Урок русского языка "О родном крае с любовью" (односоставные определенно-личные предложения). 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели урока:

1. Закрепить знания об определённо - личных предложениях, обозначить сферу их употребления, формировать навык нахождения определённо- личных предложений в тексте и использования их в речи.

2. Развивать мышление, культуру речи.

3. Воспитывать любовь к родному краю, интерес к творчеству поэтов – земляков, к изучению русского языка и литературы.

Оборудование: видеоролик о Короче, песни, музыка, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Показ видеоролика с “Песней о Короче”.

3. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка, который посвящён родному Корочанскому краю, нашей малой Родине. Он называется “О родном крае с любовью”. Обращение к теме связано с изучением односоставных определённо - личных предложений.

Наши задачи:

  • Закрепить знания об определённо - личных предложениях, определить сферу их употребления, уметь находить определённо - личные предложения в тексте и употреблять речи.

Эпиграфом нашего урока станут слова В.Солоухина

К родному краю сердцем прикоснись!

1. Работа с эпиграфом.

- Ребята, посмотри на это предложение , запишите его, подчеркните грамматическую основу, дайте ему характеристику.

(- это предложение повествовательное, восклицательное, простое, односоставное, о/л с обобщённым значением, распространённое)

2. Теоретическая разминка

- Вспомним, какие предложения называются односоставными?

- На какие группы делятся односоставные предложения? (с главным членом сказуемым - глагольные, с главным членом подлежащим – назывные).

- Среди односоставных глагольных предложений выделяются определённо- личные предложения. По каким признакам мы их находим? (сказуемое выражено формой глагола 1-го и 2-го лица ед. и мн. ч. изъявительного и повелительного наклонения. Мысленно можно подставить местоимения я, ты, мы, вы).

- Какова сфера употребления о/л предложений? (О /л предложения типичны для разговорной речи, особенно для диалога. Встречаются ли эти предложения в других стилях речи.).

3. Работа по учебнику. Обратимся к нашему учебнику, откроем упражнение 136.

- Прочитаем текст. (Задания по группам)

- Каков стиль речи?

- Назовите тему текста?

- Тип речи?

- Есть ли односоставные предложения? Выпишем. Назовите их вид.

4. Работа по составлению диалога

- Давайте попробуем составить диалог. Пусть начало его будет таким. На уроке нас попросили ответить на один из вопросов:

- Что вы больше всего любите в нашем Корочанском крае? Что думаете о нём? О чём переживаете? Непрерывным потоком посыпались ответы:

Предполагаемые ответы:

- Люблю простор родного края.

- Люблю чистую родниковую воду Ясного колодца.

- Люблю наш родной город в любое время года.

- Часто хожу на Белую гору, чтобы полюбоваться на наш город.

- С удовольствием слежу за полётом птиц в высоком небе.

-Думаю, что нигде нет такой красоты.

- Переживаю за состояние природы в нашем районе.

- Хочу сохранить родную природу для наших потомков.

Учитель

- Почему в диалогах уместно использование о/л предложений?

(1. Потому что разговор ведут люди, которые видят, знают друг друга, и им нет необходимости называть себя. 2. Потому что в репликах диалога употребляются глаголы 1 и 2 лица, а они не нуждаются в подлежащем).

Учитель

- Ребята, на дом вы получили задание: найти пословицы, поговорки, мудрые высказывания, связанные с родным краем.

4. Давайте по цепочке прочитаем по предложению из “своих” материалов.

Предполагаемые пословицы и высказывания:

  • “Не криком, а трудом доказывают любовь к Родине” (Всеволод Иванов)
  • “Россия без каждого из нас обойтись может, но нам без неё не обойтись” (И.С. Тургенев)
  • “Земля... Земля! Не открою истины, если скажу, что самым бесценным богатством, каким обладает человек, является земля” (А. Ананьев.)
  • “Родной землёй мы называем тот край, где родились и выросли, если даже он покрыт болотами и песками” (В. Чивилихин)
  • “А главное всё-таки: люби, люби и люби своё отечество! Ибо любовь эта даст силу, и всё остальное без труда совершишь”. (М.Е. Салтыков- Щедрин)
  • Поезжай по великой России и над ней в синеве пролети. (П. Черных)
  • Береги Родину, как зеницу ока.
  • Нет сына без Отчизны.
  • Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
  • Всякому мила своя сторона.
  • Дома и стены помогают.
  • Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.

5. А сейчас выполним работу в группах, закрепим знания об односоставных предложениях, выделим среди них определённо-личные предложения:

Задание 1группе:

Выпишите только односоставные предложения, определите их вид, подчеркните грамматическую основу:

1. У цветущей пшеницы, у клёна вечерами подолгу стою. ( М. Смоляков)

2. А я прилягу у межи под песни голосистые. (М. Смоляков)

3. Отчизне нет ни конца, ни края....(И. Пашков)

4. В реченьке Корочке звёзды - свечи тают. (В. Решетникова)

5. Ах, душистой акации цвет... (В. Решетникова)

(1, 3, 5)

Задание 2 группе

Выпишите только односоставные предложения, определите их вид, подчеркните грамматическую основу.

1. Душа моя рвётся на Родину. (И. Пашков)

2. Давай попрощаемся с осенью. (И. Пашков)

3. Здравствуй, матушка Русь! (В. Виноходов)

4. За селом полыхают зарницы, догорающий день провожая. (Т. Трясорукова)

5. Люблю места родные эти,

Здесь на душе мне так светло! (М. Лазарев)

(2, 3, 5)

Задание 3 группе

Выпишите только односоставные предложения, определите их вид, подчеркните грамматическую основу.

1. За горою дальнею догорает лето. (В. Решетникова)

2.

Не предрекайте отчизне ненастья,
Давайте поверим в неё. (И. Пашков)

3. Белгородчина – край соловьиный, полевой необъятный простор. (Т. Трясорукова)

4. Уголка нет на свете красивей, Белгородского края милей. (Т. Трясорукова)

5. Мать – Россия, прими покаянье моё. (В. Решетникова)

(2, 4, 5)

Проверка выполненного задания

Учитель

- Вы, наверное, заметили, что все предложения в заданиях взяты из поэтических текстов наших поэтов – земляков. Напомним их имена.

(Василий Виноходов, Михаил Лазарев, Иван Пашков, Вера Решетникова, Михаил Смоляков, Талина Трясорукова).

- О чём они писали?

- Послушайте стихотворение Веры Решетниковой. (Выступление ученицы )

6. Минута релаксации (звучит инструментальная музыка “Одинокий пастух)

Учитель

- Какие картины вы представили, слушая эту музыку.

7. Анализ текста “Песни о Короче”, которая звучала в начале урока

Задания по тексту:

- Выписать односоставные предложения:

1 группа

Светлеет на душе от птичьих стай,
Тебя дороже нет, мой отчий край.
В цвету весеннем ты или в снегу,
Тобой налюбоваться не могу.

2 группа

В разлуке о тебе тоскую я,
Родная Корочанская земля.
С тобою мне и дышится вольней,
В тиши любимых улиц и полей.

3 группа

Моя Короча, яблоневый сад,
Колодцем “Ясным” смотрит в небеса.
Любимый город, сердцем не солгу,
Тебя, как мать родную, берегу.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Продолжите одно из предложений:

- Урок мне понравился, потому что...

- Урок мне не понравился, так как ...

- Самым ценным на уроке было...

9. Домашнее задание по группам:

  • 1 группа - сочинение-миниатюра “ Мой край родной”, с использованием односоставных о/л предложений.
  • 2 группа – упр. 142 (выписать только односоставные определённо- личные предложения)
  • 3 группа - упр.143 (продолжить диалог)

10. Звучит музыкальный фрагмент песни о родном крае в исполнении В. Толкуновой.