Урок русского языка "Мягкий знак на конце и в середине числительных. Проектная мастерская "Встречаем Универсиаду" (6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель:

  • сформировать знания о правилах постановки Ь на конце и в середине числительных;
  • способствовать развитию орфографических, коммуникативных навыков, анализа, классификации лингвистического материала;
  • воспитывать любовь к родному городу, интерес к его истории и современной жизни.

Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук), в оформлении – выставка рекламных проспектов о различных городах, рекламных проспектов, выполненных учащимися при изучении темы «Имя прилагательное».

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии: коммуникативно-развивающие, игровые, метод учебного проекта, технология дифференциации и индивидуализации обучения.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

- Уважаемые дамы и господа! Мы, представители различных туристических фирм, собрались сегодня на обучающий семинар. Но вначале нам необходимо познакомиться. Я – региональный представитель Всероссийской ассоциации туристических организаций. Прошу представить Ваши туристические фирмы.

Представление учащихся (называют свою фирму и направление деятельности).

2. Подготовка к проектной деятельности.

- Итак, мы познакомились. Что же послужило поводом для организации нашей встречи? Недавно по Интернету к нам пришло письмо. Давайте познакомимся с ним.

Чтение письма (на доске):

Уважаемые дамы и господа! Мы, представители туристической фирмы из города Лондона, узнали о том, что в 2013 году в городе Казани произойдет событие всемирного масштаба. В связи с этим, мы хотели бы поближе познакомиться с Вашим городом, узнать об истории, культурной и спортивной жизни Казани. Возможно, Ваша информация помогла бы установлению деловых и дружеских контактов с туристическими фирмами Вашего города с целью организации туристических поездок в г.Казань.

С уважением, Джон Смит, директор турфирмы.

3. Словарно-орфографическая работа.

- О каком событии всемирного масштаба пишет мистер Смит? /Об Универсиаде 2013 года в Казани/

- Что такое «Универсиада»?

Запись в тетрадь: Универсиада – международные студенческие спортивные соревнования. (Из словаря Ожегова)

Орфографический анализ слова «Универсиада»

- Какие однокоренные слова со словом «универсиада» вы знаете? /универсальный, университет, универмаг, универсам/

Универсальный – разносторонний, с разнообразным назначением.

- О чем просит нас мистер Смит? /Представить свой город, т.е. сделать рекламу/

Запись в тетрадь: реклама – оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей; объявление с таким оповещением. (Из словаря Ожегова).

Орфографический анализ слова «реклама».

- Составьте словосочетания с этим словом. /Торговая реклама, театральная реклама, световая реклама, сделать рекламу./

- Образуйте однокоренные слова. /Рекламировать, рекламный, рекламист/

Буклет – (от англ. Книга)

4. Постановка цели и задач проекта.

- Вернемся к письму. Какова цель встречи представителей турфирм? Примем мы предложение мистера Смита? /Цель – установить контакты для дальнейшего сотрудничества с иностранными турфирмами./

- Что для этого нужно сделать? /Подготовить рекламные материалы о нашем городе./

- Как мы это будем делать? /Мы будем собирать материалы о Казани в соответствии с выбранным турфирмой направлением: историческое, музейное, театральное, спортивное и др./

- Кроме того, что наши материалы должны быть интересными и привлекательными, они должны быть грамотно написаны. Посмотрим, насколько мы грамотны.

5. Актуализация опорных знаний.

Мини-тест.

Впиши недостающее слово:

1 вар. Часть речи, которая отвечает на вопрос какой и обозначает порядок предметов при счете, называется …..

2 вар. Имена числительные изменяются по ….

«Четвертый лишний»

1 вар. Девятиэтажка, седьмой, утроить, пятисуточный

2 вар. Двести, шестисотый, сто пять, около шести.

6. Изучение нового материала.

Самостоятельное изучение материала в учебнике (параграф 61).

Составление опорной записи параграфа 61

/15-19, 20, 30 – Ь на конце.

50-80, 500-900 – Ь после первого корня/

7. Закрепление нового материала.

Тренировочные упражнения (запись на доске). Задание: записать цифры словами, обозначить орфограмму. Допол. задание: определить простые и составные числительные.

1 вариант

2 вариант

17 метров

18 кинотеатров

54 площади

65 памятников

87 памятников

79 организаций

638 улиц

827 километров

Самопроверка по записи на доске.

8. Комплексный анализ текста.

Туристическая фирма «Столица» приглашает москвичей и гостей нашего города совершить увлекательное и познавательное путешествие по улицам и площадям одного из красивейших городов мира – Москве.

Современная Москва – большой, красивый, многолюдный город, широко раскинувшийся на 7 холмах. Впервые поселение Москва упоминается в летописи в 1147 году. Первое поселение размещалось на высоком Боровицком холме, где с 1367 года началось возведение стен и башен Кремля. 20 башен Кремля, высота которых составляет 35 – 57 метров, соединены зубчатой кремлевской стеной, толщина которой 3 – 6 метров. На стенах Кремля насчитывается 1045 зубцов. Общая длина стены с башнями – 2235 метров. Сегодня москвичи и туристы могут любоваться оригинальной Боровицкой башней, похожей на казанскую башню Сююмбеки, Водовзводной башней, возвышающейся на берегу Москвы-реки, самой известной – Спасской – главными воротами Московского Кремля. Путешествуя по Москве, вы непременно попадете на Красную площадь, которую украшает Спасская башня со знаменитыми кремлевскими курантами. Прогуливаясь по Кремлю, вы побываете на древнейшей площади – Соборной. На ней возвышаются 3 собора, колокольня Ивана Великого высотой 81 метр. Внимание туристов всегда привлекают Царь-пушка, самое большое орудие в мире, и Царь-колокол весом 12 000 пудов, или 200 тонн. Покидая Московский Кремль - эту жемчужину русского зодчества, туристы навсегда уносят с собой чувство восхищения талантом замечательных мастеров прошлого.

Все эти архитектурно-исторические памятники, а также Грановитую и Оружейную палаты вы сможете посетить вместе с турфирмой «Столица».

Вопросы к анализу текста:

  • Определить тему текста;
  • Определить основную мысль;
  • Определить тип речи;
  • Определить стиль речи;
  • Как построен текст (выделить смысловые части, назвать их);
  • Выполнить грамматическое задание:
    - выписать 5 словосочетаний с числительными (числительные прописью);
    - произвести пунктуационный анализ предложений:
    Современная Москва – большой, красивый, многолюдный город, широко раскинувшийся на 7 холмах.(тире между подлежащим и сказуемым).
    Первое поселение размещалось на высоком Боровицком холме, где с 1367 года началось возведение стен и башен Кремля. (Запятая между частями сложного предложения)

9. Сбор материала для реализации проекта.

9.1. Просмотр слайд-фильма о Казани

9.2. Сбор лексического материала

- Подберите синонимические ряды: (для справки – с.138 учебника)

1 вар. Удивительный –

2 вар. Расположиться (раскинуться, находиться, вырос, возведен) –

- Составим словарик клише:

Архитектурный ансамбль, исторический центр, промышленные районы, культурно-спортивный комплекс, торгово-развлекательный комплекс, башня Сююмбике, мечеть Кул-Шариф, Спасская башня Кремля.

- Какие материалы вы собрали дома?

Зачитывание материалов, подобранных учащимися по разным направлениям (Казань историческая, архитектурная, музейная, театральная, спортивная и т.д.)

9.3. Работа по оформлению рекламного буклета.

- Рассмотрите различные буклеты. Какие критерии в оформлении буклетов мы можем определить?

Обсуждение с выработкой критериев рекламного буклета

  • Презентабельность (материал, привлекающий внимание, оригинальность формы) и красочность;
  • Информативность;
  • Грамотность;
  • Аккуратность;
  • Числительные записаны словами.

10. Итоги урока

- Уважаемые дамы и господа, сможем ли мы дать ответ мистеру Смиту? Стоит ли ему рассчитывать на взаимное сотрудничество с нами? Сможем ли мы удовлетворить интересы иностранных туристов, представив им Ваши рекламные буклеты? Мы узнаем об этом на следующем уроке, когда туристические компании представят нам свои рекламные материалы в виде буклета.

- С каким новым материалом мы познакомились сегодня на уроке? Пригодится ли он для Вашего буклета?

- Заинтересовала ли вас работа на сегодняшнем уроке?

11. Домашнее задание.

Создать рекламный буклет о Казани на одну из выбранных учащимися тем (Казань историческая, …) /В буклете – 8-10 предложений, с использованием числительных, которые записываются словами./