Тип урока: комбинированный.
Цели.
Общеобразовательные:
– повторение знаний о местоимении,
обогатив новым материалом, систематизировав его;
– осознанное овладение нормами языка,
орфографическими, пунктуационными,
грамматическими правилами на основе
теоретических знаний;
– овладение умениями и навыками в производстве
правильной литературной речи в устной и
письменной форме.
Развивающие:
– развитие образного и логического
мышления и речи;
– обогащение словарного запаса.
Воспитательные:
– воспитание любви к родному языку, культуры письма.
Методы.
Методы организации и осуществления УПД:
– словесные (рассказ, беседа);
– наглядные (таблица, карточки);
– эвристический;
– практический.
Методы контроля и самоконтроля УПД:
– индивидуальный опрос;
– фронтальный опрос;
– работа в парах, группах.
Методы стимулирования и мотивации:
– создание игровой ситуации;
– задания занимательного характера;
– поощрение.
Оборудование: маршрут путешествия, таблица, карточки с предложениями для работы в группах, парах, загадки, словарные слова, презентация (Приложение1).
КОМПЛЕКТАЦИЯ КАБИНЕТА КОМПЬЮТЕРАМИ:
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: 1ПК, проектор, экран, интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Мне приснился накануне урока “Волшебный сон” о том, как мы с вами путешествуем по волшебной стране.
Путешественники обычно ведут дневник. У нас в качестве дневника будет тетрадь.
3. Запись числа, классной работы.
Наше путешествие мы начинаем 17 февраля. Запишем в тетради.
4. Словарная работа.
Сказочное “Древо слов”.На чем мы можем отправиться в путешествие? (Ученик у доски)
Чтобы пройти сквозь дерево, надо написать слова грамотно.
Самолет, машина, пароход, метро, велосипед, трамвай, троллейбус, поезд, автобус.
Проверим, все правильно написано?
Но, несмотря на богатый выбор видов транспорта, мы отправимся пешком, чтобы как можно лучше рассмотреть все вокруг.
Перед нами маршрут нашего путешествия.
- А кто знает, что обозначает слово маршрут? (Слайд2)
Слово французское, состоящее из двух частей, обозначающих
Марш – “ходьба” |
|
французский => маршрут – … |
|
Рут – “дорога” |
Запишем на новой строке слово маршрут и значение его частей.
5. Сообщение цели и задачи урока.
Преодолев сказочное “Древо слов”, мы оказались в “Волшебной стране”. У нас на пути и “Колодец повторения”, и “Горы неизвестного”, и “Просека выводов”, и “Поэтический теремок”, и Избушка падежей”, здесь же “Река ошибок” (которая иногда разливается, иногда мелеет), “Берег грамотеев” и “Парк вдохновения”. Чтобы преодолеть все препятствия и успешно дойти до “Города местоимений”, мы должны:
Во-первых, вспомнить то, что вы учили о местоимениях в 3 классе;
Во-вторых, узнать новые, неизвестные пока, морфологические признаки;
В-третьих, научиться находить в тексте местоимения и правильно их употреблять в речи.
У каждой команды должен быть девиз. Наш девиз (прочитать хором всем классом):
“Я, ты, он, она –
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья...”
П. Рожденственский (Слайд1)
Итак, дружной командой мы отправляемся дальше.
6. Повторение. Актуализация знаний.
Перед нами “Колодец повторения”. Наша задача почерпнуть из кладовых памяти как можно больше знаний. Девиз у нас не простой. Произнесем первую строчку. Это слова какой части речи?
– Что же такое местоимение? Расскажите все, что вы знаете.
Посмотрите еще раз на девиз. Местоимение Я какого лица? Ты? Он? Она? (можно по карточкам фронтально)
А сейчас усложним задание. Я назову местоимение с предложением, а вы должны назвать начальную форму местоимения.
передо мной – я,
у вас – вы,
с нами – мы,
за тобой – ты,
к ним – они.
Благополучно мы справились с этим заданием.
Местоимение – это самостоятельная часть речи? Попробуем доказать или опровергнуть.
7. Наблюдение над языковым материалом.
А на пути нашем выросли “Горы неизвестного”.
А в толковом словаре написано так:
“Местоимение, -я, ср. В грамматике слово (существительное, прилагательное , числительное или наречие) в предложении, указывающее на предмет или признак и заменяющее соответствующие знаменательные имена и наречия”. (С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова “Толковый словарь русского языка”)
По какой схеме вы обычно выполняете морфологический разбор любой самостоятельной части речи? (1,Общее значение. II.Морфологические признаки. III.Синтаксическая роль.)
Теперь попробуем доказать или опровергнуть, что местоимение – это самостоятельная часть речи.
Перед вами текст (этот текст есть и в учебниках на стр.140).
Задание. Работая над ним, мы выясним: является ли местоимение самостоятельной частью речи. Результаты наших исследований будем записывать в тетради.
Сейчас зима. Но…(Слайд 3)
– Работать будем над выделенными местоимениями. Назовите их.
– Записываем первое предложение без изменений.
– Местоимение она какое слово заменяет?
– Пишем второе предложение, а в скобках слово весна. На какой вопрос отвечает оно? (Один ученик вписывает слово весна, остальные записывают предложение в тетради).
– В третьем предложении есть местоимения? (нет). Записываем без изменений.
– В четвертом? (есть) Какое слово заменяет? Пишем четвертое предложение. (Второй ученик вписывает)
– Пятое предложение. Местоимение несколько какой частью речи можно заменить? Пишем, в скобках вставляя числительные, проговаривая.
– Какое из выделенных местоимений указывает на предмет, какое – на признак, а какое на количество? На какие вопросы отвечают? (кто? Какой? Сколько?) Можно сказать, что местоимение обозначает предмет.
Значит, местоимение указывает не только на предмет, но и на признак, и количество.
Мы доказали I часть плана. Есть значение у местоимения? Давайте проверим, есть ли морфологические признаки.
– Можно определить падеж? (да)
В каком падеже стоит местоимение она? такая (надо посмотреть на существительное, с которым связано)? несколько (замените словом неделя – через неделю -…)?
– Можно ли определить род, число? Определите. (Ученик у доски) (Можно: она, такая. Нельзя: несколько)
– Имеют выделенные местоимения морфологические признаки? (да)
– Теперь определим каким членом предложения является?
– Подчеркните. (Ученик у доски)
– Давайте подведем итог исследований о местоимении.
– Местоимение – это самостоятельная часть речи?
– Попробуйте обобщить все сказанное и сделать выводы о местоимении. (Несколько учеников отвечают.)
8. Работа с учебником.
Мы преодолели “Горы” и дальше “Просека выводов”.
Откройте учебники.
– Такой ли вывод сделали мы? Проверим.
9. Отработка навыков и умений применения знаний на практике
.Идем дальше. А перед нами “Поэтический теремок”.
– Нравится теремок? Как вы думаете, почему он так называется? Давайте вспомним, какие стихи вы читали на уроках литературы в этом году?
Здесь мы не просто будем слушать внимательно отрывки из сказок, но и выписывать местоимения из них.
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ. Слушаем внимательно. Запишите местоимения в столбик вместе с предлогами.
1)Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Что тебе надобно, старче?”
2)Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уже и следа;
Перед нею изба со светелкой...
3)Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости...
4)Там за речкой тихоструйной,
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора.
Проверим. (Слайд4)
– У кого так же?
– Узнали вы сказки? Назовите.
Дополнительные вопросы:
- На что указывает местоимение?
- Какие еще морфологические признаки могут быть у местоимения? На какие вопросы может отвечать?
Погостили в теремке, продолжаем путь дальше.
А дальше “Избушка падежей”
– Местоимения выписаны, определите падеж. (Ученик у доски записывает)
– Проверим, есть ли у этих местоимений падежи. Будьте внимательны, чтобы не очутиться в реке ошибок.
– Проверим, что получилось.
На доске и в тетради:
к нему – д.п.
тебе – д.п.
он – и.п.
ко своей – д.п.
перед нею – т.п.
их – в.п.
в ней – п.п.
– Опять мы все вместе продолжаем путешествие дальше.
Мы уже на “Берегу грамотеев”. Многое знаем о местоимениях. Но знаете ли вы, что местоимения представляют сравнительно небольшую группу слов (общее число их около 70), но по частоте употребления занимают третье место (после существительных и глаголов).
Личное местоимение Я, например, очень часто употребляют в поэтической речи. Как вы думаете, почему? (В лиричном произведении поэт часто рассказывает о своих чувствах, личных переживаниях, о своем восприятии жизни, событий.)
Вот перед вами строки из дневника внимательного, наблюдательного путешественника. Такого же как мы с вами. Я прочитаю вам текст, а вы потом мне ответите, понятно ли вам о ком идет речь? (Слайд5)
Много в жизни своей я бродяжничал, но в какое бы новое место ни приходил, везде мне хотелось построить себе дом и долго жить. Так я обыкновенно и приступал к изучению любого края, будто бы я избираю себе место, где бы мне построить свой дом.
– О ком речь? Почему мы не поняли о ком идет речь?
Это, ребята, знакомый вам М.М.Пришвин.
– Ребята, а что надо сделать, чтобы было понятно сразу, что это М.Пришвин?
– Чем, по-вашему, лучше заменить местоимение Я? А местоимение мне? (ему) я? (писатель) я? – (он)
Напишем второе предложение уже измененное. Будьте внимательны, чтобы не оказаться в реке ошибок.
Не рекомендуется начинать текст с местоимения третьего лица, так как будет не ясно о ком или о чем идет речь.
Непросто работать с местоимениями. В этом мы с вами убедимся, разбирая следующее предложение.
10. Лабораторная работа (редактирование текста).
Задача: устранить речевые недочеты в тексте.
Итак, мы в “Туннеле”, выбраться из него нам поможет только ваше внимательное отношение к местоимениям. Будьте внимательны.
– Послушайте предложение.
Мальчик снял шапку с головы и подбросил ее вверх. (Слайд6)
– Подумайте, почему получилась такая двусмысленность? (Местоимение часто заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.)
– Постройте предложение так, чтобы смысл не искажался.
– А теперь попробуйте самостоятельно. Работаем в парах. Представьте, что вы нашли такие заметки:
1 вариант.
- К дубу подошел лось. Он был могучий и красивый. – Первая парта.
- Груша упала на землю. Она была совсем зеленая. – Вторая парта.
- Диван стоял в доме. Он был деревянный. – Третья парта.
II вариант.
- Катя встала на скамейку. Она покачнулась. – Первая парта.
- На дереве распустились почки. Они были зеленые. – Вторая парта.
- Снег падал в лесу. Он весь искрился. – Третья парта.
III вариант.
- Толя подошел к дому. Он был высокий. – Первая парта.
- Надя подошла к клетке с тигром. Он зарычал. – Вторая парта.
- Щенок подбежал к мальчику. Он вилял хвостом. – Третья парта.
Задание. Поработайте корректорами! В предложениях устраните речевые недочеты, если они есть.
Две небольшие группы (четвертые и пятые парты)
получают особое задание – отредактировать
текст. Запишите получившиеся предложения.
Проверим, что получилось.
– Сначала прочитайте предложение как оно записано, затем свой вариант.
– А теперь внимание на доску. (Представитель – читает текст и комментирует)
– Какая ошибка здесь? (повторяет)
– Неправда ли очень часто такую ошибку допускают в сочинениях.
Местоимения нужны в нашей речи, но надо уметь правильно их использовать, чтобы не создавались двусмысленности. И все же местоимения украшают нашу речь. Без них мы не смогли бы связать одно предложение с другим.
Мы с вами почти уже у цели.
11.
Мы в “Парке вдохновения”.У Ксении для вас сюрприз (загадка).
12. Итог. Рефлексия.
(Слайд7)– Что вспомнили?
– Что нового узнали?
– Выполнили мы то, что наметили в начале нашего путешествия?
– Что понравилось?
Сегодня хорошо работали ...
Домашнее задание (Слайд8) – составьте по аналогии свою загадку о любом предмете или упр. в учебнике.
Я довольна, что вы многое знаете, помните и сумели открыть для себя новое, интересное.
Желаю вам успехов в дальнейшей работе над темой “Местоимение”.
Литература
- С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова “Толковый словарь русского языка”.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. Для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
- Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. Ладыженской.