Цель урока:
- Познакомить детей особенностями глаголов неопределённой формой.
- Развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений.
- Учить правильно, ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределённой форме.
- Развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись.
- Прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку.
- Воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
II. Чистописание.
- Запишем число, классная работа, сочетания букв: ть, ти, чь инфинитив.
- Почему их написали? Где они нам могут встретиться? Что знаете о новом слове? (Предположения детей.)
III. Актуализация знаний о глаголе.
1. Интервью.
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
- Что вы больше всего любите? (Люблю действовать.)
- Что вы больше всего не любите? (Не люблю предлоги и известную всем частицу.)
- Что бы вы пожелали ребятам?
Чтобы русский все ребята.
На «десятку» знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
- О какой части речи пойдёт речь на уроке?
- Конечно же – это знакомый незнакомец Глагол.
- Почему я так сказала? (Потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё.)
2. Составление схемы.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?
- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?
- Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?
- А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим...
IV. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
- Прочитайте написанные на доске слова: выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти.
- Найдите в них общее. (Глаголы, все слова имеют безударную гласную.)
- Какие можете назвать различия? (Число, с приставками и без приставок, время.)
- Распределите данные слова по временам: п.в., н.в., б.в. (1 у доски, остальные на листочках).
- Проверяем.
- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?
- Слова «решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?
- Какая перед нами возникла проблема?
- Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения ...
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке? (Глаголы, у которых нельзя определить время и число.)
- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.
- Чему хотите научиться на уроке?
- А где мы можем узнать о новой форме глагола?
- А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?
V. Изучение нового материала.
- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя.) Число? (Число также нельзя определить.)
- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)
- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.
- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока? (Неопределенная форма глагола.)
- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами.)
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный».
Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Записать глаголы в неопределенной форме.
- Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.
- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.
- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? (Имеют окончания: -ти, -ть и оканчиваются на -чь.)
- Кто попробует сделать вывод ?
- Откройте учебники на стр. 180, прочитайте вывод.
- Что можете сказать? Какое противоречие вам встретилось? (Суффикс ... .)
Существует две школы – мы придерживаемся Московской школы...
Такие глаголы имеют 3 названия.
- Какое из этих названий вам незнакомо? (Инфинитив – лат. слово «неопределённый». Почему эта форма глагола называется неопределённой?
- Для чего нам нужны эти знания?
VI. Физкультурная минутка для глаз.
VII. Закрепление изученного материала.
1. Упр. 413 с.181 (4 ученика самостоятельно).
- Какие глаголы мы писали?
2. Игра «Будь внимателен!»
(Коллективно.)
Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.
- Зарубить на носу. (Запомнить.)
- Клевать носом. (Дремать.)
- Пропустить мимо ушей. (Прослушать.)
- Вставлять палки в колёса. (Мешать.)
- Делать из мухи слона. (Преувеличивать.)
- Обвести вокруг пальца. (Обмануть.)
- Держать язык за зубами. (Молчать.)
3. Карточка.
(Индивидуально 3 человека.)
Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы. Подчеркнуть глаголы.
Полезные советы.
Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю)
зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо
(делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу)
ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.
VIII. Итог урока.
- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Какие окончания имеют данные глаголы?
- Почему эти глаголы так названы? (Не указывают на время и число).
- Что заметили на схеме?
- Как понимаете слово «инфинитив»?
IX. Рефлексия.
- Какое открытие вы для себя сделали?
- Интересно ли вам было на уроке?
- С каким настроением вы работали?
- Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.
X. Домашнее задание.
- Выписать 10 пословиц с глаголами неопределенной формы.
- Упр. 417, составить два предложения.