Урок русского языка "Имена существительные общего рода"

Разделы: Русский язык


Конспект урока

Тип урока: урок сообщения нового материала.

Цели урока: а) познавательные:

– познакомить учащихся с понятием “общий род” у имен существительных;

б) практические:

– сформировать умения находить существительные общего рода в предложении, тексте;

– начать формировать умения употреблять в речи существительных общего рода.

Метод обучения: проблемный урок.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Языковая разминка.

Задание: записать предложения, графически обозначить грамматическую основу, определить род имени существительного.

III. Мотивация. Введение в новую тему. Создание проблемной ситуации.

Учитель

Ученики

Вопросы:

1. Назовите постоянные морфологические признаки имени существительного

Существительные могут быть нарицательными или собственными, одушевленными или неодушевленными, относится к одному их 3-х родов: женскому, мужскому, среднему.

2. Итак, род один из постоянных признаков имени существительного, т.е. такой, который дается раз и навсегда

На доске появляются слова тихоня, непоседа

3. Определите, какого рода данные существительные (предъявление факта).

Ученики высказывают свое мнение: одни считают, что мужского рода, другие – женского (возникновение проблемной ситуации).

Рядом со словами появляются имена “Лена – тихоня”, “Вася – непоседа”

4. Скажите, а сейчас мы сможем определить род имени существительного “тихоня” и “непоседа” (предъявление второго факта)

Ученики определяют

тихоня – женский род

непоседа – мужской род

Учитель меняет местами имена собственные и получается

“Лена – непоседа”, “Вася – тихоня”

5. А так можно сказать?

Да.

6. Что интересного вы заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

Эти имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода.

7. Но род – это постоянный морфологический признак имен существительных. Какой возникает вопрос после рассмотрения данных примеров? Какую проблему мы должны решить на сегодняшнем уроке? (побуждение к формулированию проблемы)

 

Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода? Как они называются? (учебная проблема как вопрос)

IV. Открытие новых знаний, формулирование темы урока.

Формулируется определение “общий род”.

В русском языке есть имена существительные с окончанием -а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.

Такие имена существительные называются существительными общего рода.

8. Как, на ваш взгляд, будет звучать тема урока?

Имена существительные общего рода (тема записывается на доске и в тетрадях)

V. Воспроизведение нового материала. Работа с учебником.

Работа над материалом. Упражнение №378 (по вариантам).

На доске:

10. Записать слова в два столбика:

1 столбик – существительные общего рода, которые называют непривлекательные черты характера человека

2 столбик – другие существительные общего рода

1 вариант

задира, обжора, растяпа, подлиза, ябеда, плакса, рева, забияка, разиня, придира, зануда, грязнуля, зазнайка

2 вариант

сластена, чистюля, сладкоежка, тихоня, умница, непоседа, бедняжка

11. Какая группа получилась больше?

В первом столбике слов больше. Скорее всего это разговорный стиль, реже художественный

12. Попробуйте предположить в каком стиле речи чаще всего используются слова этой группы.

13. Определите, к какому виду деятельности нам предстоит перейти сейчас? Один древнегреческий философ однажды заметил: “Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут”

Физкультурная минутка

(проводят сами учащиеся)

VII. Формирование навыков употребления в речи существительных общего рода.

На доске представлены предложения:

Совместно с учителем вырабатывают алгоритм согласования существительных общего рода с прилагательными и местоимениями.

1. Мой брат Витя – настоящ… забияка.

1.Найдем в предложении существительные общего рода.

2. Сестренка Оля – всем известн… тихоня.

2. Определим к лицу мужского или женского пола оно относится.

3. Эт… маленьк… непоседа не мог усидеть покойно ни минуты.

3. Если мужского, то существительное общего рода и окончания прилагательного и местоимения будут соответствовать мужскому роду.

Задание: допиши окончания прилагательных и местоимений.

4. Если женского рода, то и существительное общего рода и прилагательное будут женского рода.

Например: 1) Забияка – существительное общего рода, относится к существительному Витя.

2) Витя – брат, мальчик, обозначает лицо мужского пола.

3) Забияка – мужской род, значит “Мой брат Витя – настоящий забияка”.

Упражнение № 379. Формирование умения сочетать существительное общего рода с прилагательными, местоимениями и глаголами прошедшего времени (составить 1– 2 предложения)

Творческое задание. Написать сочинение – миниатюру “Характер моего друга” с употреблением существительных общего рода по плану:

1 предложение – положительные черты характера;

2 предложение – отрицательные черты характера;

3 предложение – свое отношение.

Пишут сочинение в течение 5 минут, а затем читают вслух.

Образец: Моя подруга Таня – большая умница, чистюля и сластена. Иногда она бывает ужасной задирой и ябедой. Но я ее люблю.

VII. Подведение итогов урока.

15. Какова была тема урока? Что нового узнали? Чему научились?

Существительные общего рода.

Существительные общего рода могут быть женского рода, если обозначат лиц женского пола и могут быть мужского пола, если обозначают лиц мужского пола.

Научились употреблять их в речи и правильно согласовывать с прилагательными, местоимениями, глаголами в прошедшем времени.

Оценки за урок. Домашнее задание упражнение №382.

В конце урока игра “Наоборот”:

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру “Наоборот”.

Скажу я слово “высоко”

А ты ответишь

“низко”

Скажу я слово “далеко”

А ты ответишь

“близко”

Скажу тебе я слово “трус”

Ответишь ты

“храбрец”

Теперь “начало” я скажу

Ну, отвечай:

“конец!”

Урок окончен