Цель: Формирование у детей представления о словах с непроизносимых согласных звуках в корне слова.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
- повторение изученного о звуках и обозначающих их буквах;
- совершенствование каллиграфических умений учащихся;
- познакомить детей со словами с непроизносимой согласной в корне слова;
- учить способам проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова;
- формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы “непроизносимые согласные в корне слова”;
- формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимых согласных в корне слова, на основе применения орфографического правила и алгоритма.
2. Развивающие задачи:
- развитие фонематического слуха и орфографической зоркости;
- развитие речи детей на фонетическом, лексическом уровне и уровне связной речи;
- развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, систематизации, классификации;
- развитие произвольной и непроизвольной зрительной, слуховой и смысловой памяти;
- развитие непроизвольного и произвольного внимания;
3. Воспитывающие задачи:
- воспитание терпения, трудолюбия, усидчивости, аккуратности;
- воспитание качеств личности, необходимых для реализации умения работать в коллективе;
- воспитание позитивного ценностного отношения к окружающему миру и людям;
- воспитание познавательного интереса, любви и уважения к родному языку.
Оборудование: карточки для словарно-орфографической работы, карточки с пословицами, иллюстрации месяцев ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, тетради уч-ся, учебники, доска.
Ход урока
1. Орг.момент.
Проверить готовность детей к уроку, установка на рабочий лад.
2. Минутка чистописания:
На доске записан ряд букв: ОДТЧПШС…
- Внимательно посмотрите на ряд букв. Постарайтесь определить букву, которую мы будем писать на уроке? (О – один, Д – два, Т – три …, В – восемь).
1) Вв Вв Вв
2) во ов ве ев ви ив лв вл рв вр св вс ва ав
3) Вдлт Влтд Втдл …
- Определите порядок написания букв. (Справа от заглавной В находятся строчные буквы д, л, т, которые в каждой ячейке меняют свой порядок. Первая из них становится последней).
- Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.
- Дайте характеристику звукам, которые обозначают данными буквами ( звуки в, л, д, т – согласные, могут быть твёрдыми и мягкими; звуки в, д – звонкие парные согласные, звук Т – глухой парный согласный, звук л – непарный звонкий согласный.
- Эти буквы и звуки нам сегодня ещё пригодятся, мы узнаем новую особенность этих букв. Но сначала проведём словарную работу.
3. Словарно- орфографическая работа.
- Посмотрите внимательно на два прямоугольника у вас на партах. Определите три слова, с которыми мы будем сегодня знакомиться на уроке.
д |
к |
ф |
г |
е |
ъ |
в |
ч |
г |
ь |
п |
е |
с |
б |
к |
р |
ь |
б |
р |
щ |
ш |
у |
н |
в |
а |
а |
ц |
т |
э |
ш |
я |
в |
з |
е |
м |
о |
х |
в |
ю |
с |
ч |
у |
р |
л |
а |
н |
л |
р |
ь |
д |
- Какие вы составили слова? (январь, февраль, декабрь)
- В чём смысловое сходство этих слов? (это название зимних месяцев)
- Откройте словари и запишите эти слова, выделяя орфограммы:
декабрь
январь
февраль
- Про эти месяцы существует большое количество народных пословиц, поговорок и примет. На столах у вас лежат листки с этими поговорками. Вам надо соединить начало и конец поговорок (работа в парах).
Д.кабрь гла. сн.гами тешит, |
а март – к.пелью. |
|
.нварь – году н.чало, |
да ухо м.ро. рвёт. |
|
Ф.враль с.лён метелью, |
з.ме – сер.дина. |
(Декабрь глаз снегами тешит, да ухо мороз рвёт. Январь – году начало, зиме – середина. Февраль силён метелью, а март капелью).
- Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму.
- Запишите эти пословицы к себе в тетрадь.
- Какие ещё пословицы или поговорки про эти месяцы вы знаете?
4. Физминутка для глаз «Пальминг»
5. Изучение нового материала.
На доске записаны слова: ЗДРАВСТВУЙ, ЗВЁЗДНЫЙ, СОЛНЦЕ, РАДОСТНЫЙ.
- Прочитайте вслух слова. Что их объединяет между собой? (в середине несколько согласных букв – три)
- Если в середине слова имеется не менее 3-х согласных, это называется стечением согласных.
- Произнесите эти слова так, как мы это делаем при разговоре, и определите, все ли согласные в середине слова хорошо слышны? (при произнесении слов некоторые согласные не слышны)
- Произнесите 1-е слово, сравните его с написанием. Какая согласная пишется, но не произносится? (в слове ЗДРАВСТВУЙТЕ не произносится первая согласная В, но она пишется)
Аналогичная работа проводится с другими словами, написанными на доске.
- Перечислите согласные, которые в ряде слов пишутся, но не произносятся (В, Д, Л, Т)
- Как называются согласные, которые пишутся, но не произносятся? (непроизносимые согласные).
Есть согласные такие В, Д, Т, Л.
Не во всех словах слышны,
Но везде они нужны.
Чтобы знать, где их писать,
Надо слово проверять.
- Как же их проверять эти согласные? (надо подобрать проверочное слово, в которых эти звуки произносятся чётко)
Иногда согласные играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
Мы родственное слово должны так подобрать,
Чтоб «эль», и «т», и «д», и «в»
В них верно написать.
- Подберите и запишите проверочные слова, к словам написанным на доске:
Здравствуй – здравие, здравница
Звёздный – звезда
Солнце – солнышко
Радостный – радость
6. Физминутка.
На доске записаны слова: ЦВЕТ, ОВРАГ, СЕРДЦЕ, ТУЧА, ДУБЫ, ГРУСТНЫЙ, ПОБЕДА, СВЕКЛА, ЗАВИСТЛИВЫЙ, ТОПОЛЬ, ЗЕМЛЯ, СЧАСТЛИВЫЙ, ЛУГ, РУКАВ, СУГРОБ, УСТНЫЙ, ШАЛАШ.
Если я покажу слово, в котором есть непроизносимые согласные, вы делаете приседания, если в слове нет непроизносимых согласных, вы подпрыгиваете.
7. Закрепление изученной темы
- Выполнение упр.295 (по образцу) + местный, поздно, пастбище, честный, завистливый, капустный.
- Фонетический разбор слов: СОЛНЦЕ, ЗВЁЗДНЫЙ, МЕСТНОСТЬ.
8. Итог урока.
- Что такое стечение согласных?
- Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся?
- Какие согласные могут быть непроизносимыми?
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?
9. Домашнее задание.
Упражнение 297, правило.
Приложение 1. Дополнительный материал