Цели урока: развитие орфографической зоркости и умения находить в слове основу, умение различать форму одного и того же слова; обучение действию по инструкции; воспитание любви к родному краю.
Оборудование: слайд со строчками из стихотворения А. Прокофьего “Люблю берёзку русскую…”, карточки со словами для работы в группах, музыкальная видео-физминутка, карточки для игры “Догадайка”.
Ход урока
Этап урока, цель этого этапа |
Действия (вопросы и задания) учителя |
Действия учеников |
I. Орг. момент |
– Давайте, ребята, сегодня на уроке
будем продолжать делать наши маленькие открытия? – Разогреем наши пальчики….(физминутка для рук) – Запишем число… |
…декабря. Классная работа. |
II.Актуализация знаний.Цель: повторение и развитие умений находить в словах изученные орфограммы, повторение изученного об однокоренных словах и форме слова. |
1. – Прочитаем строчки из
стихотворения… – Как относится автор к берёзке? Почему? – Запиши и подчеркни знакомые орфограммы. Обязательно укажите, в какой она части слова. 2……..,пожалуйста, придумай и запиши всевозможные однокоренные слова к слову “берёзка”. – Для выполнения следующей грамматической задачи нам нужно объединиться в группы. – Вам предстоит исследовать пару слов. Должны будете догадаться “Это одно и то же слово или разные слова?” 3. Проверка работы групп (выслушивание версий) 4. Проверка работы ученика у доски. |
Люблю берёзку русскую. То светлую, то грустную… А.Прокофьев У доски ученик. Работа в группах (высказывание версий) светлую – светлеет (6,3 гр.) Примерный ответ: однокоренные, потому что близкие по смыслу, одинаковый корень. Это форма одного слова. Основа не изменилась. Значит, это форма слова. Версии детей верно, неверно. Почему? |
III. Постановка проблемы.Цель: создание проблемной ситуации, формулировка темы урока |
– Значит, какова роль приставок и
суффиксов в слове? Для чего служит окончание? – Выделим основу слова. Как будем действовать? (проблемный вопрос)…пауза – Кто догадался о теме урока? |
Ответы детей. При помощи приставок и суффиксов образуются однокоренные слова. Окончание служит для связи слов в предложении. Дети высказывают свои предположения, ищут ответ на вопрос “Как найти основу в слове?” |
ФИЗМИНУТКА |
||
IV. Открытие нового знания.Цель: составление инструкции по теме урока. |
– Итак, какие мысли, версии,
предположения можете назвать…? С чего нужно
начать? – Как найти окончание? – Сравним ваше маленькое открытие с инструкцией в учебнике… |
Примерные ответы (на слайде) 1. Прочитать слово. 2. Найти окончание… (Изменить форму слова…) 3. Выделить окончание и основу условным знаком. Дети читают текст инструкции по учебнику. |
V. Закрепление.Цель: выпонение тренеровочных упражнений в нахождении основы слова по инструкции. VI. Применение новых знаний.Цель: развитие умения самостоятельно действовать по инструкции. |
1. Пользуясь инструкцией, выделим основу
в однокоренных словах. 2. Игра “Догадай-ка” Чья группа составит больше слов. Крас-5 шт., а-3шт., от-2 шт, к, пре, н, ый, у, ит. – Запишем эту группу слов во второй столбик и выделим основу. Самостоятельная работа: Упр.188. – Если возникнут сомнения можно посоветоваться (в паре). – Проверю работу каждого и выставлю отметки. |
По одному у доски и в тетрадях берёза,
берёзка, подберёзовик… В тетрадях:
|
VII. Итог урока.Цель: обобщение нового материала. Самоанализ и самооценка обучающихся. |
1. – Какое открытие вы сделали сегодня? – Какие части слова встречались в словах? – Кто все задания выполнял сам? Кто советовался с соседом по парте? 2. Д/з: упр.189 или упр.190 по выбору, повторить главные выводы. – Молодцы! дружно поработали! Всем большое спасибо! Урок закончен. |
Чтобы найти основу, надо выделить
окончание. Основа может состоять из корня. Из корня и суффикса… |