Методическая разработка по русскому языку на тему "Составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова "Лоси"

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО

Класс: 2

Ключевые слова: сочинение по картине, сочинение-описание


Класс: 2.

Цель: учить детей выражать свою мысль устно и письменно, составлять предложения по опорным словам, развивать внимание, память, устную и письменную речь, использовать приобретенные знания по окружающему миру и чтению, применять изученные орфограммы, воспитывать любовь к окружающему миру и к Родине.

Планируемые результаты: учащиеся научаться составлять рассказ о картине, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

I. Организационный момент

- Сегодня на уроке в центре нашего внимания картинная галерея художника Алексея Степановича Степанова и его картина.

II. Подготовительная работа

1) Знакомство с художником и его картинами.

- Кто автор картины?

Автором картины является известный русский живописец Алексей Степанович Степанов (1858-1923). Алексей Степанович Степанов родился в 1858г в Симферополе, в семье потомственного дворянина, офицера. Художник любил русскую природу, им написано много картин. Алексей Степанов являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок (передвижник), академиком Императорской Академии художеств. Художник был талантлив в различных жанрах - пейзажи, анимализм, жанровые и бытовые сцены. Картина, которую мы здесь рассматриваем, относится к анималистическому жанру живописи. Представляет собой зимний пейзаж на опушке леса, где возле стога сена собралось семейство лосей. Картина была написана в 1889 году. Холст, масло. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

2) Беседа о лосях.

- Почему картина так названа? (Главные на ней лоси)

- Что вы знаете о лосях?

Лось один из самых больших лесных зверей нашей Родины. Иногда его называют сохатым. В высоту достигает 2 метра и весит до 600 кг. Сам зверь имеет тёмно-бурый окрас, длинные ноги, туловище огромное, горбатое, голова крупная, с торчащими ушами. Самцы имеют характерное отличие - рога, и чем старше зверь, тем внушительнее рога. Лосята, их обычно двое, появляются в мае-начале июня. Маленькие лосята довольно быстро растут и набирают вес. Шестимесячный лосенок может весить 200 кг. Лосята имеют рыжий окрас, но в сентябре становятся бурыми как взрослые звери. Летом лоси питаются травой, молодыми деревьями и кустарниками, любят речные водоросли и грибы. Зимой же они обгладывают побеги ивы, рябины, акации, осины, молодые деревца сосны. Лоси не любят кормушки, поэтому подкормку лесники для них складируют в кучу.

III. Работа по картине А.С.Степанова "Лоси"

1) Постановка цели урока.

- Перед вами картина Степанова «Лоси». По этой картине мы будем писать сочинение. Кто знает, что такое сочинение? (Мы будем рассматривать картину и описывать, что на ней изображено).

2) Рассматривание сюжета картины.

Картина написана в анималистическо-пейзажном жанре. Здесь художник изобразил хмурую зиму и группу лосей, состоящую из лосихи и лосят. Холодной и снежной зимой таким большим животным непросто найти пропитание. Увидев на опушке леса стог сена, оставленный здесь лесниками специально для их подкормки, взрослые лоси привели сюда лосят, чтобы те вдоволь полакомились.

Действие картины происходит на опушке леса. Густой тёмный лес находится вдалеке. Здесь же растёт небольшой подлесок, состоящий из осин, берёз, кустарника. Ещё осенью люди косили здесь траву и заготовили на зиму стога сена. Лесные жители в поисках пропитания вышли из леса и решили полакомиться человеческими дарами. Два лосёнка с удовольствием поедают сено, а вот отец семейства стоит на страже. Главное для него, чтобы детки остались сытыми и у них было много сил, чтобы пережить все тяготы холодного времени года. Голые изогнутые деревца на переднем плане подчёркивают как непросто в это время года найти пропитание.

Вожак стоит на страже детей, готовый в любой момент применить силу и острые рога, чтобы справиться с любой возможной опасностью. Сохатый понимает, что сейчас они находятся на открытой местности, для всех «как на ладони». Возле стога сена пахнет человеческим духом. В любой момент из засады могут выйти хищники. Жизнь лесных зверей непростая, но с такой защитой лосята могут быть спокойны. Рядом со взрослым лосем стоит лосиха, она поменьше ростом и без рогов.

Многие ошибочно называют стоящего на страже самца-вожака - лосихой. На самом деле самки лосей безрогие и чуть меньше ростом. Самцы сбрасывают рога в ноябре-декабре, потому можно говорить о том, что на картине изображена либо поздняя осень, либо ранняя зима.

Атмосфера картины несколько сероватая, хмурая. Небо затянули серые тучи, которые скрывают яркое солнце. Таким образом художник подчеркнул промозглый холод, который царит вокруг. Повсюду лежит неглубокий снег. На открытой местности лосей со всех сторон обдувает холодный ветер.

3) Определение темы и основной мысли сюжета картины.

- О ком или о чем эта картина?

- Какова основная мысль? Что хотел сказать этой картиной художник?

- О чем будем писать сочинение? Как его назовете? Запишите заголовок сочинения.

IV. Работа по составлению предложений

1) Беседа по вопросам учебника (стр. 118, упр.191).

- Сейчас мы рассматриваем картину:

- Что изобразил художник на картине? (зимний лес и семью лосей)

- Почему картина так названа? (Главные на ней лоси)

- Какое время года изображено на картине? (Наступила зима.)

- Расскажите, какие изменения произошли в неживой природе?(Серые тучи затянули небо. Вся земля покрыта снегом. На снегу видны следы животных.)

- Какие цвета автор использует на картине и почему? При помощи таких цветовых гамм художник пытается передать ту печаль и грусть которые испытывают лоси. О том, как нелегко, зимой добывать себе пищу. Глядя на это полотно становится грустно и печально, хочется помочь животным пережить эту холодную зиму.

- Кого художник изобразил в центре картины? (Это лоси. Они проголодались и пришли на поляну.)

- Откуда вышли лоси? (Лоси вышли из леса.)

- Чем они заняты? (Они увидели сено и едят его).

- Что такое стог сена? (Стог - это большая копна. Ее заготовили люди, которые работают в этом лесничестве).

- Посмотрите на лосят. Какие они?

- Чем занялись лосята? (Они увидели сено. Маленькие лосята с удовольствием жуют.)

- Как вы думаете, почему взрослые лоси не едят?

- Посмотрите на лося-самца. Какой он?

- Посмотрите, большой лось внимательно смотрит по сторонам. Почему? (Он их сторожит)

- Что мы видим на заднем плане картины?

- Какое общее впечатление от картины? Понравилась ли вам картина? Чем?

2) Составление плана.

- Из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, концовка (мои впечатления)).

План сочинения по картине «Лоси», 2 класс

  1. Художник А.С.Степанов
  2. Природа, время года
  3. Передний план, лоси
  4. Мои впечатления от картины

План

I. Вступление.

  • О художнике и его творчестве.

II. Основная часть.

1) На переднем плане репродукции картины

2) На дальнем плане репродукции картины

III. Заключение.

  • Какие чувства вызывает картина?
  • Каждая часть пишется с красной строки.
  • Устное составление предложений.

- На доске вы видите вопросы и опорные слова. Эти слова вы можете использовать при составлении своих предложений. Составьте устный рассказ.

Вопросы

Опорные слова

1 часть

Кто такой А.С.Степанов?

известный русский художник

талантливый русский художник

знаменитый русский художник

Какие картины создавал А.С.Степанов?

о русской природе и животных

про животных и русскую природу

о красоте родной природы

Что изобразил художник на картине?

семью лосей

Какой день изображён на этом полотне?

пасмурный зимний день

В каких тонах написана картина?

в серых и коричневых
темные серые краски
мрачные цвета

Почему картина так названа?

потому, что на ней изображены лоси

2 часть

Что виднеется на дальнем плане картины?

зимний лес

Какое небо нависло над зимним лесом?

серое и пасмурное
хмурое
серое и темное

Трудно зимой в лесу лосям найти корм?

трудно

Кто помогает животным?

Лесники

Что делают люди?

подкармливают зверей

Что изображено в центре картины?

стог сена, занесённый снегом
стог сена
большой стог душистого сена

Кого мы видим рядом со стогом сена?

семья лосей
семья сохатых

Откуда она вышла?

из леса

Чем занялись лосята?

принялись есть вкусное душистое сено

с аппетитом едят душистое сено

с жадностью едят сено

наслаждаются вкусным угощением

Что делает мама-лосиха?

протянула голову к сену

ест сено и посматривает по сторонам

прячет от холодного ветра маленького лосёнка

Кто охраняет свою семью?

старый сильный лось

Какой папа-лось?

большой, сильный, с красивыми рогами

Какая шерсть у лося?

Грубая, короткая, темного цвета

Какая голова у этих животных?

большая с вытянутой мордой

Какие у него ноги?

Стройные, высокие

Какие рога у старого лося?

Огромные ветвистые

О чём говорят его огромные ветвистые рога?

о силе главы семьи

Что он делает?

настороженно прислушивается, нет ли опасности

охраняет свою семью

прислушивается к каждому шороху

настороженно стоит и прислушивается

внимательно вглядывается вдаль

следит, чтобы никто не подкрался незаметно

3 часть

Какое чувство вызвала эта картина?

чувство жалости, потому что лосям трудно приходится зимой

грустное чувство, потому что появляется желание помочь семейству лосей пережить это трудное зимнее время

чувство восторга, потому что изображена красота и величие лесных красавцев-лосей

О чём вы задумались?

Я задумался (лась), что всё живое требует внимания и заботы со стороны человека;

Очень хочется помочь семье лосей спастись от голода.

Какие общие впечатления от картины?

Мне картина понравилась, потому что…

3) Орфографическая работа.

- Прочитайте еще раз опорные слова. Слова на какие правила встретятся в тексте? О чем нужно помнить? Как проверить слова?

VI. Практическая работа

- Используя опорные слова, запишите текст. После выполнения, проверьте свою работу.

VII. Итог

- Что вы сегодня нового узнали и чему вы научились на уроке?

Список использованных источников:

  1. Абрамова Татьяна Анатольевна Обучающее сочинение по картине А.С.Степанова "Лоси": https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/12/06/obuchayushchee-sochinenie-po-kartine-asstepanova-losi
  2. Блинцов А.А. Картина «Лоси» Степанова: https://art-assorty.ru/63219-kartina-losi-stepanova.html
  3. Малых Галина Викторовна Опорная карточка к сочинению по картине А.С.Степанова «Лоси»: https://koncpekt.ru/nachalnye-klassy/konspekty-urokov/russkij-yazyk-2klass/2709-opornaya-kartochka-k-sochineniyu-po-kartine-a-s-stepanova-losi.html
  4. Русский живописец Алексей Степанов: https://www.liveinternet.ru/users/nianfora_n/post248544703
  5. Чернова Людмила Николаевна Конспект урока русского языка Тема: «Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси»: https://infourok.ru/konspekt_uroka_russkogo_yazyka_tema_sochinenie_po_kartine_a.s.stepanova_losi-374847.htm