Цели урока:
- выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по пройденному материалу;
- активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.
- продолжить работу по воспитанию внимательного отношения к слову.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, таблицы, раздаточный материал, рабочие тетради.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-путешествие.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в страну «Имя существительное». Думаю, что вы, как всегда, будете активны и любознательны, покажете себя только с лучшей стороны.
II. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. Вам предстоит вспомнить всё, что вы знаете об именах существительных, состязаться в грамотности, внимательности и активности. Итак, проверим, все ли готовы к путешествию.
III. Опрос-повторение.
Учитель задаёт классу вопросы: Какая часть речи называется именем существительным? Какие категории имеет? Какими членами предложения могут быть существительные?
(Молодцы! Вы меня очень обрадовали своими ответами. А теперь в путь!)
IV. Работа с категориями имён существительных.
1. Станция «Род существительных»
Учитель: Как определяется род имён существительных? (по форме им.п. ед. ч. м.р.)
М.р.: окончания –а, -я (голубь, дядя, юноша, друг)
Ж.р.: окончания –а, -я (печь, дружба, няня)
Ср.р.: окончания – о, -е, на – мя (поле, зерно, имя)
(Учитель напоминает ребятам о существительных общего рода и о роде несклоняемых существительных)
Затем учитель раздаёт по рядам карточки, где написаны существительные. Учащиеся должны определить их род (каждому по 2 слова). Впереди сидящие дети каждого ряда напишут род 1-х двух слов и передают карточки учащимся 2-ой парты и т.д. После того, как все напишут, проводится совместная проверка.
2. Станция «Число имён существительных»
На доске в 2 столбика написаны существительные: в 1-м – существительные ед.ч., во 2-м – множественного. Учащиеся должны в 1-ом столбце образовать формы множественного числа, а во 2-м наоборот.
Человек – |
|
Жеребята - |
3. Станция «Падеж имён существительных»
На экране проектора такой текст: Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Всё у него адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал её к белоснежному кителю и неторопливо опускал в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой дороге, не замарав ни единого пёрышка.
По Е.Носову).
Ребята должны выписать из текста имена существительные и определить их падеж. Правильность определения проверяется самими учениками путём мены тетрадей.
(пока уч-ся выполняют задание, учитель чертит на доске таблицу, оставляя незаполненной 3 колонку)
IV. Станция «Склонение имён существительных»
Склонение |
Заблудившиеся слова |
Верные слова |
I |
жизнь, зерно, торт, горе |
|
II |
Ночь, юноша, тётя, яблоко |
|
III |
Город, конь, море, цветок |
|
Учащиеся должны верно распределить слова по склонениям в 3-ей колонке. Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях. Работа проверяется коллективно.
V.Станция «Одушевлённость и неодушевлённость»
Учитель: Всегда ли деление на одушевлённые и неодушевлённые существительные совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое? Вспомните, какие неживые существа мы относим к одушевлённым. (кукла, покойник, мертвец, туз, валет, козырь). А какие живые организмы, наоборот, относятся к неодушевлённым? (названия растений).
Молодцы! Осталась последняя станция.
VI. Станция «Имена собственные и нарицательные»
Учитель читает строки из произведений, изученных в 5 классе. Уч-ся должны узнать автора и название произведения. Узнавший(ая) выходит к доске и записывает на доске фамилию автора и название произведения.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
(Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»)
Но олень не смел остановиться, пока не добежал до куста с красными ягодами: тут он спустил девочку на снег, поцеловал её, и вдруг из глаз его покатились крупные блестящие слёзы. (Х.-К. Андерсен «Снежная королева»)
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
(М.Ю.Лермонтов «Бородино»)
VII. Подведение итогов урока.
Подводя итог урока, давайте вспомним, что мы сегодня повторили:
- род имён существительных;
- число;
- падеж;
- склонение;
- одушевлённость и неодушевлённость;
- собственность и нарицательность.
Ребята, вам понравился урок? На какой станции было интереснее работать? Благодарю вас за интересный урок.
VIII. Мотивированное выставление оценок.