Цель: развитие речевой культуры учащихся, воспитание любви к родному языку.
Задачи:
- познакомить с порядком устного и письменного морфемного разбора;
- научить проводить морфемный разбор слова;
- формировать навык выделения значимых частей слова
Планируемые результаты:
- Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
- знать порядок морфемного разбора слова;
- уметь производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.
- Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
- способность осознания целей
- учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству;
- рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
- Личностные:
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию.
Ход урока
1. Организационный момент (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
- Добрый день! Станислав, вчера мы с тобой побывали в сказке, авторами которой сами и являлись, а сегодня мы с тобой попадем в театр на спектакль.
- ТЕАТР (с греч.) – место для зрелищ
- СПЕКТАКЛЬ (фр.) – зрелище
Получается, если объединить театр и спектакль, получится «место для зрелищ».
- А теперь закрой глаза и представь, что ты заходишь в большое красивое здание, перед тобой огромный холл с большими белыми колоннами. По нему ходят красивые дамы в вечерних платьях, а мужчины в элегантных костюмах. Ты проходишь в зал, занимаешь свое место и открываешь глаза. (1 слайд)
2. Определение темы урока
- Перед тобой сцена, она закрыта занавесом. Чтобы нам его открыть, необходимо угадать название нашего спектакля. А в этом нам поможет кроссенс. Каждый квадрат – это подсказка к следующему квадрату. (2 слайд)
В результате мы узнаем название спектакля.
- Что такое «Морфемика»? (3 слайд)
- Что такое «морфема»? (4 слайд) 
- Чего не хватает в схеме? (5 слайд)
- Окончания. Что это такое окончание? (6 слайд)
- Что изображено в слежующем квадрате? Какой хочется сказать глагол, когда говорим о конструкторе? (7 слайд)
- Подбери антоним к слову «собирать» (8 слайд)
- Образуй существительное от глагола «разбирать» (9 слайд)
- Правильно, разбор. Как ты думаешь, какой разбор? (10-11 слайды)
- Молодец! Если ты все правильно угадал, занавес откроется (12 слайд)
-Запиши тему урока в рабочий лист.
3. Постановка целей урока
- Итак, название нашего спектакля мы узнали. Что мы будем делать на нашем спектакле-уроке? Попробуй определить задачи урока.
(предположения ученика) (13 слайд)
4. Стадия осмысления значимости темы урока (получение новой информации)
- Станислав, прежде чем начать наш спектакль, давайте посовещаемся. Мы должны определить, актуальна ли тема нашего спектакля? Может, стоит отказаться от морфемного разбора? (с помощью морфем образуются новые слова, в морфемах заключается смысл слов)
5. Составление алгоритма (попутная словарная работа)
- Хорошо, мы определились, что нам необходимо уметь выполнять знать морфемный состав слов, но для этого нам сначала нужно рассмотреть порядок морфемного разбора, а в этом нам помогут актеры.
- В каждом театре есть АКТЕРЫ. Кто такой актер?
АКТЕР (фр.) – исполнитель
- Но прежде, чем нам перейти к актерам, я хочу предложить тебе слово-пример для разбора
ПОДМОСТКИ
- Как ты думаешь, какое значение это слово имеет в театре? (место где происходит театральное действие)
- Правильно. Это слово – синоним слова «СЦЕНА».
- Что такое синоним?
- А теперь позовем наших актеров.
(по ходу представления актеров выделяются морфемы слова «ПОДМОСТКИ»)
- Окончание. Что это? (14 слайд)
- Основа. Что она в себе содержит? (15 слайд)
- Корень. Что это? (16 слайд)
- Приставка. Что это? (17 слайд)
- Суффикс. Что это? (18 слайд)
- Так выглядит порядок морфемного разбора (18 слайд)
- Прежде чем продолжить, я хочу познакомить тебя с еще одним словом-профессией
СУФЛЕР (фр.) – человек, который следит за ходом спектакля, подсказывает артистам.
- Давай посмотрим, как он выглядит (19 слайд)
6. Стадия осмысления и применения новых знаний
- А теперь тебе пригодится твой билет на спектакль, который лежит на парте. На обратной его стороне записаны слова. Ты, пользуясь порядком разбора, должен их разобрать.
Ракетчик
безлюдный
посадка
(проверка учителем с комментированием)
Физминутка
- А теперь объявляется
АНТРАКТ (фр.) – перерыв между действиями.
- Вот и мы сейчас отдохнем.
У нас в России много театров, в том числе есть Театр Драмы и Театр Кукол в нашем областном центре г. Благовещенске. (20 слайд)
- Я предлагаю тебе сейчас встать и найти изображение одного из этих театров.
7. Развитие речи. Работа с деформированным текстом
- Молодец! На этом наш антракт заканчивается, а занавес открывается.
- Обрати внимание, на обратной стороне фото есть конверт, в котором лежат предложения об одном из театров г. Благовещенск. Твоя задача составить из них текст.
(самостоятельная работа)
- Итак, как называется театр? Что ты о нем узнал?

- Какой еще театр есть в г. Благовещенск?
8. Закрепление изученного
- Возвращаемся к нашему спектаклю. Как он называется?
- В составленном тобой тексте есть выделенные слова. Выполни морфемный разбор этих слов. Напоминаю порядок (21 слайд)
(самопроверка)
Домашнее задание.
- А еще в театре раздают программки. В них указывается, кто играл в спектакле, автор, режиссер. У тебя тоже есть программка. В ней указаны актеры нашего спектакля (порядок морфемного разбора), перечислены слова относящиеся к театру, их нужно выучить (словарные слова, с которыми знакомились в течение урока). кроме этого написаны слова, разбор которых тебе нужно выполнить.
Рефлексия.
- А чем заканчивается спектакль?
АППЛОДИСМЕНТАМИ (22 слайд)
И зрители дарят актерам цветы.
- Я предлагаю выбрать цветок, который соответствовал твоему настроению в начале урока, и который соответствует настроению сейчас. Что изменилось? Почему?