Урок русского языка "Комплексный анализ текста"

Разделы: Русский язык


Цель: на основе текстов забайкальских писателей и поэтов  совершенствовать умение проводить анализ текста.

Задачи:

  • продолжить знакомство с книгой В. Балябиной «Аргунеи»;
  • побудить учащихся к творческой исследовательской работе над текстом;
  • активизировать речь учащихся;
  • развивать умения производить наблюдения над текстом;
  • познакомить учащихся с некоторыми произведениями  забайкальских поэтов о родном  крае;
  • воспитание любви к малой родине;
  • повторить орфограммы и пунктограммы, изученные ранее.

Оборудование: ученические тетради, фотографии с видом багульника, запись песни «Где-то багульник на сопках цветет».

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Слово учителя

– Сегодня наш урок русского языка  вновь посвящен нашему Забайкалью, нашей малой родине. Уже  не раз мы с вами видели на уроках русского языка, литературы, фольклора Забайкалья,  как замечательная природа, славная история, необыкновенные люди нашего края воспеваются поэтами и писателями. Но наша задача не только посмотреть, каким видится Забайкалье нашим землякам, но в очередной раз творчески поработать над текстом, произвести различные наблюдения, что, несомненно, для вас сейчас очень важно, т. к.   комплексный анализ текста – это важнейшая составная часть  всех наших умений. Много раз, ребята, мы с вами слышали, какие великолепные слова говорили о нашей крае  А. П. Чехов,   Г. Граубин, В. Балябина и другие достаточно известные люди нашей страны, нашего края.
Сегодня  мы обратимся к отрывкам из стихотворений  Баира Дугарова и Ильи Ципина.

3. Анализ поэтических текстов  (текст на слайдах)

Б. Дугаров

«Багульник»

Вновь праздник безымянный
В природе настаёт.
Багульник над поляной            
Неистово цветет.
Иду, рассвет вдыхая,
К высокому бугру.
Надолго припадаю
Я к алому костру.
О, лепестки, вы – пламя
Таежной чистоты,
Ликующее знамя
Весенней правоты.
И над землей моей большою
Весь день светлым-светло,
Весь день я чист душою
С лесами заодно.
И все мои дороги,
Ведущие к добру,
Берут свои истоки
В багульнике, в бору.

Илья Ципин

«Багульник»

Ещё в горах бушуют ветры,
Созвездья ночи берегут.
И в снежных шапках дремлют кедры,
А уж багульники цветут.
Как чутко уловили корни
Антеннами сухих ветвей
Весну, чтоб вспыхнуть непокорно
Сияньем розовых огней.
Скорей. Скорей проснуться надо,
Чтоб радость вешнюю испить,
Цвет пробужденья, цвет заката,
Хоть ненадолго сохранить.

Вопросы и задания к тексту:

– Какие незнакомые, непонятные  слова встретились в тексте?

Заволокутся – 
Ладан –
Гранитные кручи –
Аромат –
Несказанно –

Подготовиться  к выразительному чтению текста.

Выразительное чтение текста

– Почему это можно назвать текстом? (Так как несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Предложения объединены темой, основной мыслью.)
– Тема: Забайкальский багульник. (Что такое тема текста)
– Идея: Хороша забайкальская весна, когда цветет багульник  (Что называется идеей текста)
– Определите ключевые слова текста:  забайкальская тайга, крепкий аромат расцветающего багула, ярко-лиловые, нежные, душистые звёздочки.
– Что может отражать заглавие?  (Тему или основную мысль)

– К какому стилю можно отнести этот текст? (Стиль  художественной литературы – художественный стиль). Почему?
Цель: воздействовать на слушателей и читателей произведения благодаря эмоциональной насыщенности и образности. Писательница  рисует словами конкретные картины и образы (в данном тексте это картины забайкальской тайги, забайкальского багула).
– Перед нами отрывочек из  рассказа.  К какому типу речи мы, ребята, можем отнести этот текст? (Описание, т. к. мы видим предмет, о котором идет речь, представляем его мысленно)
– Какой основной вопрос мы задаем, когда хотим описать предмет? (Какой?)
– Какая часть речи помогает нам    определить, что это описание? (Обилие прилагательных)
Докажите текстом. (хороша, неторопливой, белые, тонкой, талым, юной, нежные, душистые, розовые,    шелковые, свежий, тонкий  и т. д.)
– При помощи каких средств художественной выразительности автор убеждает нас, читателей, в необыкновенности этого чуда природы?
а) Эпитеты (определения, придающие выражению образность и эмоциональность, подчеркивающие один из признаков предмета или одно из впечатлений о нем): юным запахом, душистые звёздочки, шёлковые кисточки и др
б) Олицетворение (представление неодушевленного предмета, или явления, или отвлеченного понятия в виде живого лица) помогает создать образ  живой природы: листья прячутся, боясь выглянуть, озябнуть, заневестятся юною листвою березки, лиственницы разольют аромат и др.
– Какие средства связи вы можете назвать  использует автор  в данном тексте? (интонация, повторы слов (багул), порядок слов в предложении, порядок предложений в тексте)

Работа над предупреждением орфографических  ошибок

  • Со..нца (непроизносимый согласный л, проверочное слово солнышко)
  • Запахн..т (гласная е, т. к. глагол 1 спряжения, запахнуть)
  • Бог..родской (соединительная гласная о)
  • Гласная в корне слова расцв..тающего (о, проверочное слово цвет)
  • Сил.. (гласная е, т.к. существительное 1 склонения, дат. падежа, руке )
  • Ч..рные. (гласная ё, т.к. после шипящих под ударением пишется ё, слово-помощник чернеть)
  • Ш..лковые. (гласная ё, т.к. после шипящих под ударением пишется ё, слово-помощник шелка)

Работа над предупреждением пунктуационных ошибок

Расставьте знаки препинания в 2-м  предложении.

 (2)В воздухе сильно запахн..т ладаном сгоревшей бог..родской травы    талым снегом  юным запахом первой травки и крепким ароматом расцв..тающего багула. 

 

– Какие члены предложения называются однородными? (Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, связаны между собой только интонацией или интонацией и союзом одновременно).

– Найдите в тексте предложение, также осложненное однородными членами, но имеющее обобщающее слово.  Назовите номер этого предложения, прочитайте его.(4) Где находится обобщающее слово обобщающее слово по отношению к однородным членам и почему стоит двоеточие? (Обобщающее слово стоит перед однородными членами, поэтому ставится двоеточие).

Виды разбора:

Морфемный:                                                               Фонетический:

Забайкальская, богородской,                                      I вариант – всё
прячутся, душистыми, прибрежные,                         I вариант – боясь
стыдливо, цветения, хороша,
неторопливой, заневестятся.

5.  Заключение

Слово учителя.

– Наш урок подошел к концу.  Много хороших слов было сказано о нашем Забайкалье, о природе забайкальской, о людях. И я думаю, что будет сказано еще больше, и не только писателями и поэтами, но и художниками, работающими кистью, композиторами, пишущими великолепные песни о родном крае, фотографами.  Даже сегодня на нашем уроке  в качестве оформления взяты фотографии замечательных пейзажей наших мест. И автор этих фотографий – всем известный Н. Г. Лучкин, директор нашей школы. Поблагодарим его за предоставленную возможность полюбоваться на забайкальское чудо – багульник.
Оценки за работу на уроке

Домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Багульник – чудо забайкальской природы» (Приложение 1)