Урок русского языка "Морфологический разбор числительного", 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели и задачи:

  • углубление имеющихся и приобретённых новых знаний по данной теме;
  • проверка качества знаний, полученных при изучении числительных;
  • воспитание интереса к русскому языку, развитие речевой культуры;
  • воспитание уважения к родному языку, правильному употреблению числительных в деловой среде, в быту.

Ход урока

I. Объявление цели и девиза урока.

“Расчёт во всяком деле нужен,
И ты с числительным будь дружен!”

Девиз написан на доске, учащиеся сами его читают.

II. Учащимся раздаются сертификаты по теме “Имя числительное” <Приложение 1>

После внимательного изучения бланка выясняем в Толковом словаре значения новых для учащихся слов:

Сертификат – документ, удостоверяющий качество

Дивиденд - получаемая кем-либо прибыль от имеющегося капитала.

В сертификате каждому школьным банком передано в собственность 5 у.е.

В процессе урока учащиеся будут пополнять свой капитал, отвечая на теоретические вопросы, выполняя практические задания.

III. Фронтальный опрос.

  • Что называется числительным?
  • Перечислите морфологические признаки числительных.
  • Какими числительные бывают по составу?
  • На какие группы делятся количественные числительные?
  • Какими членами предложения могут быть числительные?

IV. Работа по накоплению капитала.

Цифровой диктант:

1. Цифрами написать, сколько раз употребляется Ь в числительных:

Ь
1. 1237 2
2. 5971 3
3. 33201 1
4. 757 3
5. 21104 1
6. 17108 2
7. 895 2
8. 25111 3
9. 1426 2
10. 888 3
11. 6606 3

2. Из названных числительных записать только то, которое пишется в одно слово:

сто первый, шесть тысяч, стотысячный

3. Из названных числительных подчеркнуть то, которое пишется в три слова:

603, 199, 315

4. Укажите правильный вариант написания числительного 143 в П.п. (о ста сорока трёх)

5 . Написать начальную форму для числительных из словосочетаний:

а) обеими руками (обе)

б) полутораста рублями (полтораста)

в) полутора литров (полтора)

г) обоими окнами (оба)

6. Укажите числительное, лишнее в данном ряду:

четвёртый, четверо, четыре

7. Укажите существительное, с которым собирательные числительные не сочетаются:

  • стёрка,
  • ягнята,
  • ножницы,
  • альпинист

8. Запишите числительные, имеющие 2 падежные формы (сорок, девяносто, сто)

9. От данных количественных числительных образуйте порядковые:

1000 (тысячный)
800 (восьмисотый)
5000000000 (пятимиллиардный)
(двести семнадцатый)
(восемьсот восемьдесят восьмой)
2001 (две тысячи первый)
400 (четырёхсотый)
16 (шестнадцатый)
2000000 (двухмиллионный)
12 (двенадцатый)
200 (двухсотый)

10. Учащимся раздаются карточки <Приложение 2>

11. Прочитайте чётко примеры:

Библиотечный фонд пополнился 1274 книгами.

  • К 11945 прибавить 732
  • В 2007 году
  • Из 800 вычесть 300
  • К 200 прибавить 70
  • С 600 сложить 400
  • От 69 отнять 37
  • К 678 прибавить 311
  • К 396 прибавить 424

V. Морфологический разбор числительных

1. По учебнику читаем порядок и план морфологического разбора числительного.

2. Запись предложения в тетрадях:

Александр Сергеевич Пушкин уехал из Москвы в тысяча восемьсот одиннадцатом году двенадцатилетним мальчиком, а вернулся в древнюю столицу в тысяча восемьсот двадцать шестом году двадцатисемилетним известным поэтом.

Синтаксический разбор предложения

Морфологический разбор числительного в 1811 году (по образцу)

VI. Обобщение.

Что закреплялось сегодня на уроке?

VII. Употребление числительных в пословицах и поговорках.

Объясните смысл пословиц:

  • Ум хорошо, а два лучше.
  • Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
  • У него семь пятниц на неделе.
  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • У умной головы сто рук.
  • Седьмая вода на киселе.
  • Один битый двух небитых стоит.
  • Одного поля ягода.
  • Дураку семь вёрст не крюк.
  • за семь вёрст киселя хлебать.
  • Стричь под одну гребёнку.

Подведение итогов игры.

Учащиеся подсчитывают “+” и “-”, заработанные в игре, выясняют, кто приблизился к миллиону, а кому необходимо ещё потрудиться, чтобы сохранить и увеличить изначальный капитал.

Творческое домашнее задание. Написать сочинение о школьной жизни, включив в текст не менее 7 пословиц.