Урок русского языка "Н-НН в суффиксах имен прилагательных"

Разделы: Русский язык


Тип урока Изучение нового материала

Форма урока Урок-открытие

Цели урока:

  1. Образовательная: Объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных.
  2. Развивающая: Развивать навыки работы со справочными материалами, навыки мыслительной деятельности, интерес к уроку через нестандартные формы работы.
  3. Воспитывающая: Воспитывать трудолюбие, стремление к открытиям и находкам.

Оборудование: «Дневник учёного», сводная таблица по теме, диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5класс», бланки для «цветного диктанта», карточки-перфокарты, техническое оборудование урока – компьютер, интерактивная доска, ноутбук.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель поёт под гитару песенку на мотив «Учат в школе»

Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Про глагол, и про тире, и про дождик во дворе,
Песни петь и даже суп варить отменно.
И не путать никогда острова и города,
И открытья учат делать непременно.

Как вы уже, наверно, поняли, сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-… (открытие).

2. Подготовка к изучению нового материала

1. Словарная работа

Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?

Дома вы выяснили по словарю значение слова «открытие».

Поделитесь с нами своей находкой. Что такое открытие?

Как вы думаете, легко ли сделать открытие?

Какие люди могут сделать открытие?

А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?

Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. На уроке мы не будем пользоваться учебником и даже в тетрадях писать не будем. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. И как настоящие ученые мы будем вести «дневники» (Приложение №1). Они лежат у вас на столах. Подпишите «дневники». Все учёные отмечают в дневниках день исследования. Запишите число.

2. Повторение темы «Способы образования прилагательных»

Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных.

Определим способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные. (Презентация - слайд №2)

ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-)

КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-)

ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-)

ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)

КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА (-ЕНН-)

КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ (-Н-)

ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-)

Итак, каким способом образованы все эти слова? (суффиксальным)

От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?

(от существительных)

Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных? (есть Н-НН)

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. (Презентация - слайд №3)

Какова цель нашего исследования? (Презентация - слайд №4)

3. Объяснение нового материала

1. Решение проблемной ситуации

Посмотрите ещё раз на слова. (Презентация - слайд №5)

Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН?

Для удобства я объединила слова в группы. Посмотрите на эти группы.

(ответы учащихся)

А сейчас посмотрите на следующую группу слов. (Презентация - слайд №6)

Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного? Как можно назвать эту группу слов? (Исключения)

2. Знакомство с таблицей

Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. (Презентация - слайд №7)

А теперь посмотрите на таблицу.

В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали.

Найдите их и сделайте новое открытие.

Почему в этих словах пишется Н? (Н входит в корень)

4. Закрепление нового материала

1. Тренажер КМ-школа (самостоятельная работа ,1ученик) – тренажёр «Н-НН в суффиксах прилагательных», урок «Правописание суффиксов прилагательных», диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.5класс»

2. Индивидуальные карточки-перфокарты (2 ученика)

(Приложение №2)

Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей.

Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.

3. «Цветной» диктант (Презентация - слайд №8)

Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №3)

Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.

  1. Ледяная фигура
  2. Былинный герой
  3. Деревянный дом
  4. Ржаной хлеб
  5. Румяное лицо
  6. Авиационный перелёт
  7. Мужественный человек
  8. Кожаная куртка

4. Самопроверка «цветного» диктанта (Презентация - слайд №9)

5. Песенка – закрепление

-ИН-, -АН-, -ЯН- запомним – 2 р.

Суффиксы простые – 2р.

В них всегда напишем – 2р.

Букву Н одну – 2р.

Ну а две заветных – 2р.

Буквы НН поставим – 2р.

В суффикс –ОНН- - 2р.

И, конечно, -ЕНН-

Если Н в основе – 2р.

А другая – в суффикс – 2р.

Их, конечно, сложим – 2р.

И напишем две – 2р.

А потом проверим – 2р.

Нет ли исключений – 2р.

И ошибок – 2р.

Не допустим?

Нет!

6. Выборочное списывание (Презентация - слайд №10)

Прочитайте предложения. Из предложений необходимо выписать имена прилагательные, объясняя изученную орфограмму.

Учёные выяснили, что в древности ножи были каме(Н, НН)ыми. С появлением металла кухо(Н, НН)ые ножи стали делать из стали и железа. Ножи для сервировки стола были серебря(Н,НН)ми или золотыми. Рукоятки ножей украшали драгоце(н,нн)ыми камнями.

5. Домашнее задание

Самостоятельно сделать открытие таблицы, сказки, песенки, стихотворения для быстрого запоминания изученного правила.

6. Подведение итогов урока

Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Кумора Лешека: «Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию» (Презентация - слайд №11, 12, 13)