Логопедия
-
Применение игровых технологий на этапе формирования буквенного гнозиса и праксиса у дошкольников с ОНР как одно из условий преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС 2019
В статье представлено разнообразие игровых технологий, применяемых в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР на этапе формирования буквенного гнозиса и праксиса, которые помогают более эффективному и прочному усвоению буквы как графического символа. Данные технологии полезно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, так же их можно рекомендовать воспитателям и родителям для совместной деятельности с детьми.
-
Применение ИКТ в процессе логопедического сопровождения учащихся коррекционной школы 2024
В статье рассматривается возможность использования информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
-
Применение кинезеологических упражнений в работе учителя-логопеда в начальных классах с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи 2021
В данной статье говорится о том, что такое кинезеология и кинезеологические упражнения. Раскрывается их влияние на младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
-
Применение лингвистических игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 2009
Лингвистические игры способствуют развитию лексико-грамматического строя речи, формированию фонематического слуха и интонационной выразительности, направленны на обогащение социального опыта ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми.
-
Применение моделей артикуляции звуков на занятиях по обучению грамоте 2010
Основной целью работы является научить учащихся дифференцировать звуки [ш]–[ж] на слух и в произношении в слогах, словах, предложениях; закрепить навыки послогового чтения, написание большой буквы в именах людей, слогов "ши"-"жи".
-
Применение наглядного моделирования в логопедической работе с детьми с ОНР 2011
О наглядном моделировании в логопедической работе, его практическом применении на основе опыта автора.
-
Применение нетрадиционных методик массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии 2021
В статье анализируются применение нетрадиционных методик массажа в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Анализ результатов демонстрирует положительную динамику коррекции звукопроизношения с применением нетрадиционных техник, что массажа у детей экспериментальной группы. Следует отметить, применение нетрадиционных методик массажа в коррекционной работе с детьми при паретичности артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры является эффективным без каких-либо побочных эффектов.
-
Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР (из опыта работы) 2022
Статья знакомит с опытом работы учителей-логопедов по применению современных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР. Педагоги рассказывают о использовании в практической деятельности современных образовательных технологий, новых подходов, эффективных форм, методов, приёмов, умелом сочетании их с традиционными формами работы для повышения эффективности и качества работы логопеда.
-
Применение технологии интеллект-карт в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи 2023
В статье описаны особенности создания интеллект-карт и практический опыт использования данной технологии в работе с детьми ТНР. Данная технология позволяет повысить эффективность коррекционного работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
-
Применение элементов ТРИЗ-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста 2024
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ. В моей работе применение ТРИЗ-технологии приводит к динамике развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, а также диалектического мышления. При использовании ТРИЗ-технологий основная задача: не давать детям готовые знания, а учить находить их самостоятельно.
-
Пример использования нейропсихологических технологий на логопедическом занятии по коррекции письма 2015
Предлагается пример логопедического занятия с учениками второго класса с использованием элементов нейропсихологической методики коррекции сенсомоторного уровня речи «Дельфины». Цель занятия: научить детей не путать написание букв «ц» и «ч» на уровне предложений.
-
Принципиальные отличия во взаимодействии с родителями воспитанников групп компенсирующей направленности в рамках ФГТ 2011
Статья посвящена принципиальным отличиям во взаимодействии с родителями воспитанников групп компенсирующей направленности в рамках ФГТ. Приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655 ориентирует учителей-логопедов на активное взаимодействие с родителями. Родителям отведена особая роль: они должны стать активными участниками в реализации интегрированных коррекционной и общеобразовательной программ.
-
Приставки пространственного значения
2018
Основная цель занятия - учить детей находить и использовать приставки пространственного значения в словах, словосочетаниях, в предложениях и текстах. Также занятие направлено на развитие диалогической речи через формирование ответа полным предложением; на расширение словарного запаса за счёт приставочных глаголов; закрепление правила написания приставок с глаголами, развитие фонематического восприятия, формирование навыков языкового анализа и синтеза.
-
Причины возникновения задержки развития у детей 2024
Задержка в развитии — это симптом патологического процесса, который приводит к нарушениям в физиологическом или психологическом плане. У задержки в развитии нет единых этиологических факторов, так как каждый вид задержки имеет свои провоцирующие факторы. Однако следует отметить, что практически для всех случаев есть одна общая причина — задержка внутриутробного развития плода (ЗВУР). В зависимости от характера отставания ребенка от сверстников выделяют следующие виды задержек: задержка речевого развития (ЗРР), задержка психоречевого развития (ЗПРР), задержка психического развития (ЗПР), задержка моторного развития (ЗМР), задержка психомоторного развития (ЗПМР).
-
Причины возникновения и коррекция дисграфии на уроках русского языка у учащихся младших классов 2017
С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами. Такие затруднения чаще всего становятся следствием частичного специфического нарушения письма – дисграфии. Выделяют пять форм дисграфии.
-
Проблема невнимательности у младших школьников с речевыми нарушениями 2012
Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных причин снижения успеваемости. В статье рассматривается проблема невнимательности обучающихся с речевыми нарушениями; подробно описываются возможные причины недостаточного внимания школьников, основные свойства внимания, особенности формирования и развития этих свойств.
-
Проблема ослабления памяти у младших школьников с нарушениями речевого развития к вербальной информации и пути ее формирования 2011
В современной коррекционной педагогике идёт активный поиск путей и средств педагогической поддержки детей с ослабленной памятью. При организации обучения, адаптированного к возможностям детей с ослабленной памятью, возможны следующие направления: учёт и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти; организация смыслового запоминания на основе выделения главного; визуализация запоминаемой информации; обеспечение эмоционального богатства передаваемой информации.
-
Проблема речевой компетенции детей-инофонов, билингвов, мигрантов в формировании толерантных взаимоотношений в условиях дошкольного учреждения 2023
В образовании встает проблема взаимодействия с детьми-мигрантами из стран Средней Азии и Кавказа, т.к. они входят в «группу риска» по проблемам адаптации в коллективе из-за незнания или недостаточного знания языка, на котором проводится обучение, и культурных особенностей страны. Каждый язык имеет свою фонематическую (звуковую) систему и определенные закономерности грамматического строя. В связи с этим в процессе овладения устной речью языковые закономерности одного языка будут вступать в противоречие с еще плохо усвоенными закономерностями другого языка. А психологический конфликт и афферентные состояния у этих детей могут усугублять проявления нарушений речи: фонетику и фонематику (произношение и различение звуков), лексику и грамматику. Речь таких детей характеризуется многообразными нарушениями произношения звуков, не сформированностью лексико-грамматического оформления и, как следствие, нарушение понимания речи.
-
Проблемы билингвизма у дошкольников. Взгляд логопеда-практика 2014
Мой профессиональный стаж работы в логопедии составляет 25 лет. В последние 10 лет моей работы я наблюдаю устойчивую тенденцию — после речевых комиссий в каждом новом наборе в нашу речевую группу попадает от одного до четырех детей, которые говорят на двух, и даже более языках, и имеющих при этом логопедические диагнозы «Тяжелое нарушение речи» и «Общее недоразвитие речи» разных уровней речевого развития.
-
Проблемы готовности к школьному обучению детей с речевой патологией 2024
Наибольшие трудности при поступлении в школу, как правило, испытывают дети с речевыми нарушениями, дети, не посещавшие дошкольные учреждения, дети из социально неблагоприятных семей, т.е. дети, круг общения которых ограничен близкими взрослыми, а опыт совместной деятельности и общения со сверстниками незначителен. Таким образом, готовность к школе – это результат воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.
-
Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников 2021
Ранний возраст ребенка является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других и регуляции собственного поведения человека, то есть в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах внешней и внутренней. Внешняя представлена следующими видами: устная речь (монолог, диалог); письменная речь. На ее развитие оказывают влияние множество факторов: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные), а также условия окружающей среды.
-
Проведение мастер-класса на тему «Игротека речевых игр. Лэпбук в работе учителя-логопеда» 2020
Занимаясь с детьми с тяжелой речевой патологией, я заметила, что у них страдает не только речевое развитие, но и замедлены темпы физического, интеллектуального, моторного и эмоционального развития. Всё сложнее становится включить такого ребёнка в образовательную деятельность, удерживая его внимание на длительное время. В своей работе я использую новую технологию, интересное интерактивное пособие – лэпбук.
-
Программа "Говорушечка" 2010
Неумение детей связно, логично высказывать свои мысли ведет к несформированности монологической речи. На основании проведенного ранее экспериментального исследования, автором осуществлен оптимальный подбор методов, приемов обучения и создана программа «Говорушечка». При разработке использована базовая программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», утвержденная Министерством образования Российской Федерации.
-
Программа "Инновационные педагогические технологии, обеспечивающие создание коррекционно-развивающего пространства школы, интегрирующей детей с нарушением речи" 2011
В коррекционной работе с детьми, имеющими трудности в обучении, школьный логопед сталкивается с необходимостью выстраивать методику с обеспечением разнообразной практики для развития языковой способности и наблюдательности, для формирования речевой коммуникации и развития эмоционально-волевой сферы с учетом ведущих у ребенка модальностей. Система оказания помощи таким детям определяется комплексом проблем, и задачу следует понимать шире, чем только обучение письму и чтению.
-
Программа "Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя-логопеда" 2011
В Программе и приложениях к ней систематизирован материал по использованию ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР). Приведены результаты диагностики, на основании которых определена вариативность использования компьютера.
-
Программа "Логочас" 2010
Данная программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет, имеющими отклонения в развитии (ЗПР, ТНР, УО, ТИ). В программе определены основные направления логопедической работы; учтена общность развития нормально развивающихся детей и детей с недоразвитием речи, что проявляется в онтогенетическом подходе к построению её содержания.
-
Программа «Я учусь говорить» 2015
Цель: преодоление нарушений речи у детей; предупреждение вторичных нарушений речи и профилактику речевых нарушений; совершенствование разных сторон и качеств речи и развитие слухоречевого и зрительного внимания, зрительной и речевой памяти, словесно-логического мышления, грамматического строя речи; постановку дыхания с методом БОС (для детей с 5 лет, имеющих сложные речевые нарушения).
-
Программа внеурочной деятельности "Учимся правильно говорить" 2014
Программа соответствует ФГОС второго поколения, который представляет особые требования к результатам освоения общеобразовательных и дополнительных программ. Они структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Цель программы: формирование грамотной речи, умения выражать свои мысли, обогащение словарного запаса учащихся.
-
Программа для детских садов по разделу "Содержание коррекционной (логопедической) работы" 2013
Программа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Цель: модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения; дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения, речевого заключения и способов ориентации в познании окружающего мира. Программа может быть использована учителями-логопедами в детских садах компенсирующего вида.
-
Программа для развития артикуляционного аппарата "Язычок и все, все, все…" 2011
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Цель представленной программы – профилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения у детей.