Цели деятельности:
|
Проверяют свою готовность к уроку (наличие всех необходимых инструментов на парте). |
ЭТАПЫ 1. Организационный. 2. Мотивационный. Прочитайте текст. Выпишите В СТОЛБИК все существительные (повторяющиеся слова не выписывайте). Кот-ворюга Кот воровал всё: рыбу, мясо, сметану, хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля всё равно была сорвана. Мы клялись поймать кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и рассказали, что на рассвете кот пронёсся через огороды и протащил в зубах пойманную нами рыбу. Кот попался этим же вечером. Он украл со стола колбасу и полез на берёзу. Кот решился на отчаянный поступок. Он сорвался с берёзы, упал на землю, подскочил и умчался под дом. (По К.Паустовскому) |
По цепочке выходят к доске и выписывают по одному им.сущ. |
НА ДОСКЕ ЗАГОТОВКА:
Объясните, на какой (ие) морфологические признаки им.сущ. вы опирались, когда искали слова этой части речи среди других? |
Выполните упр. 334 (устно). Вернитесь к им.сущ., выписанным в начале урока. Сгруппируйте их по лексическому значению. |
Про какие из выписанных существительных сложно сказать, что они обозначают предмет? Почему? | Вернитесь к формулировке темы урока и поставленным целям. Каковы два предмета вашей деятельности? |
3. Исследовательский. Работа с учебной статьёй. | |
Имя существительное от других частей
речи отличает не только уже названные вами
признаки. У этих слов, как и у всех самостоятельных, есть два значения. Какие? |
Предлагаю свои варианты ответа (вопрос, обозначает предмет). |
Чтобы разобраться лучше в особенностях слов этой части речи, мы обращаемся сегодня к теме: “Имя существительное: лексическое и грамматическое значение”. | Называют сущ. рассвет, поступок. |
Определите и сформулируйте, каких учебных целей вам предстоит сегодня достичь. | Лексическое и грамматическое. |
Обратимся за помощью к учебнику.
Открываем стр. 179. Задача: прочитать теоретический материал (стр. 179, 181), выделить главную информацию и на основе неё построить определение понятия “имя существительное”. Образец (каркас) определения понятия представлен на доске. |
Записывают тему в тетрадь. Устно формулируют цели своей деятельности. |
Проверьте правильность составления
определения понятия по образцу на доске. Проговорите вслух это определение. |
Читает вслух (стр. 179 – Ф.И., стр. 181 – Ф.И.). Фронтальная работа по заполнению каркаса (Ф.И. 7 учеников). |
4. Решение практических языковых задач. Вернитесь к формулировке темы урока и поставленным целям. Каковы два предмета вашей деятельности? |
Вслух: Ф.И. 3-х учеников. |
Найдите в определении понятия тот признак, который раскрывает перед вами новое знание о лексическом значении им.сущ. | Ф.И. |
Найдите в определении понятия те признаки, которые раскрывают перед вами новое знание о грамматическом значении им.сущ. | |
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
|
Ф.И. |
При рассуждении вы называли
морфологические (грамматические) признаки
им.сущ., значит работали с его грамматическим
значением. Каких признаков не назвали, но вы знаете про них? |
|
Выполните второе задание. Выполните третье задание. |
Ф.И. |
5. Рефлексия. | Ф.И. |
Прочитайте стихотворение А.А. Фета.
|
Урок русского языка "Имя существительное: лексическое и грамматическое значение". 6-й класс
- Тремаскина Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Русский язык
Класс: 6