Требования к заданию с развернутым ответом.
Успешно выполнив часть С, можно набрать 23 балла – 35 %.
Сочинение – рассуждение пишется по определенному алгоритму:
Значит, идеальное сочинение ученика – 5–8 абзацев!
Композиция сочинения.
I. В работе над сочинением труднее всего бывает начать, то есть написать вступление. Оно не должно быть очень большим или слишком маленьким (3–5 предложений).
Вступление – это принципиальное положение, которое должно послужить основанием для всего дальнейшего изложения. Оно должно быть органически связано и с основной частью, и с заключением.
Вступление формулирует тему и проблему всей работы, готовит читателя к восприятию всего сочинения, поэтому должно быть тщательно обдумано. Надо помнить о соблюдении важнейших условий при написании вступления к сочинению – рассуждению:
- Лаконичность
- Связь с темой
- Наличие сформулированного тезиса
- Связь с заключением
Вступительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена по-разному:
1. Вопросно-ответное единство.
Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы стремились постичь гармонии. О том, что такое красота, и какова ее роль в жизни человека, заставляет задуматься высказывание (Ф.И. автора текста).
2. Цепочка вопросительных предложений.
Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста (Ф.И. автора).
3. Назывное предложение в зачине должно содержать базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте)
а) Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию. Мне кажется, трудно найти человека, которого стихи Цветаевой оставили бы равнодушным. Литературовед Ев.Б.Тагер – один из тех, кому посчастливилось знать Марину Ивановну лично. В своих воспоминаниях он стремится раскрыть внутренний мир этого удивительного поэта.
б) Книга… Удивительное изобретение человечества! Именно благодаря ей не теряется связь времен. Но на смену приходят компьютер и Интернет. Равноценна ли эта замена? О роли книги в современном обществе, о ее судьбе и перспективах размышляет в своей статье К.Журенков.
4. Риторический вопрос.
Кто же из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы, наверняка, сталкивались с “заядлыми спорщиками”, которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть различные способы ведения спора. Их и рассматривает в своем тексте Л.Павлова
5. Цитата в качестве зачина (может быть взята или из текста, или из другого источника)
а) “Главное на войне не погибнуть с честью, а победить”, – так думал полководец Барклай-де-Толли. Ум, талант, прозорливость великого человека спасли жизнь многих воинов. Лишенный славы, он верил в правоту своего решения.
б) “Услышишь суд глупца и рев толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм” – эти бессмертные строки А.С.Пушкина
вспоминаются, когда мы читаем текст В.Лаптева о судьбе Михаила Богдановича
Барклая-деТолли. Как сложно оставаться непоколебимым в своем решении, когда
“холодная” толпа в своем безразличии к твоим заслугам рвет, не слышит, не
внемлет разумным доводам.
6. Лирическое отступление
а) Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю. Как удивительно трава, сверкающая росой в лучах восходящего солнца! А цветы! А птицы! Именно об этом говорит в тексте (Ф.И. автора).
б) Русская рябина! Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод огоньков и скромно прогнувшихся под тяжестью гроздьев, омытых осенним дождем.
7. Приводится краткая справка о писателе.
В.Лаптев – один из тех писателей, который всегда интересовался историческими событиями. С удивительной точностью он раскрывает характеры своих героев, их внутренний мир. Выразительны, эмоциональны его высказывания о великих людях. В.Лаптев часто поднимал тему о человеке, о его судьбе, о вере в будущее.
8. Определяется тема текста.
Память – связующее звено между поколениями, память – канат, который не дает распасться связи времен, это поистине бесценный дар, данный человечеству.
9. Формулируются проблемы, которые поднимает или затрагивает автор.
Что такое долг? Что такое ответственность? Какая сила помогает человеку идти до конца, даже если тебя никто не понимает? Именно такие мысли возникают после прочтения текста (Ф.И. автора).
10. Излагается собственная позиция пишущего по тем вопросам, которые были затронуты автором текста.
Я думаю, что в тексте А.Кондратева подняты исключительно важные проблемы: это влияние прошлого на осознание и осмысление настоящего, роль исторической памяти в становлении и развитии личности, нации, человечества в целом.
11. Связь с современностью.
В человеке существует два начала: рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувствами, но, не смотря на это, в нас всегда живет чувство прекрасного.
12. Сравнение прошлого и настоящего, понятий и явлений.
а) В жизни много такие событии, которые в памяти остаются надолго и не забываются почти никогда – это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные и тяжелые.
б) Россия и Кавказ. Ислам и христианство. Это две противоборствующие стороны. Это главный мировой вопрос ХХ1 века.
13. Личные впечатления, чувства, связанные с темой, главной мыслью текста.
Как приятно находиться в обществе людей, обладающих хорошими качествами. С ними всегда интересно общаться. Они всегда обходительны, тактичны, вежливы. Нет более замечательного собеседника, чем такой человек. К сожалению, таких людей не так много как хотелось бы.
14. Обращение к исторической характеристике.
В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всем до конца понятная и от того не всеми принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее существование.
15. В форме рассуждения о заглавии, которое ты дал бы данному тексту.
Заклятые друзья природы. Вот название, которое я дал бы предложенному тексту. Парадоксально, скажете вы? А разве то, о чем пишет в своей статье В.Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся хотя бы к этому факту…
II. Постановка проблемы.
Проблема – это вопрос, которым задается автор. Проблема должна быть взята
более крупно, чем просто частный случай, описанный автором:
– проблема истинного патриотизма; (Что такое истинный патриотизм?)
– проблема взаимоотношения человека и природы; (Какими должны быть
взаимоотношения человека и природы?)
– проблема интеллигентности. (Кого можно считать истинным интеллигентом?)
Рекомендуется сформулировать проблему двумя способами:
1) Проблема чего?
Автор затрагивает проблему “отцов” и “детей”…
В тексте поднимается проблема одиночества…
Проблема здорового образа жизни всегда была актуальной…
2) Формулировка в виде вопроса: “Возможно ли органичное сочетание в жизни человека “поэзии” и “прозы”, духовного и материального начал?”
Необходимо упомянуть фамилию автора. Слово “проблема” или “вопрос” обязательно должно прозвучать в тексте.
III. Комментарии – это описание того, как проблема существует в тексте. Как автор преподносит читателю этот актуальный вопрос? Какими речевыми средствами пользуется автор?
В процессе комментария не следует давать простой пересказ текста или цитировать. Надо поразмышлять, своими словами (можно с помощью небольших цитат) пояснить суть проблемы, написать, о чем говорит автор и над чем он задумывается.
IV. Позиция автора. Как автор отвечает на поставленный вопрос (проблему)? Важно назвать фамилию автора и четко сформулировать его позицию (достаточно 2–3 предложения):
Я полностью согласна с мнением автора о том, что …
Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели,
прекрасно понимаем, что…(так поступать не допустимо, потому что это влечет за
собой…)
V. Позиция ученика. Ученик соглашается или не соглашается с мнением автора, т.е. формулирует собственную позицию по данной проблеме.
Я согласна / не согласна с автором, потому что ……. и считаю, ….
Эта мысль вызывает сомнение, и я попробую возразить автору….
VI. Литературный аргумент. Важно упомянуть название лит. произведения и его автора. Привести не менее 2-х доказательств в поддержку своей позиции.
Любой другой аргумент. Из опыта, из жизни.
Из курса физики нам известно, что …
В одной из газет, которую регулярно читают в нашей семье, я обратил внимание на
статью, где обсуждается эта проблема…
Учимся аргументировать свою точку зрения.
Если ученик корректно сформулирует свое мнение, опираясь на жизненный и читательский опыт, и приведет 2 аргумента, получит 3 балла.
1. Тема о роли матери в жизни каждого человека.
1 балл | 3 балла |
“О матерях можно рассказывать бесконечно”, – говорил М.Горький. И действительно, сколько уже написано строк, стихов про самого близкого, самого дорогого человека на земле – про маму. Но странное дело, каждый, кто обращается к этой священной теме, находит свои теплые слова, чтобы выразить всю безграничную любовь к маме. |
Мне вспомнилась одни замечательная притча:
За день до рождения ребенок спросил у бога: “Я не знаю, что я должен делать в этом мире?” Бог ответил: |
2. Проблема отцов и детей.
1 балл | 3 балла |
Данную проблему раскрывают многие русские писатели. Среди них: А.С.Грибоедов “Горе от ума”, А.С.Пушкин “”Станционный смотритель”, Л.Н.Толстой “Детство”, Г.Паустовский “телеграмма”, Л.Распутин “Последний срок” | Отцы и дети… В этих словах заключается смысл одной из вечных тем искусства, вечных проблем, которыми занято общество во все времена. О противоречии между поколениями написано много. Вспоминаются слова Фпамусова о Чацком из комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума: “Вот что-то все вы гордецы! Спросили б, как дела отцы? Учились мы на старших глядя…”. Но Чацкий не хочет внять совету – “век нынешний и век минувший”: отцы и дети. |
3. Проблемы чести.
Существует множество литературных произведений, статей, рассматривающих проблему чести. Но каждый писатель, обращаясь к данной теме, дает свою интерпретацию понятия “честь”. Возьмем для сравнения образы Петра Гринева и А.Чацкого. | П.Гринев воплощает собой традиции представителей дворянства – это верность присяге, служение отчизне, рыцарское отношение к женщине, надежность в дружбе, честность и храбрость. А вот А.Чацкий сохранение достоинства и чести видит в отказе от приспособленчества и лжи. Он не желает жить во лжи и чинопочитаемости: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. |
VII. В заключении обобщаются основные выводы из сказанного, подводится краткий итог, формулируется обобщенный вывод. Желательно, чтобы заключение было связано со вступлением, т.е. в заключении автор как бы снова возвращается к вступлению, ссылается на ранее высказанное суждение и вновь подчеркивает основную мысль.
Можно выделить следующие виды заключений:
1. Подводится итог всему сказанному, делается обобщение.
Рассуждения В.Лаптева о судьбах великих людей не оставили меня равнодушной. Я согласно с автором в том, что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, но они искренне и честно служили своему Отечеству.
Мы должны знать историю России и помнить героев, с который можно брать пример.
2. Может быть развернута мысль, выраженная во вступлении.
Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит свое продолжение в детях и последующих поколениях, в гениальных звуках, которыми наполнен наш мир, в самых теплых и нежных словах, в искусстве, в науке. И, пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится.
3. Может быть выражено личное отношение ученика к решаемой проблеме.
Я согласна с автором в том, что многие великие люди часто терпели невзгоды, томились в одиночестве в камере, были лишены сочувствия и поддержки, жестоко упрекались теми, кому искренне служили. Мне хочется привести имена таких выдающихся людей: М.И.Цветаева, А..А.Ахматова, Б.Пастернак и многие другие.
Лаптев подал веру и вселил надежду в то, что когда-нибудь придет время и всем воздаст по заслугам.
4. В форме цитаты.
Отношение к природе, ко всему живому очень точно выразил Ев.Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивая лишь зверей внутри себя.
Без соблюдения этой нравственной заповеди, без побед над своими пороками, вряд ли каждый из нас может считать себя человеком разумным, бережно охраняющим свою землю.
5. Яркий пример, обобщающий твои суждения
Я читала легенду о Данко, страстно желающего помочь людям. Ради спасения людей он вырвал из своей груди пылающее сердце, осветив им дорогу. Толпа быстро забыла своего спасителя. Не повторяем ли мы эту ошибку, стремясь стереть из памяти чувство благодарности?
6. В виде яркого сравнения, подводящего итог рассуждению.
Мы уже давно твердили: природа – наш дом, следовательно, ее гибель можно сравнить с разрушением собственного жилища. Но если дом мы можем построить, отремонтировать, то нельзя построить или отремонтировать море или речку. Да и вряд ли совестливый хозяин будет жить в полуразрушенном доме. Тогда почему же наш дом полуразрушен?
7. Этически – корректно возразить автору текста.
Не все, наверное, согласятся с Лаптевым, найдутся те, кто скажет: “Зачем вспоминать войну 1812 года?” Но ведь патриотические чувства должны быть развиты в каждом из нас. Мы должны знать сою историю, своих героем, гордиться своей Родиной – Россией.
8. Можно закончить афоризмом (это краткое изречение, содержащее обобщенный вывод).
Прочитав этот текст, понимаешь, что родная земля – это самое дорогое, что есть у человека. Недаром говорят: “Родная земля – мать, чужая – мачеха”.
9. Концовка – ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения).
Так зачем же люди занимаются альпинизмом? Хотя этот вид спорта и не укладывается в рамки трезвых житейских расчетов, но именно он позволяет выявить истинную сущность человека. Альпинизм закаляет не только физически, но и духовно, так как “ты учишься видеть и оценивать” в себе и в других главное, настоящее.
Желаю всем удачи, успехов!