Цели и задачи:
- углубление имеющихся и приобретённых новых знаний по данной теме;
- проверка качества знаний, полученных при изучении числительных;
- воспитание интереса к русскому языку, развитие речевой культуры;
- воспитание уважения к родному языку, правильному употреблению числительных в деловой среде, в быту.
Ход урока
I. Объявление цели и девиза урока.
“Расчёт во всяком деле нужен,
И ты с числительным будь дружен!”
Девиз написан на доске, учащиеся сами его читают.
II. Учащимся раздаются сертификаты по теме “Имя числительное” <Приложение 1>
После внимательного изучения бланка выясняем в Толковом словаре значения новых для учащихся слов:
Сертификат – документ, удостоверяющий качество
Дивиденд - получаемая кем-либо прибыль от имеющегося капитала.
В сертификате каждому школьным банком передано в собственность 5 у.е.
В процессе урока учащиеся будут пополнять свой капитал, отвечая на теоретические вопросы, выполняя практические задания.
III. Фронтальный опрос.
- Что называется числительным?
- Перечислите морфологические признаки числительных.
- Какими числительные бывают по составу?
- На какие группы делятся количественные числительные?
- Какими членами предложения могут быть числительные?
IV. Работа по накоплению капитала.
Цифровой диктант:
1. Цифрами написать, сколько раз употребляется Ь в числительных:
Ь 1. 1237 2 2. 5971 3 3. 33201 1 4. 757 3 5. 21104 1 6. 17108 2 7. 895 2 8. 25111 3 9. 1426 2 10. 888 3 11. 6606 3
2. Из названных числительных записать только то, которое пишется в одно слово:
сто первый, шесть тысяч, стотысячный
3. Из названных числительных подчеркнуть то, которое пишется в три слова:
603, 199, 315
4. Укажите правильный вариант написания числительного 143 в П.п. (о ста сорока трёх)
5 . Написать начальную форму для числительных из словосочетаний:
а) обеими руками (обе)
б) полутораста рублями (полтораста)
в) полутора литров (полтора)
г) обоими окнами (оба)
6. Укажите числительное, лишнее в данном ряду:
четвёртый, четверо, четыре
7. Укажите существительное, с которым собирательные числительные не сочетаются:
- стёрка,
- ягнята,
- ножницы,
- альпинист
8. Запишите числительные, имеющие 2 падежные формы (сорок, девяносто, сто)
9. От данных количественных числительных образуйте порядковые:
1000 (тысячный) 800 (восьмисотый) 5000000000 (пятимиллиардный) (двести семнадцатый) (восемьсот восемьдесят восьмой) 2001 (две тысячи первый) 400 (четырёхсотый) 16 (шестнадцатый) 2000000 (двухмиллионный) 12 (двенадцатый) 200 (двухсотый)
10. Учащимся раздаются карточки <Приложение 2>
11. Прочитайте чётко примеры:
Библиотечный фонд пополнился 1274 книгами.
- К 11945 прибавить 732
- В 2007 году
- Из 800 вычесть 300
- К 200 прибавить 70
- С 600 сложить 400
- От 69 отнять 37
- К 678 прибавить 311
- К 396 прибавить 424
V. Морфологический разбор числительных
1. По учебнику читаем порядок и план морфологического разбора числительного.
2. Запись предложения в тетрадях:
Александр Сергеевич Пушкин уехал из Москвы в тысяча восемьсот одиннадцатом году двенадцатилетним мальчиком, а вернулся в древнюю столицу в тысяча восемьсот двадцать шестом году двадцатисемилетним известным поэтом.
Синтаксический разбор предложения
Морфологический разбор числительного в 1811 году (по образцу)
VI. Обобщение.
Что закреплялось сегодня на уроке?
VII. Употребление числительных в пословицах и поговорках.
Объясните смысл пословиц:
- Ум хорошо, а два лучше.
- Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
- У него семь пятниц на неделе.
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
- У умной головы сто рук.
- Седьмая вода на киселе.
- Один битый двух небитых стоит.
- Одного поля ягода.
- Дураку семь вёрст не крюк.
- за семь вёрст киселя хлебать.
- Стричь под одну гребёнку.
Подведение итогов игры.
Учащиеся подсчитывают “+” и “-”, заработанные в игре, выясняют, кто приблизился к миллиону, а кому необходимо ещё потрудиться, чтобы сохранить и увеличить изначальный капитал.
Творческое домашнее задание. Написать сочинение о школьной жизни, включив в текст не менее 7 пословиц.