Цель:
- выработка навыка грамотного письма НЕ с существительными;
- проверка знаний по данной теме;
- выявление пробелов в усвоении материала;
- расширение активного запаса слов обучающихся и знаний.
Оборудование: карточки с грамматическими задачами; тексты; тексты для 1 и 2 вариантов; текст с алгоритмом (можно на доске, можно напечатать и подарить детям); “карта путешествия” (на доске).
Ход урока
I. Слово учителя
Мы отправляемся в путешествие по стране “НЕ”. Дивом в нем является 8 чудес света, которые называются 8 чудесами раздельного написания НЕ со всеми частями речи. Но попадем туда через год. (На карте показать маршрут следования). Нужны знания. Все вы путешественники, а я, как всегда, ваш экскурсовод.
Карта путешествия.
II. Работа по теме урока
1. Слово учителя. Словарная работа.
* Свое путешествие начинаем с города СЛОВАРСКА (отмечаем флажком на карте).
* Запись слов.
Невзгоды, неуч, недоучка, неслух, несмышленыш, неурядицы, немощь, невидимка, недочеты, невежда, невежа, недоросль, недотрога, неряха, несуразица.
* Проверка работы (выборочная проверка работ учащихся).
* Устно. Толкование слов невежда, невежа, недоросль.
* Подчеркнуть существительные общего рода.
* Выделить в словах приставку недо-
Эта работа идет одновременно с выборочной проверкой словарных слов учителем.
2. Решение грамматических задач. Остановка в городе ТЕОРЕТИКОВ.
Какие из перечисленных приемов мы используем при выборе слитного и раздельного написания НЕ с существительными.
Карточка №1
1. Найти независимое слово.
2. Выяснить, употребляется ли слово без НЕ.
3. Определить падеж.
4. Есть ли противопоставление (союза).
5. Заменить слово синонимом.
6. Подобрать родственные слова.
7. Полное отрицание.
1 вариант |
2 вариант |
Слитное написание НЕ Придумать пример по образцу “не на шутку” (фразеологический оборот) |
Раздельное написание НЕ Придумать пример по образцу “встретил недруга” |
Для учителя. Запись в тетради учащихся.
Ответ: 1 в. (2, 5 + пример); 2 в. (4, 7 + пример).
3. Итог. Повторение алгоритма. Выполнение задания.
Чтобы попасть в город Орфографиков и Пунктографиков нам нужно повторить алгоритм правописания НЕ.
Выполнение упражнения. Анализ текста.
Карточка №3
- Пусть никакие (не) взгоды (не) омр…чают вашей жизн…!
- Буду ждать Вашего письма с (не) терпением.
- Пусть этот день пр…несет Вам много хорошего, пусть минуют Вас (не) приятности, (не) дуги, разоч…рования!
- (Не) лень – напишите. Всего доброго, жму руку. Еще раз спасибо за письмо, за внимание.
(Это выдержки из писем).
[Во время работы с обучающимися учитель проверяет решения грамматических задач и примера. Учет оценок обязателен, индивидуальная работа.]
4. Работа с тестами.
Мы в столице, в г. Тестов, у короля Тсета, он приготовил вам сюрприз. Вручение тестов по вариантам; дети их выполняют.
[Учитель проверяет тексты.]
Найти ответ |
1 |
2 |
3 |
(Не) нависть к врагу | + |
+ |
+ |
Большое (не) счастье | + |
+ |
- |
(Не) внимание к ошибкам | + |
+ |
+ |
Полное (не) вежество | + |
+ |
+ |
Говорил (не) правду, а ложь | - |
- |
+ |
Смешной (не) знайка | + |
+ |
- |
(Не) дело вы затеяли! | - |
+ |
+ |
Мелкие (не) взгоды | + |
+ |
+ |
Маленькая (не) точность | + |
+ |
+ |
(Не) силой борются, а уменьем | - |
- |
- |
Попытка – (не) пытка, | - |
+ |
+ |
а спрос – (не) беда | - |
+ |
+ |
Ответ № ________
(Правила работы с карточкой. Учитель составляет 2, 3 и более варианта. Условное обозначение: “+” - слитное написание НЕ, “-” - раздельное написание НЕ. Ученик читает словосочетания, предложения и помечает столбиком слитно или раздельно пишется НЕ со словом. Полученный столбик ответов сравнивает с предложенными в карточке. Ставит номер ответа. Если работает в тетради, то пишет: Ответ №1 (или 2). У учителя есть ключ-ответ.)
5. Творческая работа. Дополни пословицу.
а) В городе Умников
* Дружба крепка (не) лестью, а … (правдой и честью).
* (Не) кусок пирога, а честь … (дорога).
* Ученье - свет, а (не) ученье - … (тьма)
(Учитель поверяет, готовит итоги работы на уроке, выставляет оценки, работает индивидуально).
б) Фронтальная проверка работы
Повторить постановку тире, запятой в предложении.
III. Подведение итогов урока. Слово учителя.
Побывали сегодня в стране,
Где командует всем частица НЕ
Король Тсет правит страной толково,
Всем задание у него готово.
Он остался доволен Вашей работой.
Объявление оценок (комментарий).
Король дарит всем листок с алгоритмом. Благодарит всех за работу.
Трудный путь познанья этой орфограммы, долго будем путешествовать по стране НЕ, но попадем обязательно в город 8 чудес раздельного написания НЕ.
IV. Домашнее задание: Правило "Не с существительными и глаголами"
Сочини сказку “В стране НЕ”.