Цели и задачи:
- познакомить с эпистолярным жанром,
- познакомить с правилами написания письма,
- обогатить словарный запас,
- способствовать речевому развитию,
- привить интерес к чтению.
Оборудование:
- Сцена из мультфильма «Каникулы в Простоквашино».
- Распечатки писем (на каждой парте).
- Интерактивная доска.
- Проектор, компьютер.
Методические приемы:
- Объяснение учителя,
- Выразительное чтение,
- Анализ текста
Ход урока
1. Просмотр эпизода из мультфильма « Каникулы в Простоквашино»
(Мама и папа читают письмо дяди Федора).
2. Объявление темы урока, постановка цели. Вступительное слово учителя
Сегодня наш урок будет посвящен письму, история появления которого своими корнями уходит в далекий 18 век. Письмо стало необходимым тогда, когда невозможным стало общение на большом расстоянии при помощи устной речи.
Люди для общения сначала использовали предметы, которым придавали то или иное значение. Стрела могла быть известием о войне, засохшая ветка – о болезни старшего в племени вождя… Есть предание о «письме», которое послали скифы в ответ на требование персидского царя покориться перед ним. Были посланы мышь, лягушка, 5 стрел, что означало: если персы зароются в землю, спрячутся в воду или взлетят в небо, то стрелы скифов все равно их найдут. Позже стало возможно общаться через письмо.
Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь (запись переносится с доски в тетради).
Письмо- это разговор с отсутствующим, в котором мысли и чувства одного лица выражаются явно, а другого – предполагаются. Для чего нужны письма? Чтобы передать какую-либо информацию. Люди сообщают друг другу о самых разных вещах: о своем здоровье и настроении, о погоде, о происходящих событиях… Они обращаются с просьбами или пожеланиями, выражают радость или огорчение, обещают, обманывают, признаются в любви…
В 18 веке появляются произведения, построенные в форме переписки действующих лиц, в так называемой эпистолярной форме.
Эпистола – литературное произведение в форме письма.
Эпистолярная форма – форма художественных произведений, построенных в виде переписки двух или нескольких лиц (запись переносится с доски в тетради).
«Во времена оны» существовали специальные книги-письмовники, руководства для написания писем («Кумплементальная книга»). Они включали в себя образцы на все случаи жизни.
3. Анализ текста
А) Вот, например, приводимый в письмовнике образец письма (распечатка у каждого ученика). Прочитайте и ответьте на вопросы (вопросы на доске):
- Кому написано письмо?
- О чем узнаем из письма?
- Из каких частей состоит письмо?
- Что можно сказать об авторе письма?
Милая тетушка!
Вы, конечно, не сомневаетесь, что мне было бы очень приятно поздравить Вас лично самому с Новым годом, но в настоящее время, при моих стесненных обстоятельствах, это остается только желанием, и я поручаю моему перу, за искусство которого спешу извиниться, выразить все, что я чувствую к Вам. Примите же, дорогая тетушка, мое поздравление с Новым годом и поверьте, что в глубине моего сердца я желаю Вам больше, чем могу выразить в письме.
Слова не значат так много, как поступки, которыми я постараюсь доказать всю глубокую привязанность. До свидания, Бог даст, до скорого.Многолюбящий Ваш племянник Ч.Ч.
Б) Лингвистический анализ текста (эмоциональная окраска, языковые средства, стилистические средства).
Вывод: через письмо раскрывается внутренний мир героя (автора письма); у эпистолярного жанра есть особые, характерные ему, языковые средства.
4. Актуализация домашнего задания.
- Письма бывают разные: деловые, дружеские, любовные…Герой Э.Успенского кот Матроскин писал письмо в институт Солнца.
- Цель написания письма?
- Из каких частей состоит письмо?
- Охарактеризуйте автора письма.
- Что вызвало улыбку?
Дорогие ученые!
У вас, наверное, тепло. А у нас скоро зима. А мой хозяин дядя Федор не велит природу на дрова пилить. Не понимает он, что замерзнем мы с этим хворостом! Пришлите нам, пожалуйста, солнце домашнее. А то скоро будет поздно.
Уважающий вас кот Матроскин.
5. Объяснение учителя
План письма (на доске).
1) Дата. 2) Приветствие, обращение. 3) Изложение того, что хочешь написать. Вопросы о том, о чем хочешь узнать. 4) Заключение. 5) Подпись. |
1) Приветствие, обращение. 2) Изложение того, что хочешь написать. Вопросы о том, о чем хочешь узнать. 3) Заключение. 4) Подпись. Дата. |
Обсуждение плана и запись в тетради.
Правила написания письма (на доске):
1. Пиши ясно, просто, сжато.
2. Умей учитывать, кому именно пишешь.
3. Не пиши дурного.
4. Не отправляй во гневе.
5. Не читай чужих писем.
6. Пиши четко.
7. Ставь число и подпись.
8. Не задерживай ответа.
9. Пиши на хорошей бумаге.
Учитель читает, комментирует традиционные правила написания письма, учащиеся записывают материал в тетради.
6. Заполнение почтового конверта
Упражнение № 877, стр. 282 (учебник «Русский язык Практика» под редакцией А.Ю.Купаловой Дрофа, Москва 2005).
Работа выполняется на почтовых конвертах.
7. Вывод: на уроке мы познакомились с жанром письма; при написании письма надо соблюдать определенные правила, особенности композиции.
8. Заключительное слово учителя
В настоящее время эпистолярная форма стала редким явлением в литературе, и письма, к сожалению, сейчас, в век скоростей и компьютеров, пишут редко. Я вас прошу: пишите письма, чтобы не кануло в Лету уникальное изобретение народа – письмо.
9. Домашнее задание
Написать письмо любимому литературному герою.