Конспект урока
Тип урока: урок сообщения нового материала.
Цели урока: а) познавательные:
– познакомить учащихся с понятием “общий род” у имен существительных;
б) практические:
– сформировать умения находить существительные общего рода в предложении, тексте;
– начать формировать умения употреблять в речи существительных общего рода.
Метод обучения: проблемный урок.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Языковая разминка.
Задание: записать предложения, графически обозначить грамматическую основу, определить род имени существительного.
III. Мотивация. Введение в новую тему. Создание проблемной ситуации.
Учитель |
Ученики |
Вопросы: 1. Назовите постоянные морфологические признаки имени существительного |
Существительные могут быть нарицательными или собственными, одушевленными или неодушевленными, относится к одному их 3-х родов: женскому, мужскому, среднему. |
2. Итак, род один из постоянных признаков имени существительного, т.е. такой, который дается раз и навсегда |
|
На доске появляются слова тихоня, непоседа |
|
3. Определите, какого рода данные существительные (предъявление факта). |
Ученики высказывают свое мнение: одни считают, что мужского рода, другие – женского (возникновение проблемной ситуации). |
Рядом со словами появляются имена “Лена – тихоня”, “Вася – непоседа” |
|
4. Скажите, а сейчас мы сможем определить род имени существительного “тихоня” и “непоседа” (предъявление второго факта) |
Ученики определяют тихоня – женский род непоседа – мужской род |
Учитель меняет местами имена собственные и получается “Лена – непоседа”, “Вася – тихоня” |
|
5. А так можно сказать? |
Да. |
6. Что интересного вы заметили? (побуждение к осознанию противоречия) |
Эти имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода. |
7. Но род – это постоянный морфологический признак имен существительных. Какой возникает вопрос после рассмотрения данных примеров? Какую проблему мы должны решить на сегодняшнем уроке? (побуждение к формулированию проблемы) |
Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода? Как они называются? (учебная проблема как вопрос) |
IV. Открытие новых знаний, формулирование темы урока.
Формулируется определение “общий род”. |
|
В русском языке есть имена существительные с окончанием -а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Такие имена существительные называются существительными общего рода. |
|
8. Как, на ваш взгляд, будет звучать тема урока? |
Имена существительные общего рода (тема записывается на доске и в тетрадях) |
V. Воспроизведение нового материала. Работа с учебником.
Работа над материалом. Упражнение №378 (по вариантам). |
На доске: |
|
10. Записать слова в два столбика: 1 столбик – существительные общего рода, которые называют непривлекательные черты характера человека 2 столбик – другие существительные общего рода |
1 вариант задира, обжора, растяпа, подлиза, ябеда, плакса, рева, забияка, разиня, придира, зануда, грязнуля, зазнайка |
2 вариант сластена, чистюля, сладкоежка, тихоня, умница, непоседа, бедняжка |
11. Какая группа получилась больше? |
В первом столбике слов больше. Скорее всего это разговорный стиль, реже художественный |
|
12. Попробуйте предположить в каком стиле речи чаще всего используются слова этой группы. |
||
13. Определите, к какому виду деятельности нам предстоит перейти сейчас? Один древнегреческий философ однажды заметил: “Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут” |
Физкультурная минутка (проводят сами учащиеся) |
VII. Формирование навыков употребления в речи существительных общего рода.
На доске представлены предложения: |
Совместно с учителем вырабатывают алгоритм согласования существительных общего рода с прилагательными и местоимениями. |
1. Мой брат Витя – настоящ… забияка. |
1.Найдем в предложении существительные общего рода. |
2. Сестренка Оля – всем известн… тихоня. |
2. Определим к лицу мужского или женского пола оно относится. |
3. Эт… маленьк… непоседа не мог усидеть покойно ни минуты. |
3. Если мужского, то существительное общего рода и окончания прилагательного и местоимения будут соответствовать мужскому роду. |
Задание: допиши окончания прилагательных и местоимений. |
4. Если женского рода, то и существительное общего рода и прилагательное будут женского рода. |
Например: 1) Забияка – существительное общего рода, относится к существительному Витя. 2) Витя – брат, мальчик, обозначает лицо мужского пола. 3) Забияка – мужской род, значит “Мой брат Витя – настоящий забияка”. |
|
Упражнение № 379. Формирование умения сочетать существительное общего рода с прилагательными, местоимениями и глаголами прошедшего времени (составить 1– 2 предложения) |
|
Творческое задание. Написать сочинение – миниатюру “Характер моего друга” с употреблением существительных общего рода по плану: 1 предложение – положительные черты характера; 2 предложение – отрицательные черты характера; 3 предложение – свое отношение. |
Пишут сочинение в течение 5 минут, а затем читают вслух. |
Образец: Моя подруга Таня – большая умница, чистюля и сластена. Иногда она бывает ужасной задирой и ябедой. Но я ее люблю. |
VII. Подведение итогов урока.
15. Какова была тема урока? Что нового узнали? Чему научились? |
Существительные общего рода. Существительные общего рода могут быть женского рода, если обозначат лиц женского пола и могут быть мужского пола, если обозначают лиц мужского пола. Научились употреблять их в речи и правильно согласовывать с прилагательными, местоимениями, глаголами в прошедшем времени. |
Оценки за урок. Домашнее задание упражнение №382. |
|
В конце урока игра “Наоборот”: |
|
И нам с тобой пришел черед |
|
Сыграть в игру “Наоборот”. |
|
Скажу я слово “высоко” |
|
А ты ответишь |
“низко” |
Скажу я слово “далеко” |
|
А ты ответишь |
“близко” |
Скажу тебе я слово “трус” |
|
Ответишь ты |
“храбрец” |
Теперь “начало” я скажу |
|
Ну, отвечай: |
“конец!” |
Урок окончен