ЦЕЛИ:
- познакомить учащихся с морфологическими средствами выразительности художественного текста;
- развивать навыки вдумчивого прочтения, многоаспектного анализа художественного текста
- воспитывать внимательное и бережное отношение к слову
ЗАДАЧИ УРОКА:
- привлечь внимание учащихся к способам создания художественного образа, помочь прикоснуться к тайне труда художника слова
- формировать умение делать выводы, развивать навыки работы с текстом
- развивать навыки представления результатов своей работы (презентация, защита работы)
ОБОРУДОВАНИЕ:
- школьная доска,
- мультимедийный проектор,
- компьютер,
- тексты художественных произведений,
- план анализа фрагмента.
ТИП УРОКА: комбинированный урок с элементами исследовательской деятельности
СТРУКТУРА УРОКА:
- Введение (установление контакта с учениками, настрой на работу) 1-2 мин
- Осмысление темы урока (вспомнить основные понятия) 2-3 мин
- Работа с текстами художественных произведений, выводы по каждому этапу) 15 мин
- Самостоятельная работа в парах и представление своих выводов 5+3 мин
- Презентация учащихся о художественной выразительности служебных частей речи 4 мин
- Обобщение и закрепление темы. 4 мин
- Комментарий и запись домашнего задания 3 мин
ХОД УРОКА
ФРОНТАЛЬНАЯ БЕСЕДА
Что такое средства художественной выразительности, и какие из них мы уже неплохо знаем?
- А что изучает МОРФОЛОГИЯ?
- Сделайте вывод, на какой же основной вопрос сегодня мы с вами должны будем найти ответ?
2. Вы правы, сегодня мы познакомимся с тем, как различные части речи могут вдруг стать способом выражения авторского замысла, его желания поделиться с нами тем удивительным, что открыл он сам, Мы увидим, КАК могут работать некоторые части речи в качестве художников слова, и вы попробуете сами стать исследователями и открывателями этого процесса.
МУЛЬТИМЕДИАПРОЕКТОР:
"Каждая грамматическая форма является одновременно и средством изображения". М.Бахтин
Прежде чем мы посмотрим, КАК работает слово, вспомним, каково значение причастия. Что оно обозначает?
РАБОТА С ТЕКСТАМИ.
РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ С.МАРШАКА "ЛАНДЫШ"
(текст проецируется через мультимедиапроектор и есть на столах детей)
- Чтение (про себя, затем вслух)
- Проведем небольшое статистическое исследование:
- 1 вариант подчеркните в тексте все причастия (одиночные и с зависимыми словами)
- 2 вариант - прилагательные, подсчитайте их.
ИСПЛЬЗУЯ ДАНЫЙ ТЕКСТ, ДОКАЖИТЕ, ЧТО СПОСОБНОСТЬ ПРИЧАСТИЯ ПЕРЕДАВАТЬ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА КАК ДЕЙСТВИЕ, ЯВЛЕТСЯ ВЫРАЗИТЕЬНЫМ СРЕДСТВОМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ?
Вывод записывается в тетради: использование в стихотворении С.Маршака "Ландыш" большого количества причастий не только описывают ощущение от прихода весны, того, что распускается цветок, но и создает образ цветка, удивительно нежный и хрупкий: "природой бережно спеленутый, завернутый в зеленый лист:".
- РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ "ЛОДОРСКИЙ ВОДОПАД"
(текст проецируется через мультимедиапроектор и есть на столах детей)
- Чтение (про себя, затем вслух)
- Определите, какая часть речи так настойчиво повторяется автором? (деепричастие)
- Какой художественный эффект достигается этим? (вспомните, что обозначает деепричастие - "дорисовывает" действие, обозначает добавочное действие)
- Почему стихотворение записано лесенкой?
- Какие звуки в нем преобладают?
Вывод: использование в стихотворении большого количества деепричастий рисует нам динамичный, быстрый, стремительный образ водопада. Намеренное построение автором стихотворения лесенкой помогает и зрительно, и на слух представить водопад, аллитерация (звуки Р. Ш, Ж, Б.Л "озвучивает" текст.
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОТРЫВКОМ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.ФЕТА.
(дать карточки с вопросами, работают в парах. -5 минут. Зашита своей работы 3 мин) группа №1 , №2
- Прочитайте отрывок из стихотворения А.Фета.
- Определите, какое время суток изобразил поэт. По каким признакам вы догадались об этом?
- Назовите ключевые слова, которые помогают представить пейзаж, описанный в стихотворении.
- Найдите в отрывке слова, с помощью которых передаются краски этого пейзажа.
- Представьте себя художником. Что бы вы изобразили на холсте? Какие цвета вам бы понадобились? Какова цветовая гамма этого пейзажа?
- Объясните значение слов млея, понежиться. Каким частями речи они являются. Какое состояние природы подчеркивается с помощью этих слов? (покоя, затишья, безветрия)
- Найдите слово, с помощью которого пейзаж "озвучивается" (звеня).
А можно ли почувствовать, сухой, знойный или влажный воздух окутывает нас? Какие слова помогают это почувствовать (клубятся тучи, роса, не пыля)
Подчеркните в предложении подлежащие и сказуемые. Сколько основ в этом предложении?
Выделите деепричастия и деепричастные обороты. Какова их роль в описании пейзажа и душевного состояния? Объясните расстановку знаков препинания в этом предложении.
Группа 1.
- Прочитайте отрывок из стихотворения А.Фета.
- Определите, какое время суток изобразил поэт По каким признакам вы догадались об этом?
- Назовите ключевые слова, которые помогают представить пейзаж, описанный в стихотворении.
- Найдите в отрывке слова, с помощью которых передаются краски этого пейзажа.
- Представьте себя художником. Что бы вы изобразили на холсте? Какие цвета вам бы понадобились? Какова цветовая гамма этого пейзажа?
- Объясните значение слов млея, понежиться. Каким частями речи они являются. Какое состояние природы подчеркивается с помощью этих слов? (покоя, затишья, безветрия)
- Найдите слово, с помощью которого пейзаж "озвучивается" (звеня).
- А можно ли почувствовать, сухой, знойный или влажный воздух окутывает нас? Какие слова помогают это почувствовать (клубятся тучи, роса, не пыля
- Выделите деепричастия и деепричастные обороты. Какова их роль в описании пейзажа и душевного состояния? Объясните расстановку знаков препинания в этом предложении.
Группа 2
- Прочитайте отрывок из стихотворения А.Фета.
- Определите, какое время суток изобразил поэт.
- Найдите в отрывке слова, с помощью которых передаются краски этого пейзажа.
- Объясните значение слов млея, понежиться. Каким частями речи они являются. Какое состояние природы подчеркивается с помощью этих слов?
- Подчеркните в предложении подлежащие и сказуемые.
- Выделите деепричастия и деепричастные обороты. Какова их роль в описании пейзажа и душевного состояния? Объясните расстановку знаков препинания в этом предложении.
Вывод: (запись в тетради) Использование деепричастии и деепричастных оборотов насыщает картину действием, рисует объемную картину наступающего летнего вечера.
В этом учебном году мы с вами подробно говорим и о служебных частях речи. А могут ли они, эти предлоги, союзы, частицы, быть средством художественной выразительности?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНОМ СРАВНЕНИИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ), ВЫПОЛНЕННАЯ УЧЕНИКАМИ.
Вывод: (сделать должны дети)
ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ.
- НА КАКОЙ ЖЕ ВОПРОС МЫ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ОТВЕТИТЬ СЕГОДНЯ?
Каким будет ваш ответ.
ИНСТРУКТАЖ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
В качестве домашнего задания я хотела бы предложить вам любой вид работы, тот, что интереснее.
- Сочинение на лингвистическую тему " Как красиво работает слово в художественном тексте"
- Презентация "Морфологические средства выразительности"
- Словарик своих находок "Части речи украшают художественный текст"
- Стих. А.Фета "Шепот, робкое дыханье..." - роль существительных в тексте данного стихотворения"
- Свой вариант домашнего задания.