Цели:
- Обучающие:
- ознакомление с правилом написания «Н и НН в суффиксах причастий»;
- формирование умения различать отглагольные прилагательные и причастия; формирование умения составлять схему-алгоритм.
- Развивающие:
- развитие логического мышления учащихся, их творческих способностей;
- развитие умение работать в группах, умение анализировать полученный материал и применять его на практике.
- Воспитательные:
- воспитание стремления к совершенствованию грамотной устной и письменной речи; воспитание положительного и внимательного отношения к русскому языку.
- формировать грамотность, речевую культуру, осознанные мотивы учения; 2) формировать навыки информационной грамотности и культуры;
- добиваться глубоких знаний на основе организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, используя информационные компьютерные технологии в урочной деятельности.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Сегодня наш урок мне хочется начать со строчек стихотворения Б.Л.Пастернака:
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протёкших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время, охватывая нить,
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытия.
На экране показывается портрет Б.Л.Пастернака и его стихотворение. (Слайд 2)
Учитель: Какова основная мысль стихотворения?
Ученики: Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это и есть его открытие.
Учитель: А вы хотели бы «свершать открытия»? Хотелось бы вам «дойти до самой сути»? Тогда нам без учебника, ручки, тетради и карандаша не обойтись. Проверьте свою готовность к уроку. Открываем тетради и записываем число.
II. Проверка домашнего задания
А. Поиграем в «Верю – не верю» (Слайд 3)
1. Причастия могут быть действительными и
страдательными. ДА? НЕТ?
2. Причастие, обозначающее признак того предмета,
который сам совершает действие, называется
страдательным. ДА? НЕТ?
3. -НН-, -ЕНН-(-ЁНН-), -Т- – это суффиксы страдательных
причастий прошедшего времени. ДА? НЕТ?
4. Причастный оборот – это причастие + главное
слово. ДА? НЕТ?
5. Причастный оборот в предложении всегда
выделяется запятыми. ДА? НЕТ?
6.Причастие – особая форма глагола, которая
обозначает признак по действию. ДА? НЕТ?
7. Страдательные причастия образуются с помощью
суффикса -НН- от глаголов на -ать, -ять, -еть. ДА?
НЕТ?
Самопроверка. Ключ: ДА: 1, 3, 6, 7 НЕТ: 2, 4, 5 (Слайд 4)
Б. Работа по орфографии
Тест «Правописание причастий» (распечатка теста на каждом столе) (Слайд 5)
1. В словах какого ряда пишется Е?
А) выкач..нный воздух, ставни затвор..ны
Б) продемонстриров..нный, разгорож..нный
В) сказ..нное, взлеле..нный
Г) брош..нный, вывороч..нный
2. В словах какого ряда пишется А?
А) узн..нный, заброш..нный
Б) асфальтиров_нный, призн_нный
В) прикле_нны.., связ..нный
Г) постриж..нный, выкач..нное колесо
3. В словах какого ряда пишется НН?
А) застеклё..ое окно, связа..ый шарф
Б) тетради провере..ы, украше..ый стол
В) покраше..ый забор, история рассказа..а
Г) портрет нарисова.., грибы собраны
Самопроверка. Ключ: 1) Г 2) Б 3)А (Слайд 6)
III. Фронтальный опрос. Этап всесторонней проверки знаний
А. Синтаксическая разминка
1 задание: Начертите схему данного предложения, объясните знаки препинания (Слайд 7).
Осенняя кладовка заполненная стеклянными банками картонными коробками сушёными фруктами бездонными бочками с пчелиным мёдом даёт ощущение необыкновенного порядка и спокойствия.
Б. Психологическая подготовка к восприятию нового материала
2 задание: распределите слова с выделенными орфограммами в 5 столбиков в зависимости от написания, добавив по одному примеру.
Н+Н | АН
ЯН ИН искл. |
ОНН ЕНН искл. |
ЕНН НН |
ЕН Н |
– Для каких частей речи применимо данное
правило?
– Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах
прилагательных, образованных от
существительных. Ваши примеры.
– Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах
причастий.
Орфографическая задача (проблемная ситуация)
Тушёные овощи, тушённые в духовке овощи, потушенные овощи (Слайд 8)
Учитель: Внешне слова одинаковые, а пишутся по-разному. Почему?
Формулирование темы и цели урока (Слайды 9, 10).
IV. Изучение нового материала
Исследовательская работа в группах(распечатка заданий на каждом столе) (Слайд 11)
1 группа.
Задание: определите вид глаголов, от которых образованы данные слова, объясните написание н-нн.
Кошеные травы, купленный товар, решенная задача, глаженая рубашка, брошенные скворечники, сказанное слово, моченые яблоки, рождённый младенец, стираное бельё.
Ключ:
сов.вид. – купленный, решённая, брошенные,
сказанное, рождённый;
нес. вид. – кошеные, глаженая, мочёные, стираное.
2 группа.
Задание: разберите выделенные слова по составу. Сравните морфемный состав слов. Объясните написание н-нн.
Кошеные травы – скошенные травы
Мощёная улица – вымощенная улица
Тканый ковёр – вытканный платок
Резаный арбуз – изрезанный арбуз
3 группа.
Задание: чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика. Объясните написание н-нн.
Тканый ковёр – тканный мастером ковёр
Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста
Гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки
Варёный картофель – варённый в котелке
картофель
4 группа.
Задание: выделите суффиксы, объясните написание н-нн.
Утрамбованная дорога
Замаскированный дом
Фасованные сладости
Концентрированный напиток
Военизированная охрана
Маринованные огурцы
Выступления учащихся с результатами исследования.
Учитель: Прочитайте теоретический материал на стр. 196 и ответьте на вопросы:
Чем отличаются отглагольные прилагательные от
причастий?
Сколько Н пишется в отглагольном прилагательном?
При каком условии?
При каком условии в причастии будем писать НН?
Чем отличается полное причастие от краткой
формы?
Опорный конспект (Слайд 12):
Н | НН |
1. Образовано от глагола несовершенного вида (топленый – что делать? топить) | 1.Образовано от глагола совершенного вида (брошенный – что сделать? бросить) |
2. Нет приставки (кроме НЕ, она роли не играет) | 2. Есть приставка (растопленное масло) |
3.Нет зависимого слова (топленое масло) | 3. Есть зависимое слово (топленное на слабом огне масло) |
4. Нет -ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- | 4. Есть -ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- (асфальтированный) |
Исключения: кованый, жёваный, смышлёный, незваный, названый, посажёный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, раненый, отчаянный, желанный, читанный, виденный.
V. Лингвистическая физминутка (Слайд 13)
Учитель: А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу отыменные прилагательные и причастия. Если слышите причастие – руки вверх – потянулись, отыменное прилагательное – руки в стороны – поворот туловища вправо-влево.
ЗАКОННЫЙ, ПОТРАЧЕННЫЙ, СОВИНЫЙ, ИЗУЧЕН, ОЛОВЯННЫЙ, ИСТОПТАННЫЙ, ЦАРСТВЕННЫЙ
(Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями.)
VI. Словарная работа (Слайд 14)
Закреплять изученную тему мы будем с использованием алгоритма. Запишем это слово в словарики.
АЛГОРИТМ [лат.] – это 1) последовательность проведения вычислительных операций для определения искомого результата, искомой величины. Последовательность действий для выполнения какой-либо задачи. 2) порядок действий, правила, используемые в процессе какой-либо деятельности.
Задание: Составить с записанным словом простое предложение, осложнённое причастным оборотом. После выполнения задания осуществляется выборочная проверка.
VII. Составление алгоритма (Слайд 15)
Учитель вместе с ребятами составляет алгоритм работы над правилом «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».
VIII. Закрепление изученного
А. Работа с алгоритмом.
Упражнение №1. Один ученик у доски, остальные в тетради.
Задание: спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически объясняя свой выбор.
Печё..ые яблоки, печё..ые в духовке яблоки, испечё..ые яблоки, непечё..ые яблоки, жаре..ый картофель, жаре..ый с грибами картофель, картофель пожаре.., толчё..ый сахар, толчё..ый в ступе сахар.
Упражнение 451 учебника – выборочно-распределительная работа. Выписать слова с главным или зависимым словом с Н-НН в 2 столбика: 1столбик – Н, 2 столбик – НН.
После выполнения задания осуществляется выборочная проверка.
Б. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1 (Уровень В)
Списать, вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания. Начертить схему.
Живем мы в цивилизова..ом мире высотных зданий мощё..ых и асфальтирова..ых улиц и площадей автобусов и троллейбусов переполне..ых озабоче..ыми людьми.
Карточка № 2 (Уровень С)
Списать, вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания. Начертить схему.
На картине писа..ой масля..ми красками были изображе..ы дикови..ые фрукты а на льня..ой скатерти тка..ой шёлком была поставле..а китайская ваза.
IX. Физминутка для глаз (Слайд 16)
X. Самостоятельная работа
Буквенный диктант с использованием сигнальных карточек (Слайд 17)
1) Ржа..ой хлеб, 2) фасова..ые продукты, 3) вычище..ый колодец, 4) купле..ый в магазине,5) вяза..ый шарф, 6) ягоды собра..ы, 7) газирова..ая вода, 8) гружё..ые повозки, 9) варё..ый в котелке, 10) неезже..ые дороги, 11) усыпа..ая тропинка, 12) кваше..ая в бочке капуста, 13)неслыха..ый успех, 14)купле..ый карандаш, 15)льви..ая грива, 16)ране..ый в плечо.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Ключ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
н | нн | нн | нн | н | н | нн | н | нн | н | нн | нн | нн | нн | н | нн |
Поставь себе оценку: «5» – за 16 правильных ответов, «4» – за 13-15, «3» – за 9-12, «2» – за 6-8.
XI. Рефлексия. Подведение итогов (Слайд 18)
XII. Задание на дом
Учитель дает задание к следующему уроку,
разъясняет его содержание (Слайд 19).
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.
1) § 38, стр. 196-197.
2) На выбор:
Уровень А: упр. 449
Уровень С: творческая работа.
Сочинение-миниатюра «За праздничным столом», «Я
готовлю обед».