Урок русского языка "Морфемный разбор"

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: морфемный анализ


Цель: развитие речевой культуры учащихся, воспитание любви к родному языку.

Задачи:

  • познакомить с порядком устного и письменного морфемного разбора;
  • научить проводить морфемный разбор слова;
  • формировать навык выделения значимых частей слова

Планируемые результаты:

  • Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
    • знать порядок морфемного разбора слова;
    • уметь производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.
  • Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
    • способность осознания целей
    • учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству;
    • рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
  • Личностные:
    • осознание эстетической ценности русского языка;
    • уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
    • потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
    • стремление к речевому самосовершенствованию.

Ход урока

1. Организационный момент (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

- Добрый день! Станислав, вчера мы с тобой побывали в сказке, авторами которой сами и являлись, а сегодня мы с тобой попадем в театр на спектакль.

  • ТЕАТР (с греч.) – место для зрелищ
  • СПЕКТАКЛЬ (фр.) – зрелище

Получается, если объединить театр и спектакль, получится «место для зрелищ».

- А теперь закрой глаза и представь, что ты заходишь в большое красивое здание, перед тобой огромный холл с большими белыми колоннами. По нему ходят красивые дамы в вечерних платьях, а мужчины в элегантных костюмах. Ты проходишь в зал, занимаешь свое место и открываешь глаза. (1 слайд)

2. Определение темы урока

- Перед тобой сцена, она закрыта занавесом. Чтобы нам его открыть, необходимо угадать название нашего спектакля. А в этом нам поможет кроссенс. Каждый квадрат – это подсказка к следующему квадрату. (2 слайд)

В результате мы узнаем название спектакля.

- Что такое «Морфемика»? (3 слайд)

- Что такое «морфема»? (4 слайд)

- Чего не хватает в схеме? (5 слайд)

- Окончания. Что это такое окончание? (6 слайд)

- Что изображено в слежующем квадрате? Какой хочется сказать глагол, когда говорим о конструкторе? (7 слайд)

- Подбери антоним к слову «собирать» (8 слайд)

- Образуй существительное от глагола «разбирать» (9 слайд)

- Правильно, разбор. Как ты думаешь, какой разбор? (10-11 слайды)

- Молодец! Если ты все правильно угадал, занавес откроется (12 слайд)

-Запиши тему урока в рабочий лист.

3. Постановка целей урока

- Итак, название нашего спектакля мы узнали. Что мы будем делать на нашем спектакле-уроке? Попробуй определить задачи урока.

(предположения ученика) (13 слайд)

4. Стадия осмысления значимости темы урока (получение новой информации)

- Станислав, прежде чем начать наш спектакль, давайте посовещаемся. Мы должны определить, актуальна ли тема нашего спектакля? Может, стоит отказаться от морфемного разбора? (с помощью морфем образуются новые слова, в морфемах заключается смысл слов)

5. Составление алгоритма (попутная словарная работа)

- Хорошо, мы определились, что нам необходимо уметь выполнять знать морфемный состав слов, но для этого нам сначала нужно рассмотреть порядок морфемного разбора, а в этом нам помогут актеры.

- В каждом театре есть АКТЕРЫ. Кто такой актер?

АКТЕР (фр.) – исполнитель

- Но прежде, чем нам перейти к актерам, я хочу предложить тебе слово-пример для разбора

ПОДМОСТКИ

- Как ты думаешь, какое значение это слово имеет в театре? (место где происходит театральное действие)

- Правильно. Это слово – синоним слова «СЦЕНА».

- Что такое синоним?

- А теперь позовем наших актеров.

(по ходу представления актеров выделяются морфемы слова «ПОДМОСТКИ»)

- Окончание. Что это? (14 слайд)

- Основа. Что она в себе содержит? (15 слайд)

- Корень. Что это? (16 слайд)

- Приставка. Что это? (17 слайд)

- Суффикс. Что это? (18 слайд)

- Так выглядит порядок морфемного разбора (18 слайд)

- Прежде чем продолжить, я хочу познакомить тебя с еще одним словом-профессией

СУФЛЕР (фр.) – человек, который следит за ходом спектакля, подсказывает артистам.

- Давай посмотрим, как он выглядит (19 слайд)

6. Стадия осмысления и применения новых знаний

- А теперь тебе пригодится твой билет на спектакль, который лежит на парте. На обратной его стороне записаны слова. Ты, пользуясь порядком разбора, должен их разобрать.

Ракетчик

безлюдный

посадка

(проверка учителем с комментированием)

Физминутка

- А теперь объявляется

АНТРАКТ (фр.) – перерыв между действиями.

- Вот и мы сейчас отдохнем.

У нас в России много театров, в том числе есть Театр Драмы и Театр Кукол в нашем областном центре г. Благовещенске. (20 слайд)

- Я предлагаю тебе сейчас встать и найти изображение одного из этих театров.

7. Развитие речи. Работа с деформированным текстом

- Молодец! На этом наш антракт заканчивается, а занавес открывается.

- Обрати внимание, на обратной стороне фото есть конверт, в котором лежат предложения об одном из театров г. Благовещенск. Твоя задача составить из них текст.

(самостоятельная работа)

- Итак, как называется театр? Что ты о нем узнал?

- Какой еще театр есть в г. Благовещенск?

8. Закрепление изученного

- Возвращаемся к нашему спектаклю. Как он называется?

- В составленном тобой тексте есть выделенные слова. Выполни морфемный разбор этих слов. Напоминаю порядок (21 слайд)

(самопроверка)

Домашнее задание.

- А еще в театре раздают программки. В них указывается, кто играл в спектакле, автор, режиссер. У тебя тоже есть программка. В ней указаны актеры нашего спектакля (порядок морфемного разбора), перечислены слова относящиеся к театру, их нужно выучить (словарные слова, с которыми знакомились в течение урока). кроме этого написаны слова, разбор которых тебе нужно выполнить.

Рефлексия.

- А чем заканчивается спектакль?

АППЛОДИСМЕНТАМИ (22 слайд)

И зрители дарят актерам цветы.

- Я предлагаю выбрать цветок, который соответствовал твоему настроению в начале урока, и который соответствует настроению сейчас. Что изменилось? Почему?