Цель:
- сформировать знания о правилах постановки Ь на конце и в середине числительных;
- способствовать развитию орфографических, коммуникативных навыков, анализа, классификации лингвистического материала;
- воспитывать любовь к родному городу, интерес к его истории и современной жизни.
Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук), в оформлении – выставка рекламных проспектов о различных городах, рекламных проспектов, выполненных учащимися при изучении темы «Имя прилагательное».
Тип урока: комбинированный.
Используемые технологии: коммуникативно-развивающие, игровые, метод учебного проекта, технология дифференциации и индивидуализации обучения.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
- Уважаемые дамы и господа! Мы, представители различных туристических фирм, собрались сегодня на обучающий семинар. Но вначале нам необходимо познакомиться. Я – региональный представитель Всероссийской ассоциации туристических организаций. Прошу представить Ваши туристические фирмы.
Представление учащихся (называют свою фирму и направление деятельности).
2. Подготовка к проектной деятельности.
- Итак, мы познакомились. Что же послужило поводом для организации нашей встречи? Недавно по Интернету к нам пришло письмо. Давайте познакомимся с ним.
Чтение письма (на доске):
Уважаемые дамы и господа! Мы, представители туристической фирмы из города Лондона, узнали о том, что в 2013 году в городе Казани произойдет событие всемирного масштаба. В связи с этим, мы хотели бы поближе познакомиться с Вашим городом, узнать об истории, культурной и спортивной жизни Казани. Возможно, Ваша информация помогла бы установлению деловых и дружеских контактов с туристическими фирмами Вашего города с целью организации туристических поездок в г.Казань.
С уважением, Джон Смит, директор турфирмы.
3. Словарно-орфографическая работа.
- О каком событии всемирного масштаба пишет мистер Смит? /Об Универсиаде 2013 года в Казани/
- Что такое «Универсиада»?
Запись в тетрадь: Универсиада – международные студенческие спортивные соревнования. (Из словаря Ожегова)
Орфографический анализ слова «Универсиада»
- Какие однокоренные слова со словом «универсиада» вы знаете? /универсальный, университет, универмаг, универсам/
Универсальный – разносторонний, с разнообразным назначением.
- О чем просит нас мистер Смит? /Представить свой город, т.е. сделать рекламу/
Запись в тетрадь: реклама – оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей; объявление с таким оповещением. (Из словаря Ожегова).
Орфографический анализ слова «реклама».
- Составьте словосочетания с этим словом. /Торговая реклама, театральная реклама, световая реклама, сделать рекламу./
- Образуйте однокоренные слова. /Рекламировать, рекламный, рекламист/
Буклет – (от англ. Книга)
4. Постановка цели и задач проекта.
- Вернемся к письму. Какова цель встречи представителей турфирм? Примем мы предложение мистера Смита? /Цель – установить контакты для дальнейшего сотрудничества с иностранными турфирмами./
- Что для этого нужно сделать? /Подготовить рекламные материалы о нашем городе./
- Как мы это будем делать? /Мы будем собирать материалы о Казани в соответствии с выбранным турфирмой направлением: историческое, музейное, театральное, спортивное и др./
- Кроме того, что наши материалы должны быть интересными и привлекательными, они должны быть грамотно написаны. Посмотрим, насколько мы грамотны.
5. Актуализация опорных знаний.
Мини-тест.
Впиши недостающее слово:
1 вар. Часть речи, которая отвечает на вопрос какой и обозначает порядок предметов при счете, называется …..
2 вар. Имена числительные изменяются по ….
«Четвертый лишний»
1 вар. Девятиэтажка, седьмой, утроить, пятисуточный
2 вар. Двести, шестисотый, сто пять, около шести.
6. Изучение нового материала.
Самостоятельное изучение материала в учебнике (параграф 61).
Составление опорной записи параграфа 61
/15-19, 20, 30 – Ь на конце.
50-80, 500-900 – Ь после первого корня/
7. Закрепление нового материала.
Тренировочные упражнения (запись на доске). Задание: записать цифры словами, обозначить орфограмму. Допол. задание: определить простые и составные числительные.
1 вариант |
2 вариант |
17 метров |
18 кинотеатров |
54 площади |
65 памятников |
87 памятников |
79 организаций |
638 улиц |
827 километров |
Самопроверка по записи на доске.
8. Комплексный анализ текста.
Туристическая фирма «Столица» приглашает москвичей и гостей нашего города совершить увлекательное и познавательное путешествие по улицам и площадям одного из красивейших городов мира – Москве.
Современная Москва – большой, красивый, многолюдный город, широко раскинувшийся на 7 холмах. Впервые поселение Москва упоминается в летописи в 1147 году. Первое поселение размещалось на высоком Боровицком холме, где с 1367 года началось возведение стен и башен Кремля. 20 башен Кремля, высота которых составляет 35 – 57 метров, соединены зубчатой кремлевской стеной, толщина которой 3 – 6 метров. На стенах Кремля насчитывается 1045 зубцов. Общая длина стены с башнями – 2235 метров. Сегодня москвичи и туристы могут любоваться оригинальной Боровицкой башней, похожей на казанскую башню Сююмбеки, Водовзводной башней, возвышающейся на берегу Москвы-реки, самой известной – Спасской – главными воротами Московского Кремля. Путешествуя по Москве, вы непременно попадете на Красную площадь, которую украшает Спасская башня со знаменитыми кремлевскими курантами. Прогуливаясь по Кремлю, вы побываете на древнейшей площади – Соборной. На ней возвышаются 3 собора, колокольня Ивана Великого высотой 81 метр. Внимание туристов всегда привлекают Царь-пушка, самое большое орудие в мире, и Царь-колокол весом 12 000 пудов, или 200 тонн. Покидая Московский Кремль - эту жемчужину русского зодчества, туристы навсегда уносят с собой чувство восхищения талантом замечательных мастеров прошлого.
Все эти архитектурно-исторические памятники, а также Грановитую и Оружейную палаты вы сможете посетить вместе с турфирмой «Столица».
Вопросы к анализу текста:
- Определить тему текста;
- Определить основную мысль;
- Определить тип речи;
- Определить стиль речи;
- Как построен текст (выделить смысловые части, назвать их);
- Выполнить грамматическое задание:
- выписать 5 словосочетаний с числительными (числительные прописью);
- произвести пунктуационный анализ предложений:
Современная Москва – большой, красивый, многолюдный город, широко раскинувшийся на 7 холмах.(тире между подлежащим и сказуемым).
Первое поселение размещалось на высоком Боровицком холме, где с 1367 года началось возведение стен и башен Кремля. (Запятая между частями сложного предложения)
9. Сбор материала для реализации проекта.
9.1. Просмотр слайд-фильма о Казани
9.2. Сбор лексического материала
- Подберите синонимические ряды: (для справки – с.138 учебника)
1 вар. Удивительный –
2 вар. Расположиться (раскинуться, находиться, вырос, возведен) –
- Составим словарик клише:
Архитектурный ансамбль, исторический центр, промышленные районы, культурно-спортивный комплекс, торгово-развлекательный комплекс, башня Сююмбике, мечеть Кул-Шариф, Спасская башня Кремля.
- Какие материалы вы собрали дома?
Зачитывание материалов, подобранных учащимися по разным направлениям (Казань историческая, архитектурная, музейная, театральная, спортивная и т.д.)
9.3. Работа по оформлению рекламного буклета.
- Рассмотрите различные буклеты. Какие критерии в оформлении буклетов мы можем определить?
Обсуждение с выработкой критериев рекламного буклета
- Презентабельность (материал, привлекающий внимание, оригинальность формы) и красочность;
- Информативность;
- Грамотность;
- Аккуратность;
- Числительные записаны словами.
10. Итоги урока
- Уважаемые дамы и господа, сможем ли мы дать ответ мистеру Смиту? Стоит ли ему рассчитывать на взаимное сотрудничество с нами? Сможем ли мы удовлетворить интересы иностранных туристов, представив им Ваши рекламные буклеты? Мы узнаем об этом на следующем уроке, когда туристические компании представят нам свои рекламные материалы в виде буклета.
- С каким новым материалом мы познакомились сегодня на уроке? Пригодится ли он для Вашего буклета?
- Заинтересовала ли вас работа на сегодняшнем уроке?
11. Домашнее задание.
Создать рекламный буклет о Казани на одну из выбранных учащимися тем (Казань историческая, …) /В буклете – 8-10 предложений, с использованием числительных, которые записываются словами./