Урок русского языка "Имя прилагательное". 2-й класс. "Школа России"

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 2


Цели: представление имени прилагательного как части речи, учить находить имена прилагательные в тексте, определять признаки имени прилагательного, находить и определять орфограммы в тексте, учить самостоятельно формулировать учебную задачу и решать её, развивать УУД-ы.

Оборудование: карточки для групповой работы, картинки с изображением предметов, разноцветные карточки «настроение».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Создание положительного эмоционального настроя.

Учитель предлагает детям обратить внимание на солнышко за окошком, на хорошую погоду, улыбнуться друг другу.

На партах у детей карточки синего, зелёного, оранжевого цветов.

– Ребята, покажите какое у вас сегодня настроение, для этого выберите карточку соответствующего цвета. Синяя – плохое настроение, зеленая – не очень хорошее настроение, оранжевая- хорошее, «солнечное» настроение.

– Я вижу, что сегодня у вас в основном у всех хорошее настроение, но у некоторых детей не очень радостное, посмотрим, какое же настроение у вас будет после нашего урока, для этого постараемся хорошо поработать, чтобы урок прошёл интересно.

Снова зазвенел звонок
Вот начался урок.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Чаще руку поднимай,
На вопросы отвечай.

2. Каллиграфическая минутка

Учитель предлагает детям рассмотреть несколько картинок, на которых изображены предметы: дом, дуб, девочка, дневник.

– Произнесите слова, что интересного заметили? (Слова начинаются со звука д, д, первая буква «д», все слова – имена существительные, т. е., выделяют  существенные признаки )
– Сегодня мы прописываем буквы Д, д, устанавливая закономерность в написании.

Д д  Дд Ддд

3. Постановка учебной проблемы, постановка целей

На доске записан текст. Детям предлагается прочитать текст. Далее ученики доказывают, что это текст. (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу)

Учитель также предлагает найти слова с безударными гласными, объяснить их написание.

Наступила ранняя весна. Светит яркое солнышко. Зеленеет молодая травка.

Далее детям предлагается разделить все слова из текста в 3 столбика, выделяя общий признак.
Для этого целесообразно повторить такие понятия как «имя существительное» и «глагол», т.е разделить слова в зависимости от их принадлежности к той или иной части речи.
Двум ученикам предлагается выполнить задание у доски.
У детей записи будут разными, отличаться друг от друга.

Учитель: Ребята, посмотрите, ваши записи оказались разными, отличными друг от друга.

Почему это произошло? Почему вы все написали по разному ?

Дети: Потому что слова молодая, ранняя, зелёная вызвали у нас затруднения, мы не знаем к какой части речи они относятся.

Учитель: Как вы считаете, какие цели у нас сегодня на уроке? Что будем изучать сегодня на уроке?

Дети: Мы узнаем к какой части речи относятся слова: ранняя, молодая, зелёная, узнаем что обозначают данные слова, на какие вопросы отвечают.

Учитель: Как вы думаете,  что для этого надо сделать?

Дети: Познакомиться с правилом, исследовать данные слова, работать с учебником.

4. Исследовательская деятельность. Поиск решения проблемы

Учитель: Для того, чтобы исследовать незнакомую часть речи, предлагаю вам разделиться на группы.

Учитель делит класс на 4 группы и предлагает карточки с напечатанными словами: красное, высокое, синяя, белое, шариковая, зеленое, сладкое, лёгкое, вкусное,) каждой группе.

На доске 4 картинки с изображёнными на них предметами: красное яблоко, зелёное дерево, синяя ручка, белое облако.

Учитель: 1 группа подбирайте подходящие по смыслу слова к картинке  с яблоком (красное, сладкое, вкусное); 2 группа – ваша картинка с деревом (высокое, зелёное); 3 группа к картинке с ручкой (синяя, шариковая), 4 группа к картинке с облаком (белое, лёгкое).

Дети выбирают подходящие карточки .

Далее каждая группа детей озвучивает свои ответы и прикрепляет под картинкой с предметом отобранные карточки.

Учитель: А теперь, ребята, давайте подумаем, что эти слова (высокое, зелёное, красное, сладкое, вкусное, белое, лёгкое, синяя, шариковая)обозначают, называют?

Дети: Они называют цвет, высоту, массу, т.е. какие-то качества и свойства предметов.

Учитель: Правильно, эти слова называют признаки предметов (Признак – от слова узнал, признал)

Учитель вывешивает карточку со словом признак.
Далее учитель предлагает подумать на  какие вопросы отвечают данные слова.

– Попробуйте поставить к этим словам вопрос.
– От какого слова поставим вопрос?

Дети: От имени существительного.

– Яблоко (какое?) красное, сладкое, вкусное. Облако (какое?) легкое, белое. Ручка (какая?) синяя, шариковая.

По мере озвучивания ответов учитель вывешивает на доску карточки с вопросами и составляет схему.

Работа  с опорой на схему:

– Итак, ребята, давайте посмотрим  на схему и повторим, что мы узнали об этих словах.

Дети: Что эти слова  обозначают признаки существительных, т.е. предметов, и отвечают на вопросы:

Какое?
Какая?
Какие?

Учитель открывает верхнюю карточку на которой написано прилагательное.

– Итак, ребята, давайте попробуем сформулировать правило об имени прилагательном.

Дети формулируют правило, опираясь на схему.

Учитель: А теперь сравним наше правило с тем, которое есть в учебнике.

Ребята читают правило.

5. Закрепление

Работа в учебнике.

Выполнение упражнения 268. В упражнении предлагается сравнить два текста. В одном тексте нет прилагательных. Дети делают вывод о том, что прилагательные украшают речь, делают её более разнообразной. Учитель говорит, что прилагательные принято подчёркивать волнистой линией.

Ребята списывают текст с прилагательными, подчёркивают их.

Учитель:

– А теперь вернёмся к нашему первому заданию.
– Назовите мне имена существительные: травка, весна, солнышко.
– Назовите глаголы: зеленеет, светит, наступила.
– Назовите имена прилагательные и докажите, что это прилагательные. (Молодая, яркое, ранняя.)

Дети доказывают, повторяют правило.

Игра «Отгадай предмет»

Учитель предлагает несколько признаков, по которым ученики могут догадаться о предмете.

Кислый  жёлтый … лимон
Сладкий пчелиный … мёд
Чистый белый … лист
Холодный белый … снег
Сладкое холодное … мороженое

6. Итог урока

– Какая часть речи помогла вам отгадать задуманный предмет? (Прилагательное)
– Какие у нас были цели урока? (Познакомиться с новой частью речи, исследовать её)
– Достигли ли мы поставленных целей?
– Поднимите свои разноцветные карточки и давайте посмотрим у кого произошли изменения в настроении. Вы все хорошо поработали, желаю чтобы настроение у вас было всегда только солнечным.