Русский язык
-
Урок русского языка в 10-м классе "Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных" 2008
Урок систематизирует знания учащихся о правописании имен существительных, закрепляет умения правильного выбора гласных в орфограммах.
-
Урок русского языка в 10-м классе "Старославянизмы" 2009
Урок ставит целью формирование у учащихся суждения о языке как системе воплощения культурных ценностей, выявление особенностей личностной оценки и индивидуальной позиции учащихся в вопросах исторического развития языка. Учащиеся учатся объяснять написание слов в соответствии с историческими процессами; уметь находить в текстах произведений русской литературы старославянские формы.
-
Урок русского языка в 10-м классе "Тайны изящной словесности" 2008
Урок русского языка «Тайны изящной словесности» в 10-м классе – это первый урок при изучении темы «Лексические образные средства». Главной целью является углубление знаний о метафоре, эпитете, олицетворении, также на этом уроке учащиеся знакомятся с метонимией и её разновидностями: синекдохой и антономазией. На уроке работают четыре лаборатории, руководители которых заранее готовят сообщение об одном из тропов, а в ходе их выступлений учащиеся заполняют таблицу «Тропы».
-
Урок русского языка в 10-м классе (в рамках подготовки к ЕГЭ) по теме "Правописание приставок. Правописание на стыке приставки и корня" 2009
Урок построен на основе ранее изученного материала с использованием метода проекта. Учащиеся самостоятельно систематизируют материал, подбирают задания творческого и исследовательского характера. Итогом станет тематическое тестирование, позволяющее определить уровень усвоения материала. Учитель выполняет роль консультанта, сопровождающего работу проектной группы.
-
Урок русского языка в 10-м классе на тему "Комплексный анализ текста" 2010
Автором разработана система уроков с 5-го по 11-й классы, направленная на углубление знаний учащихся о языке. Каждый урок затрагивает определенный раздел спецификации, разбор типичных заданий, сложных случаев языкового анализа, упражнения и тесты. Данный урок (с использованием ИКТ, интерактивной доски, дистанционного оборудования) является продолжением занятий.
-
Урок русского языка в 10-м классе на тему "Окказионализмы" 2009
Урок построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В соответствии с данной технологией учащиеся проходят три стадии: вызова, осмысления новой информации (на основе работы с информационным текстом) и рефлексии, что требует от них достаточно высокого уровня готовности решать предлагаемые задачи.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Антонимы" 2005
Урок русского языка, задачи которого: закрепить и углубить знания учащихся по данной теме; повторить понятие синонимии и показать ее связь с антонимией: то и другое служат точному выражению мысли, авторской позиции; показать связь понятия со стилистическим и литературоведческим понятием антитезы, дать начальное представление об оксюмороне (поскольку более глубокое знакомство с этим приёмом будет при изучении творчества поэтов-символистов в 11 классе); способствовать обогащению речи учащихся.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Вводный урок. Похвальное слово знакам препинания" 2010
На вводном уроке русского языка вспоминаем, что изучает пунктуация; знакомим учащихся с принципами и разделами русской пунктуации; формируем понятие о том, что знаки препинания – важное средство оформления письменной речи. По ходу повторения ученикам раздаются карточки с заданиями, содержащими наиболее сложные аспекты пройденного.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Лингвистический анализ текста" 2009
Данная работа нацелена на то, чтобы знания и умения десятиклассников по анализу текста привести в стройную систему, закрепить навык видеть идейно-тематическое и эстетическое своеобразие текста, разбираться в его композиции. Выбран для анализа текст В.М. Пескова «Отечество».
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Отражение культурно–национальных традиций в лексике и фразеологии" 2009
Цель урока: определить, что такое культурологический анализ и чем он отличается от лексического; и как культурологический анализ помогает проследить отражение некоторых национально-культурных традиций в лексике и фразеологии.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Правописание приставок". Урок повторения и обобщения с компьютерной поддержкой и презентацией 2010
Данный урок был проведен в компьютерном классе по группам (класс был разделен на 2 группы). Каждый учащийся имел возможность выполнять задание на компьютере, получить оценку за каждый этап работы. При подготовке к данному уроку учащиеся получили индивидуальные задания.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Причастие как часть речи" 2013
Цель урока: повторить понятие о причастии и способах его образования; уметь отличать причастие от прилагательного; определять признаки глагола и прилагательного у причастий.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Русская фразеология" 2008
Урок построен на повторении темы и расширении знаний учащихся по русской фразеологии с использованием мультимедийной системы. Урок включает в себя работу с отдельными фразеологизмами и умением их правильно писать, а также работу с текстом и умением находить в нём фразеологизмы, понимать их роль в тексте. Задания подобраны по материалам ЕГЭ.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Синонимы. Стилевая градация синонимов. Употребление синонимов в речи" 2008
Представлен конспект урока русского языка в 10-м классе по теме "Синонимы. Стилевая градация синонимов. Употребление синонимов в речи". Урок является звеном в длительном процессе формирования коммуникативных умений и навыков, в решении проблем несоответствия стилю, бедности языка, однообразия синтаксических конструкций, ошибочного использования лингвистических понятий. Цель изучения понятия "синоним" - дальнейшее использование полученных знаний и умений в собственных текстах и устной речи.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Строение текста. Абзац" 2010
Части текста имеют свои правила построения. По определённым правилам строится и абзац – часть текста между двумя красными строками. Основная его часть – первое предложение - абзацный зачин, составляющий наиболее важное содержание абзаца. Последующие предложения – комментирующая часть, раскрывающая, разъясняющая мысль, заключённую в первом предложении.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Типы речи. Описание" 2010
Урок русского языка в 10-м классе. Урок ставит задачи формировать и совершенствовать у учащихся умения отличать описание от других типов речи, определять композиционные части текста-описания, составлять собственные тексты описательного типа.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Фонетика. Орфография" 2010
Урок русского языка для 10-го класса. На уроке проходит систематизация и углубление знаний и умений по фонетике, орфографии; развиваются умственная деятельность учащихся, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях; воспитываются интерес и уважение к русскому языку.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме "Фразеологические обороты. Крылатые выражения" 2010
В ходе урока учитель опирается на умения учащихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи. Развивает образное и логическое мышление и речь, чувство языка, языковую память, речевой слух. Автор статьи воспитывает любовь к родному языку, прививает интерес к его познанию и воспитывает эстетическое отношение к слову, чувство ответственности по отношению к слову.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме: "В защиту русского языка" 2007
Конспект урока по русскому языку в 10-м классе по теме "В защиту русского языка". Данный урок построен в форме дискуссии, определяет проблемы современного русского языка; в беседе с учащимися проговаривается необходимость сохранения русского слова и бережного к нему отношения.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме: "Обучение учащихся навыкам аргументации суждения в соответствии с требованиями ЕГЭ" 2010
На уроке учащиеся учатся проявлять себя в различных сферах жизнедеятельности через умение грамотно и логично рассуждать. Практически закрепляются теоретические вопросы, связанные с изучением текста, которые встречаются в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ через cовершенствование навыка аргументации суждения.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме: "Правописание Н, НН в суффиксах имен прилагательных" 2008
Представленный урок русского языка по теме "Правописание н-нн в суффиксах имен прилагательных" проводился в 10-м профильном филологическом классе. Программа русского языка Н.Г. Гольцовой.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме: "Правописание суффиксов причастий настоящего времени" 2006
Тема урока важна, потому что ученики допускают часто ошибки именно в правописании личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Предложенный урок позволяет повторить правописание личных окончаний глаголов в форме кодированного диктанта, глаголов, правописание которых зависит от контекста, правописание суффиксов причастий настоящего времени. Работа над предложенными текстами позволит сформировать навык правильного употребления причастий в различных стилях речи.
-
Урок русского языка в 10-м классе по теме: "Русская лексика с точки зрения происхождения. Заимствованные слова в русском языке" 2010
К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения: 1. Давние заимствования из скандинавских и финских языков. 2. Тюркские заимствования. 3. Немецкие слова, пополнившие русскую лексику. 4. Французские по происхождению слова русского языка. 5. Заимствования из английского языка.
-
Урок русского языка в 10-м классе с применением информационных технологий "Лингвистический анализ текста публицистического стиля" 2010
Данный урок русского языка с мультимедийным приложением в виде презентации, содержащей таблицы и схемы, можно использовать для подготовки к выполнению задания части 3(С) Единого государственного экзамена по русскому языку – написанию сочинения-рассуждения по данному тексту.
-
Урок русского языка в 10-м классе с целью подготовки к ЕГЭ по теме "Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке" 2007
Единый государственный экзамен вот уже несколько лет является реальной, всё более распространённой практикой выпускной аттестации школьников. Экзаменационная работа полностью соотносится с конечными целями обучения русскому языку. В работе предусматривается наличие заданий разного уровня сложности, включены задания, проверяющие лингвистическую, языковую, коммуникативную компетенции.
-
Урок русского языка в 10-м классе: "Приставки пре-, при-" 2010
Данный урок завершает работу по систематизации и обобщению ранее приобретенных учащимися знаний о правописании приставок, о трудных случаях правописания на стыке приставки и корня. На этом уроке подробно рассматриваются и закрепляются на практике правила выбора букв Е и И в приставках пре-, при-. В результате работы у учащихся вырабатывается орфографическая грамотность, формируется орфографическая зоркость.
-
Урок русского языка в 10–11-х классах по теме "Комплексный анализ текста" 2012
У учащихся формируются навыки комплексного анализа текста. Совершенствуются орфографические и пунктуационные знания. Формируются практические навыки, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку.
-
Урок русского языка в 10–11-х классах. Отбор и систематизация материала при подготовке к сочинению-рассуждению 2010
Урок из серии уроков развития речи, который готовит учащихся к выполнению задания С. Текст для работы на уроке взят из сборника повестей камчатского писателя А.Смышляева «Время красной рыбы». Это обеспечивает внедрение регионального компонента в образовательный процесс и, безусловно, имеет образовательную функцию – знакомство учащихся с творчеством писателя Камчатки.
-
Урок русского языка в 11-м классе "Обособленные определения" 2010
Урок русского языка в 11-м классе нацелен на повторение правил обособления определений и подготовку учащихся к ЕГЭ.
-
Урок русского языка в 11-м классе "Общие сведения о языке. Культура речи. Языковая норма" 2008
Так как традиционная система уроков русского языка в старших классах не ориентирована на подготовку учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, возникла необходимость адаптировать уроки русского языка к новой форме аттестации. Урок по теме "Общие сведения о языке. Культура речи и языковая норма" (11-й класс) позволяет не только обобщить программный материал, но и разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами языка.