Цель: на основе текстов забайкальских писателей и поэтов совершенствовать умение проводить анализ текста.
Задачи:
- продолжить знакомство с книгой В. Балябиной «Аргунеи»;
- побудить учащихся к творческой исследовательской работе над текстом;
- активизировать речь учащихся;
- развивать умения производить наблюдения над текстом;
- познакомить учащихся с некоторыми произведениями забайкальских поэтов о родном крае;
- воспитание любви к малой родине;
- повторить орфограммы и пунктограммы, изученные ранее.
Оборудование: ученические тетради, фотографии с видом багульника, запись песни «Где-то багульник на сопках цветет».
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Слово учителя
– Сегодня наш урок русского языка вновь
посвящен нашему Забайкалью, нашей малой родине.
Уже не раз мы с вами видели на уроках русского
языка, литературы, фольклора Забайкалья, как
замечательная природа, славная история,
необыкновенные люди нашего края воспеваются
поэтами и писателями. Но наша задача не только
посмотреть, каким видится Забайкалье нашим
землякам, но в очередной раз творчески
поработать над текстом, произвести различные
наблюдения, что, несомненно, для вас сейчас очень
важно, т. к. комплексный анализ текста –
это важнейшая составная часть всех наших
умений. Много раз, ребята, мы с вами слышали, какие
великолепные слова говорили о нашей крае А. П.
Чехов, Г. Граубин, В. Балябина и другие
достаточно известные люди нашей страны, нашего
края.
Сегодня мы обратимся к отрывкам из
стихотворений Баира Дугарова и Ильи Ципина.
3. Анализ поэтических текстов (текст на слайдах)
Б. Дугаров «Багульник» Вновь праздник безымянный |
Илья Ципин «Багульник» Ещё в горах бушуют ветры, |
Вопросы и задания к тексту:
– Какие незнакомые, непонятные слова встретились в тексте?
Заволокутся –
Ладан –
Гранитные кручи –
Аромат –
Несказанно –
Подготовиться к выразительному чтению текста.
Выразительное чтение текста
– Почему это можно назвать текстом? (Так как
несколько предложений, связанных между собой по
смыслу и грамматически. Предложения объединены
темой, основной мыслью.)
– Тема: Забайкальский багульник. (Что такое
тема текста)
– Идея: Хороша забайкальская весна, когда
цветет багульник (Что называется идеей
текста)
– Определите ключевые слова текста: забайкальская
тайга, крепкий аромат расцветающего багула,
ярко-лиловые, нежные, душистые звёздочки.
– Что может отражать заглавие? (Тему или
основную мысль)
– К какому стилю можно отнести этот текст? (Стиль
художественной литературы – художественный
стиль). Почему?
Цель: воздействовать на слушателей и читателей
произведения благодаря эмоциональной
насыщенности и образности. Писательница
рисует словами конкретные картины и образы (в
данном тексте это картины забайкальской тайги,
забайкальского багула).
– Перед нами отрывочек из рассказа. К
какому типу речи мы, ребята, можем отнести этот
текст? (Описание, т. к. мы видим предмет, о
котором идет речь, представляем его мысленно)
– Какой основной вопрос мы задаем, когда хотим
описать предмет? (Какой?)
– Какая часть речи помогает нам
определить, что это описание? (Обилие
прилагательных)
– Докажите текстом. (хороша, неторопливой,
белые, тонкой, талым, юной, нежные, душистые,
розовые, шелковые, свежий, тонкий и
т. д.)
– При помощи каких средств художественной
выразительности автор убеждает нас, читателей, в
необыкновенности этого чуда природы?
а) Эпитеты (определения, придающие выражению
образность и эмоциональность, подчеркивающие
один из признаков предмета или одно из
впечатлений о нем): юным запахом, душистые
звёздочки, шёлковые кисточки и др.
б) Олицетворение (представление неодушевленного
предмета, или явления, или отвлеченного понятия в
виде живого лица) помогает создать образ
живой природы: листья прячутся, боясь
выглянуть, озябнуть, заневестятся юною
листвою березки, лиственницы разольют аромат и
др.
– Какие средства связи вы можете назвать
использует автор в данном тексте? (интонация,
повторы слов (багул), порядок слов в предложении,
порядок предложений в тексте)
Работа над предупреждением орфографических ошибок
- Со..нца (непроизносимый согласный л, проверочное слово солнышко)
- Запахн..т (гласная е, т. к. глагол 1 спряжения, запахнуть)
- Бог..родской (соединительная гласная о)
- Гласная в корне слова расцв..тающего (о, проверочное слово цвет)
- Сил.. (гласная е, т.к. существительное 1 склонения, дат. падежа, руке )
- Ч..рные. (гласная ё, т.к. после шипящих под ударением пишется ё, слово-помощник чернеть)
- Ш..лковые. (гласная ё, т.к. после шипящих под ударением пишется ё, слово-помощник шелка)
Работа над предупреждением пунктуационных ошибок
Расставьте знаки препинания в 2-м предложении.
(2)В воздухе сильно запахн..т ладаном сгоревшей бог..родской травы талым снегом юным запахом первой травки и крепким ароматом расцв..тающего багула.
– Какие члены предложения называются однородными? (Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, связаны между собой только интонацией или интонацией и союзом одновременно).
– Найдите в тексте предложение, также осложненное однородными членами, но имеющее обобщающее слово. Назовите номер этого предложения, прочитайте его.(4) Где находится обобщающее слово обобщающее слово по отношению к однородным членам и почему стоит двоеточие? (Обобщающее слово стоит перед однородными членами, поэтому ставится двоеточие).
Виды разбора:
Морфемный: Фонетический:
Забайкальская,
богородской,
I вариант – всё
прячутся, душистыми, прибрежные,
I
вариант – боясь
стыдливо, цветения, хороша,
неторопливой, заневестятся.
5. Заключение
Слово учителя.
– Наш урок подошел к концу. Много хороших
слов было сказано о нашем Забайкалье, о природе
забайкальской, о людях. И я думаю, что будет
сказано еще больше, и не только писателями и
поэтами, но и художниками, работающими кистью,
композиторами, пишущими великолепные песни о
родном крае, фотографами. Даже сегодня на
нашем уроке в качестве оформления взяты
фотографии замечательных пейзажей наших мест. И
автор этих фотографий – всем известный Н. Г.
Лучкин, директор нашей школы. Поблагодарим его за
предоставленную возможность полюбоваться на
забайкальское чудо – багульник.
Оценки за работу на уроке
Домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Багульник – чудо забайкальской природы» (Приложение 1)