья. При чтении я буду пропускать слово или не завершать строку. Ваша задача - угадать, о каком знаке препинания идёт речь.
Я преклоняюсь перед (Точкой) -
Она по первому приказу,
Не зная страха, в одиночку,
Как гильотина, рубит фразу!
Прекрасна жизнь, но непроста;
Мы лепим глупости, ликуя,
И часто мысли пустота
Не замечает (Запятую)Простой и скромный (Знак Вопроса),
Он видел много горемык;
Не одного оставил с носом,
Не одного загнал в тупик!Каждый Фома убедится воочию:
Сколько три точки, что в тексте повисли
Если по-русски сказать -(многоточие),
Прячут в себе недосказанной мысли...Чуждый унылости и релаксации,
Гордый, чувствительный, смелый, мечтательный,
Сын вдохновения и кульминации -
Знак восхищения, (Знак Восклицательный)!
Вот этим восклицательным знаком мы завершаем наше занятие. Сформулируйте основные выводы, которые можно сделать по его итогам.
Пунктуация - это очень важно. Без знаков препинания мы не смогли бы полноценно общаться, не понимали бы друг друга или понимали бы неверно.
Пунктуация - это интересно. У каждого знака есть своя история. Все знаки препинания выполняют свою, только им присущую функцию.
Знаки препинания - наши друзья. Они делают нашу речь разнообразной интонационно.
Домашнее задание (по выбору):
Выполнить небольшую компьютерную презентацию для учеников младших классов, с помощью которой можно было бы рассказать об одном из знаков препинания.
Написать небольшое сочинение на тему "Всего лишь знаки препинания:"
Литература.
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку для 7 класса под редакцией С.И.Пименовой. М., Дрофа, 2002
- Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. Для учителя/ Г.А.Богданова.-5-е издание - М.:Просвещение, 2008.
- Н.О.Краманенко. Поурочные планы по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой. 2-е изд., исправленное. Волгоград: Учитель, 2008. - 415 с.
- С.И. Львова. Этимология на службе орфографии. М., 2001г.
- З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Лингвистические словари и работа с ними в школе.