Оборудование:
- мультимедийная установка,
- презентация,
- таблицы-копилки для сбора материала и тексты стихотворения на каждом столе,
- блоки вопросов для анализа текста.
Ход урока
I.
1) Учитель о теме и цели урока.
Сегодня у нас на уроке – стихотворение В.С. Высоцкого “Расстрел горного эха”. Наша цель - провести целостный лингвостилистический анализ текста произведения.
( Портрет В.С. Высоцкого проецируется на экране.)
2) Что вы знаете о В.С. Высоцком?
(Поэт и композитор, сам исполнял свои песни.)
Учитель. Высоцкий в жизни был актером, играл роли в театре и кино. А по вечерам, а часто и ночью, он писал стихи, которые при его жизни почти не печатали. Потом он придумывал к ним мелодии, подбирал их на гитаре, и стихи становились песнями. Их было много: веселых, грустных, серьезных. Так получилось, что эти песни полюбились очень многим, потому что Высоцкий умел выразить простыми словами то, что чувствовали люди. Фронтовики, слушая его песни о войне, не верили, что сам поэт на войне не был. Когда она закончилась, В. Высоцкому было только 7 лет.
Стихотворение “Расстрел горного эха” вы прочитали дома, а сейчас послушайте его. (Читает ученик.)
Какое впечатление вызывает стихотворение? О чем оно? (О том, как к мирным людям пришла война.) Задача нашего урока – выяснить, с помощью каких средств Высоцкому удалось нарисовать картину вторжения войны в мирную жизнь.
Дома вы провели подготовительную работу по анализу стихотворения, следуя известному вам плану. Чтобы наша работа была более плодотворной и проходила в быстром темпе, мы разделились сегодня на 4 группы, каждая из которых получит свои задания, представляющие собой блоки вопросов. Они распечатаны и лежат на ваших столах. Результатом станет домашняя работа “Лингвостилистический анализ стихотворения В. Высоцкого “Расстрел горного эха”. Ваша задача состоит в том, чтобы собрать как можно более полный материал для выполнения этой работы. Собирать материал мы будем в таблицы-копилки, какие обычно чертим у себя в тетради: слева даны понятия лингвистического анализа, справа вы запишете примеры и разъяснения. А сейчас группы в течение 5-7 минут будут самостоятельно работать над вопросами первых четырех блоков, связанных с темой, стилем, композицией и ритмикой произведения. ( Идет работа в группах.)
Учитель. Первое понятие, с которого мы начнем анализ – это тема. С темой и связанными с ней понятиями работала первая группа. ( Группа дает ответы на вопросы, остальные записывают ответы в копилки.)
Ответы первой группы.
Какова тема стихотворения? (Стихотворение рассказывает о мирной жизни веселого, доброго эха и о жестокой расправе над ним.)
Какие опорные слова поддерживают тему? (Жило-поживало, отзывалось на крик, подхватит, донесет – мирная жизнь эха;
пришли умертвить, топот и храп, обеззвучить, связали, всунули кляп, кровавая злая потеха, топтали, расстреляли, брызнули слезы – расправа над эхом.)
Как с темой связано название стихотворения? (В названии отражена тема; горное эхо – главный образ стихотворения.)
Учитель. Вторая группа докажет стилистическую принадлежность текста.
Ответы второй группы.
К какому функциональному стилю принадлежит текст?
- Жанр произведения – лирическое стихотворение, т.к. в центре – состояние души лирического героя, его переживания, оно в стихотворной форме, в нем есть ритм и рифма.
- Основная функция художественного стиля – воздействие на мысли и чувства читателя.
- Образность – один из признаков художественного стиля.
Ключевой образ стихотворения – образ горного эха, это образ – развернутое олицетворение. Эхо жило-поживало высоко в горах, помогало людям найти дорогу домой и было жестоко расстреляно теми, кого нельзя назвать людьми.
А что подразумевает автор под этим образом? (Так автор нарисовал гибель простого, доброго, мирного человека на войне.)
Хотя местоимение первого лица и не звучит в стихотворении, образ лирического героя, который переживает, скорбит о страшной потере, присутствует. Это видно в оценочных словах: веселое эхо, подхватит проворно, бережно донесет, злая потеха, притихшее эхо.
- Использование изобразительно-выразительных средств – еще одна черта художественного стиля:
- развернутое олицетворение – эхо,
- метафора –“ комом подкатит под горло”, “кровавая потеха”,
- эпитет – “живое ущелье”,
- сравнение – “брызнули слезы, как камни из раненых скал”.
Учитель. Вы сумели доказать принадлежность текста к художественному стилю, отметив в том числе жанр произведения – лирическое стихотворение. Третья группа наблюдала над его ритмикой, дадим им слово. ( Третья группа анализирует особенности ритмики.)
Ответы учащихся.
1-ый – разделив стихотворные строчки на слоги и расставив ударение, я выяснил, что стихотворение написано амфибрахием (это трехсложный размер с ударением на втором слоге).
2-ой - рифмы в стихотворении перекрестные, т.к. рифмуются 1 и 3 строки, 2 и 4. (не помеха – эхо; проник – крик); во 2 и 4 строчках ударение падает на последний слог – это мужская рифма, в 1 и 3 на предпоследний – женская рифма. Такое сочетание делает действие динамичным и напряженным.
Учитель. Ребята из четвертой группы анализировали особенности построения этого текста. Каковы они?
Ответы учащихся.
Какова композиция произведения? Из каких смысловых частей оно состоит?
(Текст можно условно разделить на две части: 1 ч. (8 строк) – рассказывает о мирной жизни эха, 2 ч. (8 строк) – сцена расправы над ним. Эти части противопоставлены друг другу.)
Как связаны предложения внутри текста?
(И цепная, и параллельная связь: цепная – горное эхо = оно (мест.); сдавленный стон – крик о помощи – синонимы. Параллельная связь между сложными предложениями- однотематическая лексика).
Учитель. Выясним, как удалось автору выразить это противопоставление на различных языковых уровнях: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом.
( Самостоятельная работа в группах по заданным вопросам.)
Фонетический уровень. Ответы первой группы.
В первой части мы слышим ассонанс – повтор гласного звука “о”: жило-поживало веселое горное эхо. (Создает мирное, спокойное настроение.) Во второй части аллитерация – повтор согласного “р”: расстреляли, брызнули, раненых (это звук расправы).
Учитель. Понаблюдаем над лексикой, т.е. словарным составом, который также подтверждает принадлежность текста к художественному стилю.
Ответы второй группы.
- Народно-поэтическое слово, сказочное “жило-поживало”.
- Фразеологизм - комом под горло – состояние человека, испытывающего глубокое страдание.
- Слова в переносном значении – сдавленный стон, живое ущелье и др.
- Контекстуальные синонимы – сдавленный стон – крик о помощи, эхо – живое ущелье.
- Эмоционально-оценочные слова: “веселое”, “проворно”, “бережно”, “нелюди”, “злая потеха”.
Учитель. Мы знаем, что большой изобразительной силой обладают и части речи, каждая из них в тексте играет определенную роль. Переместимся на морфологический уровень. Какая часть речи занимает главное место и почему?
Ответы третьей группы.
(Это глаголы. Они передают напряженность, остроту действия: глаголы прошедшего времени (жило-поживало, отзывалось), будущего времени (подхватит, усилит, донесет ) говорят о доброй, полезной работе эха; прошедшего времени (пришли умертвить, обеззвучить, связали, сунули, топтали, расстреляли, брызнули) передают ужас расправы.
Какие части речи встречаются в тексте и каково их назначение?
(6 существительных для описания мест, где жило-поживало эхо: тишь, перевал, круча, скалы, ветра, не помеха. Наречия описывают качество работы эха – проворно, бережно. Отрицательные частицы окрашивают действие в черный цвет. Повторяющийся союз и усиливает трагизм происходящего.)
Учитель. Понаблюдаем над синтаксисом текста. Что мы можем о нем сказать?
Ответы четвертой группы.
- Текст состоит из нескольких сложных предложений, среди них есть и ССП, и СПП. Почему? (Автор изображает сложную гамму чувств: сожаление, скорбь, презрение и ненависть.)
- Предложения с однородными членами: подхватит, усилит, донесет; умертвить, обеззвучить, связали, всунули. С какой целью? (Подчеркивают важное постоянство в работе эха; усиливают трагизм в изображении расправы.)
Какую роль играет многоточие? (Оно как бы останавливает и запечатлевает это грустное мгновение, оставляя читателя в горьком раздумье.)
Учитель. На этом метком и четком многоточии мы заканчиваем нашу работу над стихотворением.
Подведем итог нашим рассуждениям, сформулируем основную мысль стихотворения. Что хотел сказать нам автор? (В. Высоцкому удалось в образной, метафорической форме передать, насколько чудовищна и противна человеческой природе война.) Возвращаясь к цели нашего урока, хочу напомнить, что вам необходимо было проанализировать текст на всех уровнях, исходя из его стилевой принадлежности, и накопить материал к домашнему сочинению. Посмотрим, как вы справились с заданием. (Читают материалы из таблиц.) На основе набранного материала – домашнее сочинение.
А теперь руководителей я попрошу высказаться о работе каждого из группы и оценить его вклад в общее дело. ( Высказываются руководители групп.)
Сегодня у нас в гостях был В. Высоцкий со своим стихотворением, поэтому закончить урок я хочу на лирической ноте. Послушайте песню в его исполнении. Она называется “Горное эхо”. (Звучит запись песни.)