Урок русского языка "Мастерская творческого письма". 7-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (48 МБ)


Цель: через восприятие живописных, словесных и музыкальных впечатлений об осени подготовить учащихся к самостоятельной творческой работе.

Задачи:

  • Продолжить работу над умением составлять небольшое связное высказывание с доказательством по данному началу.
  • Продолжить работу над формированием умений и навыков работы с текстом, со словарями.
  • Продолжить работу по обучению выразительному чтению учащихся.
  • Отрабатывать умение находить в тексте средства художественной выразительности.
  • Развивать навыки работы над исследованием текста.
  • Способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления учащихся.
  • Стимулировать интерес учащихся к чтению поэтических текстов
  • Активизировать и развивать умение учащихся работать в группе
  • Продолжить работу над эстетическим воспитанием учащихся, учить умению видеть прекрасное в обыденном, смотреть на мир глазами художника.
  • Воспитание уважительного отношения к чужому мнению и бережного отношения к языку.

Оборудование: компьютер и проектор для сопровождения мастерской электронной презентацией; музыкальный центр

Оформление урока: репродукции полотен художников об осени в составе мультимедийной презентации, свечи, осенние листья.

ХОД МАСТЕРСКОЙ

1. Индуктор (Презентация – слайд 3)

– Ребята, запишите слово ОСЕНЬ и свои ассоциации к этому слову (Учащиеся работают на заранее подготовленных листах формата А4 – Приложение 1)

Примеры ассоциаций

Школа, листопад, слякоть, дождь, разноцветные деревья, первый снег, лужи, плохое настроение, сон, грусть, яркие цвета, запах промокшей листвы, тучи, жёлтый, клён, 1 сентября, грибы, увядание, уныние, красота

Учитель: В Петербург пришла осень. Запахом. Паутиной. Ветром. Капризами. И дождём. Ах, какие потоки воды проливали небеса!

2. Индуктор 2

– С кем или с чем вы сравнили бы осень? Запишите несколько предложений, закончив фразу: «По-моему, осень похожа на …, потому что…»

3. Социализация. Ученики зачитывают свои работы.

Примеры ответов:

  • По-моему, осень похожа на Царевну Несмеяну, потому что осень – очень красивое, яркое время года, но часто идут дожди и капли похожи на слёзы Несмеяны (Настя О.)

  • По-моему, осень похожа на светофор, потому что в разные периоды осень постепенно меняет свои цвета: сначала зелёная, потом жёлтая, затем красная, как светофор (Миша Р.)

  • По-моему, осень похожа на королеву листьев, потому что она, приходя каждый год, забирает у деревьев их листья, оставляя за собой золотой шлейф (Катя К)

  • По-моему, осень похожа на грустную волшебницу, потому что она разукрашивает деревья разноцветными красками, одевает в золотые наряды. Но недовольная результатом своего труда плачет и ветром срывает листья с деревьев (Юля С.)

  • По-моему, осень похожа на старость, потому что всё увядает, стареет и с наступлением зимы умирает… (Аня Г.)

4. Работа с текстом. Расширение понимания смысла знакомого слова.

(Предполагается, что именно здесь произойдёт разрыв, поскольку слово связывается обычно с «чудом»)

– Помните текст нашего диктанта? (Текст вынесен на слайд 4)

Осень

Осень — причудливая волшебница. Она расстилает желтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и легкого морозца.
Я люблю бродить по городу в осенние дни. Деревья объяты пламенем. Теперь никому не остановить осеннего пожара. Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от нее пошел полыхать клен. Он прикоснулся к березке, и вспыхнула она желтым костром.
Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. Печальный дождь падает из туч на землю. Люди смотрят на небо и грустно говорят: «Вот и осень, теперь жди зимы». Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться».
Но мчится бессердечное время, и осень уходит.

(По А. Иллюминаторской)

1) Определите главную мысль текста. (Осень — причудливая волшебница.)
2) Объясните, почему автор называет осень не просто волшебницей, а ПРИЧУДЛИВОЙ волшебницей?
3) Проверим, верно ли мы понимаем значение слова ПРИЧУДЛИВЫЙ (слайд 5)
Работа в группах со словарями либо поиск значения слова с помощью поисковых систем в Интернете (Яндекс, Google)
4) Чем является это слово с точки зрения средств художественной выразительности? (Эпитет. Попутное повторение термина)

5. Формулировка учениками темы урока. Обращение к новой информации

Аналитическая работа с текстом

1) Сформулируйте и запишите тему нашего сегодняшнего занятия (слайд 6)
2) Как вы думаете, а в чём собственно заключаются причуды нашей гостьи? Ответим на этот вопрос после самостоятельной работы в группах.  Разобраться в этом нам поможет поэзия
Работа в группах. (Каждая группа получает по два/три стихотворения. Учитель может скомпоновать тексты по своему усмотрению)
Наблюдения над текстом. Заполнение таблицы в листах ответов (пример заполнения таблицы – слайд 7)
3) В каком образе предстает перед читателем осень в каждом из этих стихотворений? Какой из приёмов художественной выразительности использует автор? (Обсуждение в группах результатов наблюдения)

6. Социализация

Каждая группа зачитывает свои записи и отвечает на вопросы ребят из других групп (Пример заполнения таблицы – слайд 7)

Учитель:
– От чего, по-вашему, зависит, какой образ осени получается у авторов стихотворений? (От настроения, от мировосприятия)
– Вообще в классической поэзии осень чаще всего ассоциируется с тоской, скукой, грустью. У И.Северянина даже есть такое стихотворение «Зовущаяся грустью», вспомним строки И.С.Тургенева: «Как грустный взгляд, люблю я осень» («Осень») А вот так живописно сказала о приходе осени наша современница, Лозицкая Елена:
«... недосказано – тонко... штрихами... небрежным мазком...
растекаясь по стеклам и венам... шурша под ногами...
беспричинная Грусть серым призраком ходит за нами...
гостьей поздней, незваной-нежданной является в дом ОСЕНЬ?» (из Интернета)
И всё же… всё же…всё же…

Учитель читает стихотворение «Загадай по осени желание» Евгения Осина:

Лето быстро дни свои отмерило,
Набирает силу листопад,
Осень платье пёстрое примерила,
Ей по вкусу новенький наряд.
Улыбнулась в озеро зеркальное,
Покрутилась в танце, не спеша,
Кто сказал об осени "печальная"?
Посмотрите – как же хороша!
Тучи где-то тают за окраиной,
Дождь навеял свежесть и прошёл,
Загадай по осени желание,
Всё, увидишь, будет хорошо!
Не поранит сердце одиночество,
И согреет душу листопад,
И назло всем страхам и пророчествам
Потихоньку всё пойдёт на лад!
И укроют кроны золочённые
От пронзительных ветров потерь,
Не отчаются сердца влюблённые,
Не захлопнут для надежды дверь.
Не напрасны будут ожидания,
Да и ждать недолго до весны...
Стороной пройдут переживания,
И окрасятся мечтою сны.
Если грусть заглянет вдруг нечаянно,
Пусть дождём омоется душа...
Кто сказал об осени " печальная"?
Посмотрите – как же хороша!

7. Посмотрите – как же хороша! Соотнесение поэтических образов осени с образами на полотнах художников (создание иного уровня видения и понимания)

Учитель: Увидеть красоту нашей причудливой гостьи помогут художники, искатели
красоты.

Под музыку А.Вивальди демонстрируются на экране репродукции картин: В.Поленов «Золотая осень», И. Остроухов «Золотая осень», И.Левитан «Золотая осень», И.Бродский «Золотая осень», П.Крымов «Осенний вечер. Золотая осень», С.Герасимов «Золотая осень».
Рассматривание репродукций (слайды 8-13)
Беседа, выявляющая восприятие, впечатление.

8. Звуки осени (слайд 14)

Учитель: А знаете, осень ведь и «услышать» можно. Как вы думаете, какие звуки, какая музыка свойственна осени?

Хотите тишины? Зайдите в Осень…
Здесь тихо, нежно и уютно очень,
Не нужно слов, здесь можно помолчать
Ведь осень – это вечер при свечах.

                        Лариса Котовская 

Чарует осени круженье,
Ликует табор ярких дней,
Душа трепещет от волненья
В свечах рябиновых огней.

В прохладе сонного томленья,
Из недр таинственных глубин,
Я слышу робкое моленье,
Румянцем вспыхнувших рябин.

Печаль осыпалась, как листья,
Сгорая в зареве костров,
Наносит краски осень кистью,
На холст оранжевых кустов.

Звучит мелодия простая
Из родника души моей,
Вдаль облаков седая стая
Плывёт в сиянии лучей.

Поёт душа, танцует Осень,
Подкрасив улиц пестрых проседь,
На длани ярмарки огней,
Танцуя вальс в душе моей…

Вадим Странник

9. Подарок (просмотр музыкального видеоклипа, созданного учителем). Формирование поэтичного, творческого настроя перед самостоятельной работой (слайд 15)

10. Создание нового творческого продукта

Индивидуальная работа – 15-20 минут при свечах под звуки  музыки А.Вивальди.

Пишем тексты (сочинение-миниатюру) на тему по выбору (слайд 16):

  • Сны листопада.
  • Осенняя мелодия
  • Отражения в осенних лужах
  • Разговор падающих листьев
  • Унылая пора! Очей очарованье!
  • Ваша тема…

11. Социализация

Примеры самостоятельных творческих работ (сохранён авторский стиль):

Отражения в осенних лужах

Холодные капли стучат по дорожкам. Это осень пришла. В лужах, как в окошках, можно рассмотреть всю печаль и очарование осени. Будто заглянешь в мир этой тоскливой поры. Тусклое солнце едва выглядывает из-за чёрных туч. Золотые наряды примеряют деревья. Но вот порывистый ветер задувает последние свечи, и наряда осенних деревьев больше нет…Наступила тишина. И даже её можно разглядеть в лужицах! Это спокойствие и равнодушие…
Снова капли дождя бьют по крышам, дорогам и опавшим листьям, затуманивая последние блики уходящей осени. Настала пора прощаться, но осень плачет сильнее и сильнее, срывая последние листочки с дрожащих веток. Не слышно больше пения птиц. Лишь колотящие капли и треск сучьев нарушают воцарившуюся тишину. Становится грустно. В это время года вспоминаешь всегда самое печальное. Только упавшие, ещё не потерявшие своего блеска листья радуют глаз.
Пора прощаться. Немного задержавшись и выплакав последние слёзы, осень уходит.
Вновь капли застучали по асфальту, и вода в лужах стала настолько мутной, что рассмотреть осень уже нельзя. Посеревшие лучики солнца потухают с каждым днём.

(Юля С)

Унылая пора! Очей очарованье!

Осень неожиданно подкралась, изгоняя лето. Разукрасила она всё вокруг яркими красками. Смотришь на осенний листопад и чувствуешь шёпот листьев, слышишь их тихий тайный разговор. Они устроили воздушный бал. Красивые, яркие и  нарядные листья, кружась в неспешном вальсе, падают с деревьев.
Вот начался холодный осенний ливень, капли разбиваются об раскрашенные цветы, собираются в лужи. Всё блестит и переливается.
Совсем скоро весь разноцветный наряд спадёт с деревьев, они будут стоять голые, склоняясь от холодного пронизывающего ветра.
Осень уйдёт, на смену ей придёт зима. Волшебная, очаровательная пора пройдёт, сменившись яркой белизной, но осень обязательно вернётся в следующем году и будет не менее великолепна

(Настя Р.)

Осенняя мелодия

Выйдешь осенним ранним утром на улицу… Что первое бросается в глаза? Конечно, разноцветные листья на деревьях и лужи. Если приехать в лес, сесть на пенёк и задуматься…прислушаться к осенней природе… Шумит листва, их шорох напоминает шёпот людей, которые тихо разговаривают, чтобы не разбудить своего друга.
Поют лесные птицы, перелетая с ветки на ветку. А вот пробежала белка, ветви зашумели сильней.
Ты сидишь, думаешь о чём-то о своём. Вдруг пошёл дождь, уже совсем не летний, холодный и печальный. Его капли застучали по осенней разноцветной листве.
А ты всё так же сидишь и думаешь о своём… А дождь барабанит по твоим плечам.
И всё это: шорох листвы, пение птиц, дождь – так печально и грустно, но красиво. Может быть, именно это и называют осенней мелодией…

(Настя О.)

Отражения в осенних лужах

В осенних лужах можно увидеть очень многое, в том числе и обратную сторону самого себя… Лужи лежат на городских улицах и наблюдают за всем: за людьми, за домами, за машинами, за деревьями. Можно сказать, что лужи наблюдают за  городской суетой.
Обычные лужи не похожи на осенние, потому что только осенние наблюдают за переливанием красок, за детьми, которые пускают бумажные кораблики. Лужи играют с ними. Они перетекают по городу. А поздней осенью, когда начинаются заморозки, осенние лужи превращаются в лёд. Тем самым они получают шанс посмотреть на зиму.

(Илья Б.) 

12.  Рефлексия (осмысление проделанной на занятии работы, самооценка) – слайд 17

– Что для вас оказалось важным, значительным, а без чего на занятии можно было обойтись?
– Какой вид деятельности был труден и почему?
– Что было неожиданным на занятии?

Отзывы участников мастерской:

  • Неожиданным на занятии было многое, ведь и тут осень была такой непредсказуемой! (Юля С.)

  • Всё было очень важным: и иллюстрации, и стихотворения, и работа в группах, музыка, наши рассуждения. На уроке было очень интересно. Столько много нового мы узнали. Немного трудно было заполнять таблицу (Алина Ш.)

  • Я считаю, что если вычеркнуть что-то из занятия, то остальное может потерять смысл или перестать быть таким впечатляющим (Аня Г.)

  • Картины, стихи, музыка, цитаты – всё помогло увидеть осень с разных сторон и представить, создать свою осень. Написание работы по данному началу было самой трудной деятельностью. Но как только включили музыку, результат не заставил себя ждать.  Музыка помогла родиться слову. Мне понравился урок. Очень много радости и грусти, романтики и чувств. Это всё мило и трогательно (Настя О.)

13. Домашнее задание по выбору учащихся (слайд  18):

  • Написать о своих впечатлениях  от картин (стихотворений, услышанного об осени) в письме к другу/подруге
  • Подобрать стихотворение об осени, сопроводив его иллюстрацией, и выучить наизусть («А можно самим попробовать сочинить стихи?» – спросили ребята во время объявления домашнего задания)
  • Подготовить небольшое устное выступление экскурсовода в музее об одном шедевре (тема – осень)

Варианты выполнения учащимися домашнего задания:

1. Сочинение по картине И.Шишкина «Осенний пейзаж. Парк в Павловске». Автор: Солнышкин Андрей:

И.И. Шишкин – один из выдающихся мастеров пейзажной живописи. Он создавал прекрасные картины родной природы. Его любимой темой была жизнь русского леса. Лес художник изображал во все времена года. Не последнее место в его творчестве занимала тема осени. Ведь осень – это особая пора среди времен года, которая вдохновляла многих художников на создание великолепных картин. Особенно красива ранняя осень, когда деревья покрыты разноцветными листьями. Глядя на пестрый пейзаж, получаешь огромное душевное наслаждение.
Такое же впечатление производит картина И.И. Шишкина «Осенний пейзаж. Парк в Павловске». На ней изображена ранняя осень в тихом опустевшем парке. Большинство деревьев еще не сбросили листву, а лишь только оделись в разноцветные наряды. Центральное место в картине занимает озеро. В нем, как в зеркале, отображается красота Павловского парка. Справа раскинулся золотисто-красный нарядный клен. Слева художник изобразил несколько темных деревьев. Они похожи на огромных великанов, спрятавшихся от всех на небольшом островке посреди озера. Вдали виднеется стройная  красивая березка, склонившаяся к воде. Ее листва уже окрасилась в пестрый праздничный осенний наряд. Сквозь ветви деревьев просвечивает тихое бледно-голубое небо. Глядя на него, можно даже ощутить свежесть и прохладу  осеннего воздуха. Вся природа, изображенная на картине, кажется задумчивой, печальной и полной таинственности.
В своей картине «Осенний пейзаж. Парк в Павловске» И.И. Шишкин сумел очень точно и правдиво передать все краски осени. После просмотра картины возникает желание самому очутиться на берегу озера и полюбоваться красотой природы.

2. Стихотворения, сочинённые ученицами:

Осень

Осень – добрая старушка,
Мир укутывает в шаль.
Так приветлива, красива,
Только много плачет, жаль…
Серый дождь – её слезинки,
Тучи в небе – седина.
Замела листвой тропинки,
Словно золотом она.
На дворе гуляет ветер,
Птицы тянутся на юг.
Небосклон угрюм и беден,
Засыпает всё вокруг.

Орлова Анастасия

Закружились листья за окошком,
Потускнело небо над Невой,
И приехала осенняя царица
В колеснице с золотой резьбой.
Распустила позолоченные косы,
Разбросала золото вокруг.
Охладила воду в реках и озёрах,
Прогнала птиц всех на дальний юг.
И зажглись огни в осеннем парке
На аллее у ночных дорог,
По которым шествует царица,
Превращая листья в огонёк.
И у школы после первого урока
Дети запускают корабли
В их последний путь по глади водной,
Ожидая ледяной зимы.

Самусенко Юлия

3. У картины И.Левитана «Золотая осень» (рассказ экскурсовода) Работа Федотовой Насти:

Вы видите перед собой картину И.И. Левитана – «Золотая осень». Исаак Ильич Левитан (1861-1900) родился в Литве. Он – выдающийся русский художник. «Великий труженик, великий мастер, он каждодневно совершенствовался – ему всегда казалось, что можно сделать лучше, он волновался и мучился… Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова «родина», он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности», – так говорил о Левитане К.Ф. Юнон.
Картина Левитана «Золотая осень» (1895) находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это самая популярная картина Левитана, посвященная русской осени. «Золотая осень» особенно любима зрителями. Пейзаж был написан в имении Горка Тверской губернии, где Левитан гостил у друзей. Художник нашел в ней яркий пример осеннего пейзажа, о котором писал еще А.С. Пушкин: «В багрец и золото одетые леса». Богатое сочетание золотисто-желтого, голубого и зеленого, к которому кое-где примешан багряный, написано в бесконечном богатстве оттенков.
Здоровье у художника было слабое и, как рассказывал А.П. Чехов, во время создания картины ему нездоровилось. Несмотря на это художник написал «Золотую осень» в ярких красках. Самому Левитану этот пейзаж не нравился. Он называл его грубым. Но большинству зрителей все равно нравится эта картина.
А сейчас мы переходим к следующей картине…

4. Письмо подруге. Работа  Свелокузовой Марии:

Здравствуй, Настя!
Знаю, что тебя интересует живопись. Недавно видела картину, которая мне понравилась.
Наш знаменитый Летний сад всегда вдохновлял художников. Особое очарование саду придает осень. Художник Исаак Бродский тоже не сумел устоять перед красотой этого парка. На его картине «Летний сад осенью» мы видим солнечный осенний день. Перед нами широкая, уходящая вдаль аллея. По бокам высокие деревья, листва с которых наполовину осыпалась и лежит на земле. Невдалеке справа – большая беседка для отдыха. Видны фигуры гуляющих посетителей парка. Небо голубое, местами полуприкрытое облаками.
Думаю, что художник любил осень. Большое количество листьев на картине создают впечатление лёгкости, воздушности и тепла. Самого солнца И.Бродский не изобразил, но чувствуется, что день погожий. Погожие осенние дни – это редкость для Петербурга, поэтому вдвойне приятно насладиться осенним теплом хотя бы благодаря этой картине.
Советую, Настя, посмотреть её репродукцию. Думаю, тебе тоже понравится.
До свидания! Пиши!

Маша

Приложение 2