Урок русского языка "Лингвостилистический анализ стихотворения В.С. Высоцкого "Расстрел горного эха"

Разделы: Русский язык


Оборудование:

  • мультимедийная установка,
  • презентация,
  • таблицы-копилки для сбора материала и тексты стихотворения на каждом столе,
  • блоки вопросов для анализа текста.

Ход урока

I.

1) Учитель о теме и цели урока.

Сегодня у нас на уроке – стихотворение В.С. Высоцкого “Расстрел горного эха”. Наша цель - провести целостный лингвостилистический анализ текста произведения.

( Портрет В.С. Высоцкого проецируется на экране.)

2) Что вы знаете о В.С. Высоцком?

(Поэт и композитор, сам исполнял свои песни.)

Учитель. Высоцкий в жизни был актером, играл роли в театре и кино. А по вечерам, а часто и ночью, он писал стихи, которые при его жизни почти не печатали. Потом он придумывал к ним мелодии, подбирал их на гитаре, и стихи становились песнями. Их было много: веселых, грустных, серьезных. Так получилось, что эти песни полюбились очень многим, потому что Высоцкий умел выразить простыми словами то, что чувствовали люди. Фронтовики, слушая его песни о войне, не верили, что сам поэт на войне не был. Когда она закончилась, В. Высоцкому было только 7 лет.

Стихотворение “Расстрел горного эха” вы прочитали дома, а сейчас послушайте его. (Читает ученик.)

Какое впечатление вызывает стихотворение? О чем оно? (О том, как к мирным людям пришла война.) Задача нашего урока – выяснить, с помощью каких средств Высоцкому удалось нарисовать картину вторжения войны в мирную жизнь.

Дома вы провели подготовительную работу по анализу стихотворения, следуя известному вам плану. Чтобы наша работа была более плодотворной и проходила в быстром темпе, мы разделились сегодня на 4 группы, каждая из которых получит свои задания, представляющие собой блоки вопросов. Они распечатаны и лежат на ваших столах. Результатом станет домашняя работа “Лингвостилистический анализ стихотворения В. Высоцкого “Расстрел горного эха”. Ваша задача состоит в том, чтобы собрать как можно более полный материал для выполнения этой работы. Собирать материал мы будем в таблицы-копилки, какие обычно чертим у себя в тетради: слева даны понятия лингвистического анализа, справа вы запишете примеры и разъяснения. А сейчас группы в течение 5-7 минут будут самостоятельно работать над вопросами первых четырех блоков, связанных с темой, стилем, композицией и ритмикой произведения. ( Идет работа в группах.)

Учитель. Первое понятие, с которого мы начнем анализ – это тема. С темой и связанными с ней понятиями работала первая группа. ( Группа дает ответы на вопросы, остальные записывают ответы в копилки.)

Ответы первой группы.

Какова тема стихотворения? (Стихотворение рассказывает о мирной жизни веселого, доброго эха и о жестокой расправе над ним.)

Какие опорные слова поддерживают тему? (Жило-поживало, отзывалось на крик, подхватит, донесет – мирная жизнь эха;

пришли умертвить, топот и храп, обеззвучить, связали, всунули кляп, кровавая злая потеха, топтали, расстреляли, брызнули слезы – расправа над эхом.)

Как с темой связано название стихотворения? (В названии отражена тема; горное эхо – главный образ стихотворения.)

Учитель. Вторая группа докажет стилистическую принадлежность текста.

Ответы второй группы.

К какому функциональному стилю принадлежит текст?

  1. Жанр произведения – лирическое стихотворение, т.к. в центре – состояние души лирического героя, его переживания, оно в стихотворной форме, в нем есть ритм и рифма.
  2. Основная функция художественного стиля – воздействие на мысли и чувства читателя.
  3. Образность – один из признаков художественного стиля.

Ключевой образ стихотворения – образ горного эха, это образ – развернутое олицетворение. Эхо жило-поживало высоко в горах, помогало людям найти дорогу домой и было жестоко расстреляно теми, кого нельзя назвать людьми.

А что подразумевает автор под этим образом? (Так автор нарисовал гибель простого, доброго, мирного человека на войне.)

Хотя местоимение первого лица и не звучит в стихотворении, образ лирического героя, который переживает, скорбит о страшной потере, присутствует. Это видно в оценочных словах: веселое эхо, подхватит проворно, бережно донесет, злая потеха, притихшее эхо.

  1. Использование изобразительно-выразительных средств – еще одна черта художественного стиля:
  • развернутое олицетворение – эхо,
  • метафора –“ комом подкатит под горло”, “кровавая потеха”,
  • эпитет – “живое ущелье”,
  • сравнение – “брызнули слезы, как камни из раненых скал”.

Учитель. Вы сумели доказать принадлежность текста к художественному стилю, отметив в том числе жанр произведения – лирическое стихотворение. Третья группа наблюдала над его ритмикой, дадим им слово. ( Третья группа анализирует особенности ритмики.)

Ответы учащихся.

1-ый – разделив стихотворные строчки на слоги и расставив ударение, я выяснил, что стихотворение написано амфибрахием (это трехсложный размер с ударением на втором слоге).

2-ой - рифмы в стихотворении перекрестные, т.к. рифмуются 1 и 3 строки, 2 и 4. (не помеха – эхо; проник – крик); во 2 и 4 строчках ударение падает на последний слог – это мужская рифма, в 1 и 3 на предпоследний – женская рифма. Такое сочетание делает действие динамичным и напряженным.

Учитель. Ребята из четвертой группы анализировали особенности построения этого текста. Каковы они?

Ответы учащихся.

Какова композиция произведения? Из каких смысловых частей оно состоит?

(Текст можно условно разделить на две части: 1 ч. (8 строк) – рассказывает о мирной жизни эха, 2 ч. (8 строк) – сцена расправы над ним. Эти части противопоставлены друг другу.)

Как связаны предложения внутри текста?

(И цепная, и параллельная связь: цепная – горное эхо = оно (мест.); сдавленный стон – крик о помощи – синонимы. Параллельная связь между сложными предложениями- однотематическая лексика).

Учитель. Выясним, как удалось автору выразить это противопоставление на различных языковых уровнях: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом.

( Самостоятельная работа в группах по заданным вопросам.)

Фонетический уровень. Ответы первой группы.

В первой части мы слышим ассонанс – повтор гласного звука “о”: жило-поживало веселое горное эхо. (Создает мирное, спокойное настроение.) Во второй части аллитерация – повтор согласного “р”: расстреляли, брызнули, раненых (это звук расправы).

Учитель. Понаблюдаем над лексикой, т.е. словарным составом, который также подтверждает принадлежность текста к художественному стилю.

Ответы второй группы.

  1. Народно-поэтическое слово, сказочное “жило-поживало”.
  2. Фразеологизм - комом под горло – состояние человека, испытывающего глубокое страдание.
  3. Слова в переносном значении – сдавленный стон, живое ущелье и др.
  4. Контекстуальные синонимы – сдавленный стон – крик о помощи, эхо – живое ущелье.
  5. Эмоционально-оценочные слова: “веселое”, “проворно”, “бережно”, “нелюди”, “злая потеха”.

Учитель. Мы знаем, что большой изобразительной силой обладают и части речи, каждая из них в тексте играет определенную роль. Переместимся на морфологический уровень. Какая часть речи занимает главное место и почему?

Ответы третьей группы.

(Это глаголы. Они передают напряженность, остроту действия: глаголы прошедшего времени (жило-поживало, отзывалось), будущего времени (подхватит, усилит, донесет ) говорят о доброй, полезной работе эха; прошедшего времени (пришли умертвить, обеззвучить, связали, сунули, топтали, расстреляли, брызнули) передают ужас расправы.

Какие части речи встречаются в тексте и каково их назначение?

(6 существительных для описания мест, где жило-поживало эхо: тишь, перевал, круча, скалы, ветра, не помеха. Наречия описывают качество работы эха – проворно, бережно. Отрицательные частицы окрашивают действие в черный цвет. Повторяющийся союз и усиливает трагизм происходящего.)

Учитель. Понаблюдаем над синтаксисом текста. Что мы можем о нем сказать?

Ответы четвертой группы.

  1. Текст состоит из нескольких сложных предложений, среди них есть и ССП, и СПП. Почему? (Автор изображает сложную гамму чувств: сожаление, скорбь, презрение и ненависть.)
  2. Предложения с однородными членами: подхватит, усилит, донесет; умертвить, обеззвучить, связали, всунули. С какой целью? (Подчеркивают важное постоянство в работе эха; усиливают трагизм в изображении расправы.)

Какую роль играет многоточие? (Оно как бы останавливает и запечатлевает это грустное мгновение, оставляя читателя в горьком раздумье.)

Учитель. На этом метком и четком многоточии мы заканчиваем нашу работу над стихотворением.

Подведем итог нашим рассуждениям, сформулируем основную мысль стихотворения. Что хотел сказать нам автор? (В. Высоцкому удалось в образной, метафорической форме передать, насколько чудовищна и противна человеческой природе война.) Возвращаясь к цели нашего урока, хочу напомнить, что вам необходимо было проанализировать текст на всех уровнях, исходя из его стилевой принадлежности, и накопить материал к домашнему сочинению. Посмотрим, как вы справились с заданием. (Читают материалы из таблиц.) На основе набранного материала – домашнее сочинение.

А теперь руководителей я попрошу высказаться о работе каждого из группы и оценить его вклад в общее дело. ( Высказываются руководители групп.)

Сегодня у нас в гостях был В. Высоцкий со своим стихотворением, поэтому закончить урок я хочу на лирической ноте. Послушайте песню в его исполнении. Она называется “Горное эхо”. (Звучит запись песни.)