Цели урока:
- продолжить формирование навыка написания одного и двух Н в прилагательных
- обогащать словарный запас учащихся
- развивать монологическую речь за счет объяснения написания Н и НН в прилагательных, развивать внимание, наблюдательность и умение анализировать
- воспитывать умение работать в коллективе.
ХОД УРОКА
1. Синтаксическая минутка
Выполнить синтаксический разбор предложения.
В траве между корней б…жит, струится маленький3 серебря…ый2 ручей4.
(выполнение разборов проводится у доски и в тетрадях)
2. Устный опрос
– Когда в прилагательных пишется одна буква Н?
Приведите примеры.
– Когда мы должны написать НН? Приведите примеры.
3. Работа у доски (2 ученика)
Образовать от данных существительных прилагательные с Н или НН, обозначить орфограмму.
Сон, длина, хозяйство, грач, мужество, голубь, струна, глубина, авиация, шерсть, окно, закон, истина.
4. Работа с классом
Образуйте от данных слов прилагательные с Н и НН и обозначьте орфограмму.
Полотно, цена, лед, корень, дерево, торф, конь, гора, осень, торжество, ветер, олово.
Затем проводится взаимопроверка. Ученики обмениваются тетрадями, проверяют и выставляют оценки. «5» – 11-12 правильных ответов, «4» – 9-10 правильных ответов, «3» – 6-8 правильных ответов, «2» – 0-5 правильных ответов.
5. Объяснительный диктант
Карманные деньги, каменная глыба, чугунная решетка, лосиные следы, пчелиный рой, ценная вещь, старинный диван, звериная тропа, туманное утро, песчаные отмели.
6. Физминутка для глаз
7. Творческое задание
Заменить словосочетания существительное + существительное словосочетаниями существительное + прилагательное.
Приготовления к войне, укрепления из глины, день без ветра, дом из камня, дни осени, кружка из стекла, стая журавлей, яд змеи, бой барабанов.
8. Выборочный диктант
Прохлада утренняя веет, едва колышутся леса, как блестки золота, светлеет их переливная краса. В зеркало залива сонный лес глядит. Роняет лес багряный свой убор. Кусты в серебряных сережках стоят, глядят по сторонам, где русый дождь на тонких ножках перебежал дорогу нам. На другом берегу желтело овсяное поле. Город спал в эту ветреную ночь. Капитон только прищурил свои оловянные глазки. Миша рассматривал старинный каменный дом, дворовые постройки. Далеко впереди Васютка заметил входящую в глубь тайги бороздку лиственного леса. Митроша бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.
9. Творческий диктант
Заменить развернутые понятия синонимичными словосочетаниями.
Растения, которые собирают для приготовления лекарств. Охота, ведущаяся с помощью соколов. Кукла, сделанная из дерева. Шкаф, в котором хранят верхнее платье. Почта, осуществляемая с помощью голубей.
10. Работа по индивидуальным карточкам.
№ 1.
Багрян_ый закат, барабан_ый бой, безветрен_ый день, ветрян_ая мельница, глинян_ый горшок, гусин_ое перо, деревян_ый стол, диковин_ая игрушка, дискуссион_ый вопрос, дорога длин_а.
№ 2.
Ветрен_ый день,искусствен_ый цветок, истин_ые чувства, камен_ая ограда, карман_ые часы, картин_ая галерея, клюквен_ый морс, кожан_ые перчатки, комарин_ый укус, комиссион_ый магазин.
№ 3
коноплян_ое семя, курин_ый бульон, лебедин_ая шея, ледян_ой наст, лосин_ая тропа, львин_ая грива, маслян_ое пятно, машин_ый перевод, мгновен_ое решение, мелодия монотон_а.
№ 4.
мужествен_ый поступок, обеден_ый стол, овчин_ый тулуп, оловян_ый солдатик, осен_яя пора, ослин_ое упрямство, песчан_ый пляж, петушин_ый гребень, пламен_ая речь, полотнян_ая простыня.
11. Поведение итогов урока
– Что нового вы узнали на уроке?
– Когда в прилагательных пишется Н, а когда НН?
12. Выставление оценок за урок
13. Домашнее задание. Составить кроссворд на изученную орфограмму.
Использованная литература:
1. Сборник диктантов по русскому языку. Л. А. Виноградова, М: «Просвещение». 1988 г.