Цель: научиться пользоваться имеющимися знаниями.
Ход урока
I. Орг. момент.
Выяснение ожиданий. Постер «Я ожидаю, что…».
II. Слово учителя
Вкратце уточним и обобщим формулировки – ожидания, оставленные вами на постерах. Вы ожидаете от урока…
Сообщение темы и цели урока.
Реализовывать цель урока будем путем решения проблемных задач, работая в группах.
III. Опрос
Начнём с имеющихся у вас знаний о неопределённых местоимениях. Что вы знаете о них?
- Указывают на неопределённый предмет, признак, количество;
- Некто, нечто не изменяются по падежам;
- Некоторые неопределённые местоимения изменяются по родам и числам;
- Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений;
- НЕ- всегда ударная;
- КОЕ-, -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ – дефис.
IV. Деление учащихся на группы. «Дело в шляпе».
V. Решение проблемных задач.
Ход решения проблемной задачи:
- Видение проблемы (слитное, раздельное, дефисное написание; не- или ни-).
- Умение анализировать, аргументировать выбор
- Умение согласованно работать в коллективе, прийти к общему решению проблемы.
1-я группа:
Задание: найти местоимения, доказать, что они относятся к неопределённым
Три чёрных собаки на чём то сидели,
Три чёрных собаки куда-то глядели,
Три чёрных собаки увидели что то,
Три чёрных собаки вскочили с чего то,
Три чёрных собаки к чему то подкрались,
Три чёрных собаки за чем то погнались,
Но кто то ни капельки не растерялся,
Вильнул кое чем и на что то взобрался.
(А. Хургин)
- Образование;
- Написание;
- Синтаксическая роль;
- Вывод
2-я группа:
Задание: Вам даны неопределённые местоимения. Верно ли они написаны?
На яхте.
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто то приплыл.
Летали какие то чайки,
О чём то кричали ему.
Какой то дельфин остроносый
В зелёные волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад».
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти,
Послушать, о чём кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться домой.
Но пусть меня кто нибудь встретит,
Но пусть меня кто нибудь ждёт.
Ю. Коваль
3-я группа:
Задание: неопределённые местоимения часто употребляются в самом начале сказок, которое называется зачином. Как вы думаете почему? Как пишутся такие местоимения? Аргументируйте ответ.
В (не)котором царстве, в (не)котором государстве жил-был помещик. В (не)котором городе жил-был купец, у него было три сына. В (не)коем царстве, в (не)коем государстве жил-был богатый купец, именитый человек.
4-я группа:
Задание: что происходит с неопределёнными местоимения, когда в их жизнь вторгается безжалостный предлог?
Кое(с)кем это уже случалось, кое(у)кого совсем недавно было много неприятностей. Надо было бы мне узнать кое(о)чём и поговорить кое(с)кем об этом. Но боюсь, кое(кто) не захочет делиться со мной кое(чем). Думаю, что кое(кому) это неинтересно – рассказать мне кое(о)чём.
5-я группа:
Задание: действительно ли неопределённые местоимения могут быть разными членами предложения? Как они пишутся? Почему?
-
Кто то тайным тихим светом
Наполнял мои глаза. -
С чьей то ласковости внешней
Отгрустил я в синей мгле… - Что нибудь вспомнить из ранних лет.
Группа, сдавшая задание выполняет упр. 416
Группа, быстрее остальных и правильно выполнившая предыдущее задание, составляет карточку (запись на доске) «Третий лишний».
Какой-то, кто-то, чей-то, несколько;
Кое у кого, кое с кем, кое к кому, чем-то;
Несколько, некто, нечто, кто-нибудь.
VI. Самостоятельная работа.
Домашнее задание к этому уроку предполагало самостоятельность и творчество учеников, поэтому эта работа строится как представление ими этих заданий.
VII. Домашнее задание.
Итогом работы является составление сказки с бесхарактерными неопределенными местоимениями.
VIII. Итоги урока. Работа с постером.
Учитель просит учащихся вычеркнуть удовлетворенные потребности и исполненные желания.